Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:00, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявление и экспериментальное подтверждение педагогических условий формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Объектом нашего исследования является процесс формирования здорового образа жизни.
Предметом являются педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
1.1. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования………….......6
1.2. Физическая культура как путь формирования здорового образа жизни школьников …………………………………………………..…………………….13
1.3. Средства физического воспитания по формированию здорового образа жизни ……….…………………….………………….………………………..19
Глава II. Педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
2.1. Критерии и методы исследования уровня сформированности здорового образа жизни школьников .…………………………………………………….29
2.2. Формирование здорового образа жизни школьников с помощью комплекса средств физического воспитания ...………………………...….….….…..39
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиография ………………………............................………................................55

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 1.doc

— 619.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, мы считаем, необходимо выделить эмоционально-волевой критерий, так как эмоционально-волевая сфера играет очень важную роль в формировании здорового образа жизни. Уровень относительно данного критерия, определяется тем, насколько превалирует положительные эмоции во время занятий и мероприятий, при выполнении норм и правил здорового образа жизни, какие волевые усилия прикладывает младший школьник при выполнении таких действий, насколько такое поведение стало для него ценностным.

       Таблица 1

     Характеристика  уровней сформированности здорового образа жизни

Уровни\

Критерии

Высокий Средний Низкий
Когнитив

ный

1. Младший школьник  владеет знаниями основ здорового образа жизни (исходя из изученного в процессе осуществления мероприятий различной направленности).

2. Знает о  правилах выполнения физических упражнений и их комплексов.

3. Владеет знаниями  о технике безопасности во  время занятий

физ. культурой.

1. Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не полном объеме.

2. Знает о  некоторых правилах выполнения физических упражнений и их комплексов.

3. Владеет частью  знаниний о технике безопасности  во время занятий физической культурой.

1. Младший школьник  не владеет знаниями основ здорового образа жизни.

2. Не знает о правилах выполнения физических упражнений и их комплексов.

3. Не владеет  знаниями о технике безопасности  во время занятий физической культурой.

Мотивационно-потребностный 1.Младший школьник  испытывает интерес к знаниям  относительно здорового образа жизни.

2. Испытывает  желание принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности.

2.В наличие  внутренняя мотивация.

1.Не всегда  испытывает интерес к здоровому образу жизни.

2. Проявляет  желание принимать участие в некоторых мероприятиях оздоровительной направленности.

3. Внутренняя  мотивация должна подкрепиться внешней.

1.Не испытывает  интереса к знаниям относительно здорового образа жизни.

2. Испытывает  желание принимать участие в  мероприятиях оздоровительной направленности. 

3.Необходима внешняя мотивация.

Деятельностный  Младший  школьник систематически использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

 Является  активным участником мероприятий оздоровительной направленности.

Успешен на уроках физической культуре и во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.

Приобщает других детей к мероприятиям оздоровительной  направленности.

1. Младший школьник не всегда использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

2. Является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.

3. Имеет средние  успехи на уроках физической культуре и во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.

1. Младший школьник  редко использует или не использует  знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

2. Не участвует  или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.

 Редко успешен  на уроках физической культуре и во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.

Эмоционально-волевой
  1. Во время занятий оздоровительной направленности у младшего школьника преобладают положительные эмоции
  2. В ситуациях трудностей во время занятий стремиться с ними справиться, продолжает участие, часто добивается успеха.
  3. Рассматривает мероприятия оздоровительной направленности как потенциальные ситуации своего успеха.
  4. Умеет организовать себя в процессе выполнения физических упражнений.
5. При пересказе  мероприятия и о своем в нем участии проявляются эмоциональные переживания.
1. Во время  занятий оздоровительной направленности у младшего школьника наблюдаются положительные и отрицательные эмоции

2. В ситуациях  трудностей во время занятий нужна внешняя поддержка.

3. Рассматривает  мероприятия оздоровительной направленности вне ситуации своего успеха.

4. Испытывает  трудности в самоорганизаци выполнения физических упражнений.

5. При пересказе  мероприятия и о своем в нем участии эмоциональные переживания почти не испытывает.

1. Во время  занятий оздоровительной направленности у младшего школьника преобладают отрицательные эмоции.

2.В ситуациях трудностей во время занятий не стремиться с ними справиться, прерывает участие,

3. Рассматривает  мероприятия оздоровительной как ситуацию своего неуспеха.

4. Не умеет  организовать себя в процессе выполнения физических упражнений.

5. При пересказе  мероприятия и о своем в нем участии эмоциональные переживания не испытывает, эмоционально не реагирует.

 

     Основными средствами оценки по данным критериям  выступают: опрос, анкеты, наблюдения, экспертные оценки. Рассмотрим данные средства относительно каждого критерия.

     Основными средствами оценки сформированности здорового  образа жизни относительно когнитивного критерия в нашем исследовании является опрос, который позволяет выявить уровень осведомленности по вопросам здорового образа жизни. Вопросы теста были подобраны так, что ответы выявляли уровень знаний с учетом возрастных особенностей (Приложение №1). Стоит отметить, что содержание вопросов непосредственно касалось того учебного материала, который изучался в процессе освоения программы по физическому воспитанию.

     Для выявления состояние и особенности  мотивации занятий физической культурой  и интереса к своему здоровью мы разработали анкету для школьников. В анкете даются предполагаемые варианты ответов на поставленные вопросы. Каждый ответ оценивает определенным количеством баллов (Приложение №2).

     Средством выявления уровня деятельностного  освоения основ здорового образа жизни у нас является целенаправленное наблюдение педагога и родителей за деятельностью ребенка с целью выявления особенностей поведения детей, того, насколько правила здорового образа жизни стали для них нормой поведения. Результаты наблюдения фиксируются в бланках, производится количественная обработка данных, делается вывод об уровне развития по данному критерию (Приложение №3).

     При выявлении уровня развития относительно эмоционально-волевого критерия нами разработана методика, применение которой заключается в том, что обучающиеся фиксируют свое эмоциональное отношение к различным мероприятиям и событиям, связанными с формированием здорового образа жизни (Приложение №4).

     Рассмотрев  вопрос критериальной оценки уровня сформированности здорового образа жизни, мы исходили из того, что данный процесс затрагивает разные стороны развития личности. Исходя из этого мы выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный и эмоционально-волевой.

     Когнитивный критерий предполагает наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни.

     Мотивационно-потребностный  критерий предполагает наличие желания  вести здоровый образ жизни, наличие интереса к своему здоровью.

     Деятельностный  критерий предполагает наличие деятельности по осуществлению здорового образа.

     Эмоционально-волевой  определяет насколько превалирует  положительные эмоции во время занятий и мероприятий, при выполнении норм и правил здорового образа жизни, какие волевые усилия прикладывает младший школьник при выполнении таких действий. Основными средствами оценки по данным критериям выступают: опросы, анкеты, наблюдения, экспертные оценки.

     Для осуществления экспериментальной работы нами была разработана модель исследования.

       Таблица 2

       Модель  исследования по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания

Этапы Время

проведения

Содержание  работы
1 Констатирующий  этап эксперимента Февраль 2011г. Проведение  диагностического исследования по выявлению уровня сформированности основ здорового образа жизни среди обучающихся 3-х классов МОУ СОШ №11 г. Киселёвска относительно когнитивного, мотивационно-потребностного, деятельностного, эмоционально-волевого критерия
2 Формирующий этап эксперимента Февраль 2011 г. – апрель 2011 г. Внедрение в  учебно-воспитательный процесс 3А класса МОУ СОШ №11 комплекса форм физического воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни
3 Контрольный этап эксперимента Апрель 2011 г. Повторное проведение диагностического исследования по выявлению уровня сформированности основ здорового образа жизни среди обучающихся 3-х классов МОУ СОШ №11 г. Киселёвска.

Анализ  эффективности формирования здорового образа жизни с помощью комплекса форм физического воспитания.

Констатирующий  этап эксперимента

      С целью выявления особенностей образа жизни младших школьников нами было проведено диагностическое исследование. В исследовании приняли участие  младшие школьники, их родители и учителя. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №11 г. Киселёвска в 3-х классах.

      Учащиеся 3 «В» класса являлись экспериментальной группой в количестве 24 человек (12 мальчиков и 12 девочек), учащиеся 3 «Б» класса - контрольной группой в количестве 18 человек (10 мальчиков и 8 девочек).

      В контрольном и экспериментальном  классах не проводилось целе-направленной работы по формированию здорового образа жизни. 3 «В» был выбран в качестве экспериментальной группы в связи с тем, что:

      - педагоги, работающие в классе, родители обучающихся были заинтересованы в процессе формирования здорового образа жизни у детей;

     - администрация школы рассматривала  формирования здорового образа  жизни у обучающихся как приоритетное  направление деятельности образовательного учреждения и стимулировала работу в данном направлении;

- были созданы  необходимые условия для организации  экспериментальной деятельности (материальные, организационные, методические).

     Констатирующий  этап эксперимента был проведен в 2011 года. С целью выявления уровня осведомленности обучающихся относительно здорового образа жизни (когнитивный критерий) было проведено тестирование среди обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Результаты тестирования представлены в таблицах 3, 4. 
 
 
 
 
 

     Таблица 3

       Результаты  количественной обработки

       констатирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе (n=24 человека)

Уровни  

критерии

высокий средний низкий
кол-во чел. % кол-во чел. % кол-во чел. %
Когнитивный 5 18,18 9 36,36 10 45,45
Мотивационно-потребностный 5 18,18 9 40,9 10 40,90
Деятельностный 2 4,54 6 22,7 16 72,7
Эмоционально-волевой 3 9,09 8 31,8 13 59,09
 

       Таблица 4

       Результаты  количественной обработки  первого констатирующего  эксперимента в контрольном классе (18 человек)

Уровни 

Критерии

Высокий Средний Низкий
кол-во чел. % кол-во чел. % кол-во чел. %
Когнитивный 4 23,8 6 38,09 8 38,09
Мотивационно-потребностный 2 14,2 6 38,09 10 47,61
Деятельностный 1 4,76 4 28,5 13 66,66
Эмоционально-волевой 3 14,2 5 33,3 10 52,38
 

        В результате сравнения полученных результатов в двух классах нами были получены следующие диаграммы.

       Рис. 1 Распределение школьников по уровням когнитивного критерия (%) 

      Анализ  результатов констатирующего этап эксперимента относительно когнитивного критерия показывает, что у детей недостаточно сформированы знания относительно здорового образа жизни, а именно:

    - они  чётко не выделяют основные  факторы, влияющие на здоровье, не могут сформулировать правила здорового образа жизни:

    - не  достаточно понимают значение и влияние физической культуры и спорта на их здоровье;

    - не  дифференцируют физические упражнения, направленные на разные цели  физического развития (развитие  силы, гибкости, расслабление, мобилизация внимания и т.д.);

Информация о работе Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания