Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:00, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявление и экспериментальное подтверждение педагогических условий формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Объектом нашего исследования является процесс формирования здорового образа жизни.
Предметом являются педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
1.1. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования………….......6
1.2. Физическая культура как путь формирования здорового образа жизни школьников …………………………………………………..…………………….13
1.3. Средства физического воспитания по формированию здорового образа жизни ……….…………………….………………….………………………..19
Глава II. Педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
2.1. Критерии и методы исследования уровня сформированности здорового образа жизни школьников .…………………………………………………….29
2.2. Формирование здорового образа жизни школьников с помощью комплекса средств физического воспитания ...………………………...….….….…..39
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиография ………………………............................………................................55

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 1.doc

— 619.50 Кб (Скачать)

     В работе В. Берхетова «Личность и  условия ее развития и здоровья» открывается зависимость формирования здоровья ребенка от условий работы в школе. Автор считает, что рациональное воспитание должно развивать в ребенке «тот добрый дух, который столь необходим для борьбы с житейскими невзгодами» [40, 60].

     Известный теоретик физической культуры Г.С. Туманян полагает, что формирование физической культуры и прочных навыков здорового образа жизни человека предопределяется решением комплекса пяти групп задач:

     1) Формирование духовной сферы  личности.

     2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.

     3) Физическое (точнее физкультурное)  образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.

     4) Совершенствование тех функциональных  свойств или кондиционных возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности.

     5) Физическое развитие, формирование  основных тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. [34].

     Он  утверждает, что в государственных учебных программах по физической культуре для обучающихся все замыкается на уровне физической подготовки. Отсутствует указание на необходимость формирования здорового образа жизни, т.е. соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретного случая правильный комплекс упражнений, определять рациональную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты физической культуры [34].

     Занятия физической культурой способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания. Физическая культура помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовой деятельности, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность, а также активный отдых, то есть рациональным двигательный режим.

     Занятия физической культурой обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения [56].

     Н.Н. Визитей и В.П. Моченов справедливо  отмечали, что проблема физической культуры как культуры телесного бытия человека не может быть сведена к какому-либо одному направлению своего проявления, хотя в настоящее время как в массовом, так и в теоретическом сознании преобладает узкое понимание физической культуры лишь как двигательной активности человека [15; 38].

       О.А. Мильштейн указывает, что  одним из важнейших социальных  факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15-20 лет во многих странах «спортом для всех». ЗОЖ [31]. По мнению В.Н. Мошкова, физическая культура представляет собой основу здорового образа жизни, способом совершенствования активной адаптации к различным условиям внешней среды [37].

     Президент ассоциации «Спорт для всех» А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура - стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление ЗОЖ. Этот же автор признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с такими объективными факторами образа жизни, как экономика и наличие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий [32].

    Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие  здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия  физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

    Физическая  культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая здорового образа жизни.

    Физическая  культура - составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья [31].

    Изучив  вопрос о физической культуре как  средстве формирования здорового образа жизни, мы пришли к следующим выводам.

    Из  совокупности понятия «здоровый  образ жизни», объединяющего все  сферы жизнедеятельности личности наиболее актуальной и универсальной  составляющей является физическая культура и спорт. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная тренировка, средство коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Средства физического воспитания

    по  формированию здорового  образа жизни

     Эффективность целенаправленной работы по воспитанию ЗОЖ личности учащихся в единой системе воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения обеспечивается использованием разнообразных форм организации. В практике работы образовательных учреждений все формы оздоровительного воспитания средствами физической культуры принято разделять на две группы. Первая группа представляет собой преимущественно учебно-образовательный процесс, осуществляемый на уроках; вторая - комплекс оздоровительных воздействий вне урока.

     На  уроках физической культуры с основами здорового образа жизни решаются конкретные задачи по воспитанию, укреплению индивидуального здоровья с активным использованием разнообразных видов физкультурно-оздоровительной деятельности [34].

     По  мнению В.Н. Волкова основными требованиями к комплексному уроку физической культуры с основами здорового образа жизни должны стать следующие:

     - дифференцированный подход к  учащимся с учетом их здоровья, физического развития. Особое внимание должно уделяться школьникам с ослабленным здоровьем;

     - комплексное решение конкретных  оздоровительных, образовательных и воспитательных задач на каждом уроке;

     - изучение основ знаний, ценностей  физической культуры и индивидуального здоровья детей;

     - освоение жизненно важных двигательных  действий, включая навыки оказания  первой помощи;

     - овладение умениями и навыками самостоятельных занятий физическими упражнениями, приобщение к режиму учебы и отдыха, личной и общественной гигиене и использованию гигиенических средств, психофизической регуляции организма;

     - в применении разнообразных методов  обучения и воспитания акцент следует делать на методах, направленных на формирование устойчивого интереса учащихся к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (с учетом их здоровья и подготовленности), повышающей интеллектуальную активность личности, уровень самостоятельности в поисках знаний, проявление творческой активности;

     - влияние каждого урока на учащихся  должно быть разносторонним как  в плане физкультурно-оздоровительного  образования, так и в плане  физического развития. Деятельность  учеников необходимо продумать не только по содержанию, но и по характеру. Следует регулировать напряженность интеллектуальных, физических и волевых усилий учащихся, обеспечивая оптимальный уровень работоспособности на протяжении всего занятия;

     - обязательным требованием к уроку являются непрерывность и этапность учебных занятий в течение четверти, полугодия, учебного года;

     - каждый урок с учетом специфических  задач физического воспитания  должен быть подчинен общим  задачам образования, развития, оздоровления  и воспитания личности;

     - время урока должно быть использовано  максимально целесообразно, чтобы  обеспечить активную деятельность  учащихся на протяжении всех 40 минут. Физические нагрузки при этом необходимо чередовать с активным отдыхом [47].

     Как основная, обязательная для всех обучающихся организационная форма физического воспитания урок физической культуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который предусмотрен учебной программой и составляет основу обшей физической подготовленности школьников. Именно урок является основной формой физического воспитания, где возможно привитие основ здорового образа жизни. В целях разностороннего воздействия уроков физкультуры на здоровье обучающихся используются в различных сочетаниях практически все основные средства физического воспитания - физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Оздоровительный эффект урока физической культуры достигается тщательным подбором гимнастических и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, умелой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий. Не менее важно обеспечить единство двигательных ощущений, интеллектуальных действий, эмоций и чувств. Объем физических упражнений, выполняемых учащимися, зависит от их возраста. Так, младшие школьники нуждаются в более частой смене движений, поэтому с ними в пределах урока проводится 3-4 упражнения. От учащихся средних и особенно старших классов требуется более точное выполнение движений. На их разучивание и освоение выделяется больше времени, но уменьшается общее количество упражнений [14].

     К построению урока физической культуры, как средства формирования здорового образа жизни, предъявляются как общедидактические, так и специфические требования. Удовлетворение этих требований предполагает, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществлялось по нарастающей, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижаясь до исходного состояния. Для подготовки учащихся к выполнению основных двигательных действий проводятся гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, общеразвиваюшие упражнения (на внимание, осанку, ловкость, координацию движений, чувство ритма). Своего пика физиологическая кривая достигает в основной части урока, когда решается его центральная педагогическая задача. На этом этапе учащиеся разучивают и совершенствуют все подлежащие усвоению упражнения, им сообщают теоретические сведения основ здорового образа жизни. Чтобы снять естественное возбуждение, привести организм ученика в относительно спокойное состояние, в заключительной части урока рекомендуется применять не требующие большого физического напряжения игры, строевые ритмические, дыхательные и другие несложные упражнения [36].

     К урокам физкультуры примыкают занятия, проводимые в группах общей физической подготовки. Организуемые на добровольных началах, они являются переходной формой от урока к спортивной секции. Группы общей физической подготовки имеют многоцелевое назначение. Они помогают отстающим в усвоении учебной программы и повышении уровня их физической подготовленности; приобщают учащихся к систематическим занятиям и содействуют последующему выбору спортивной специализации; готовят занимающихся к предстоящим внутришкольным соревнованиям по учебной программе [34].  Для наиболее физически подготовленных школьников предназначаются спортивные секции. Содержание занятий в этих секциях зависит от культивируемого вида спорта и определяется программами для коллективов физической культуры восьмилетних и средних школ. Школьников с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии привлекают к занятиям по лечебной физкультуре. Для комплектования групп лечебной физкультуры тщательно изучают и учитывают функциональные возможности организма, данные медицинского осмотра, результаты педагогических наблюдений и контрольных испытаний, самочувствие занимающихся. Отбор упражнений, их нормирование и общая величина физической нагрузки регламентируются инструктивными материалами органов здравоохранения [25].      Исследования и наблюдения показывают, что по мере перехода из класса в класс современные школьники все более испытывают двигательную недостаточность, которая получила название гиподинамии.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания