Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:00, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявление и экспериментальное подтверждение педагогических условий формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Объектом нашего исследования является процесс формирования здорового образа жизни.
Предметом являются педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
1.1. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования………….......6
1.2. Физическая культура как путь формирования здорового образа жизни школьников …………………………………………………..…………………….13
1.3. Средства физического воспитания по формированию здорового образа жизни ……….…………………….………………….………………………..19
Глава II. Педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
2.1. Критерии и методы исследования уровня сформированности здорового образа жизни школьников .…………………………………………………….29
2.2. Формирование здорового образа жизни школьников с помощью комплекса средств физического воспитания ...………………………...….….….…..39
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиография ………………………............................………................................55

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 1.doc

— 619.50 Кб (Скачать)
 

       Таблица 6

       Результаты  количественной обработки  контрольного этапа

         эксперимента в  контрольном классе

       (n=18 человек)

Уровни 

Критерии

Высокий Средний Низкий
чел. % чел. % чел. %
Когнитивный 5 28,57 8 42,85 6 28,57
Мотивационно-потребностный 2 14,28 8 42,85 8 42,85
Деятельностный 1 4,76 6 33,33 11 61,90
Эмоционально-волевой 2 9,52 7 42,85 9 47,61
 

       В результате сравнения полученных результатов  в двух классах нами были получены следующие диаграммы. 

Рис. 5 Распределение школьников по уровням когнитивного критерия в динамике эксперимента (%)

     Сравнительный анализ на начало и конец эксперимента показывает, что обучающиеся экспериментальной группы значительно расширили свои знания в области здорового образа жизни. В контрольной группе наблюдается значительно меньшая динамика по когнитивному критерию. Процент детей с высоким уровнем возрос на 23% (с 18% до 41%) в экспериментальной группе и только на 5% (с24% до 25%) в контрольной. Таким образом, работа по формированию знаний младших школьников относительно здорового образа жизни было достаточно эффективна.

      Рис. 6 Распределение школьников по уровням мотивационно-потребностного критерия в динамике эксперимента (%)

     Анализируя  результаты по мотивационно-потребностного критерия стоит отметить, что в  экспериментальной этап группе произошли существенные изменения. Процент детей с высоким уровнем мотивации возрос на 32% (с18% до 41%), в контрольной же группе изменения отсутствуют (14%). Необходимо отметить, в экспериментальной группе процент обучающихся с низким уровнем составляет всего 18% (уменьшение на 18%), а в контрольной группе 43% (уменьшение на 5%). Результаты исследования доказывают эффективность работы в ходе формирующего эксперимента относительно формирования мотивации относительно здорового образа жизни.  

       Рис. 7 Распределение школьников по уровням деятельностного критерия в динамике эксперимента (%) 

       Сравнительный анализ результатов исследования на начало и конец эксперимента относительно деятельностного критерия показывает, что обучающиеся экспериментальной группы демонстрируют положительную динамику освоения основ здорового образа жизни в практической деятельности. В контрольной группе наблюдается значительно меньшая динамика по данному критерию. Процент детей с высоким уровнем возрос на 27% (с 5% до 32%) в экспериментальной группе и 0% (5%) в контрольной.

Рис. 8 Распределение школьников по уровням эмоционально-волевого критерия в динамике эксперимента (%) 

     Анализируя  результаты по эмоционально-волевому критерию стоит отметить, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения. Процент детей с высоким уровнем мотивации возрос на 23% (с 9% до 32%), в контрольной же группе изменения отсутствуют (14%). Необходимо отметить, в экспериментальной группе процент обучающихся с низким уровнем составляет всего 23% (уменьшение на 36%), а в контрольной группе 48% (уменьшение на 5%). Результаты исследования доказывают эффективность работы в ходе формирующего эксперимента относительно формирования эмоционально положительного отношения относительно оздоровительных действий и мероприятий.

       Анализируя  результаты контрольного этапа эксперимента, мы отмечаем, что в экспериментальном классе, по сравнению с контрольным, более высокая динамика формирования основ здорового образа жизни. Рост показателей ярко выражен по мотивационно-потребностному критерию. Достаточно значительный рост показателей эмоционально-волевого критерия. Относительно когнитивного и деятельностного разница в динамике так же прослеживается.

       Таким образом, педагогическая деятельность специально организованная для формирования здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры в экспериментальном классе способствовала формированию интереса младшего школьника к своему здоровью, усвоению знаний относительно сохранения здоровья, создала определенный положительный эмоциональный фон вокруг этого процесса, создала благоприятные возможности для оздоровления в процессе учебной деятельности.

       В ходе проведения экспериментальной  работы по формированию основ здорового  образа средствами физической культуры мы пришли к выводу, что такая работа будет успешна, если педагог использует возможности школьной программы, а также привлекает школьников к внеклассной работе.

       Занимаясь проблемой формирования здорового  образа жизни, мы также пришли к выводу, что наиболее благоприятные условия для такого развития создаются в коллективной деятельности детей с привлечением родителей. Такая деятельность стимулирует у младших школьников интерес, способствует развитию физических качеств, создает благоприятный эмоциональный фон, формирует отношение к здоровью как ценности.

       Таким образом, проанализировав проделанную  экспериментальную работу по формированию здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры, мы можем утверждать, что работа педагога по данной проблеме в рамках учебного процесса должна носить системный характер, опираясь как на реализацию учебной программы в процессе учебных занятий, так и на организацию внеклассных мероприятий оздоровительной направленности. Кроме того необходимы разнообразные формы такой работы. Систематическая работа (утренняя гимнастика, физминутки, игры на переменах) позволяют привить умения и навыки здорового образа жизни, событийные же мероприятия (праздники, соревнования, игровые программы) создают ситуации успеха для обучающихся, что становится средством формирования мотивации и желания продолжать работу в данном направлении. Важным условием организации работы по формированию здорового образа жизни является создания положительного эмоционального настроя, который во многом определяет уровень эффективности работы в данном направлении. Эксперимент показал необходимость привлечение в данный процесс родителей и педагогов.

       Выводы  по II главе

       Опираясь  на положение о том, что процесс  формирования здорового образа жизни школьников затрагивает развитие различных сторон личности школьника, мы выработали следующие критерии: когнитивный, который предполагает наличие (или отсутствие) определенных знаний, умений, интеллектуальных функций, необходимых для формирования здорового образа жизни; мотвационно-потребностный, который предполагает наличие (или отсутствие) желания участвовать в различных мероприятиях оздоровительной направленности, интереса к своему здоровью; деятельностный критерий предполагает возможность практического осуществления здоровьесберегающей деятельности младших школьников; эмоционально-волевой критерий определяет степень интенсивности эмоциональных переживаний школьников, их особенности, степень волевых усилий в процессе освоения и усвоения здорового образа жизни.

         Проведя констатирующий этап эксперимента с целью определения уровня сформированности здорового образа жизни младших школьников, мы пришли к выводу о том, что высокий уровень имеет очень маленький процент учащихся. Из проведенного исследования стало ясно, что необходима определенная специальная работа по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания, которая бы носила системный характер. Следовательно, существует необходимость для проведения экспериментальной работы по проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами физического воспитания.

       Проведя контрольный этап эксперимента после проведения формирующего этапа эксперимента, в ходе которого была организована систематическая работа по формированию здорового образа жизни среди младших школьников средствами физического воспитания, мы выявили, эффективность данной работы. Рост показателей ярко выражен по мотивационно-потребностному и эмоционально-волевому критерию. Относительно когнитивного и деятельностного разница в динамике так же прослеживается.

       Таким образом, педагогическая деятельность специально организованная для формирования здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры в экспериментальном классе способствовала формированию интереса младшего школьника к своему здоровью, усвоению знаний относительно сохранения здоровья, создала определенный положительный эмоциональный фон вокруг этого процесса, создала благоприятные возможности для оздоровления в процессе учебной деятельности.

       В ходе проведения экспериментальной  работы по формированию основ здорового  образа средствами физической культуры мы пришли к выводу, что такая  работа будет успешна, если педагог  использует возможности школьной программы, а также привлекает школьников к внеклассной работе.

       Занимаясь проблемой формирования здорового  образа жизни, мы также пришли к выводу, что наиболее благоприятные условия  для такого развития создаются в  коллективной деятельности детей с  привлечением родителей. Такая деятельность стимулирует у младших школьников интерес, способствует развитию физических качеств, создает благоприятный эмоциональный фон, формирует отношение к здоровью как ценности.

       Таким образом, проанализировав проделанную  экспериментальную работу по формированию здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры, мы можем утверждать, что работа педагога по данной проблеме в рамках учебного процесса должна носить системный характер, опираясь как на реализацию учебной программы в процессе учебных занятий, так и на организацию внеклассных мероприятий оздоровительной направленности. Кроме того необходимы разнообразные формы такой работы. Систематическая работа (утренняя гимнастика, физминутки, игры на переменах) позволяют привить умения и навыки здорового образа жизни, событийные же мероприятия (праздники, соревнования, игровые программы) создают ситуации успеха для обучающихся, что становится средством формирования мотивации и желания продолжать работу в данном направлении. Важным условием организации работы по формированию здорового образа жизни является создания положительного эмоционального настроя, который во многом определяет уровень эффективности работы в данном направлении. Эксперимент показал необходимость привлечение в данный процесс родителей и педагогов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Изучение  и обобщение теоретических основ  проблемы формирования здорового образа жизни средствами физического воспитания, а также результаты проведенного эксперимента позволили сделать следующие выводы:

     1. Теоретическая сущность здорового образа жизни определяется тем, что это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья и обеспечивающая оптимальные условия для течения физиологических и психических процессов, уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

     В процессе исследования было выявлено, что детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации.

    Изучение  проблемы показало, что оптимальный  двигательный режим - важнейшее условие  здорового образа жизни, а его  основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом.

     2. В процессе исследования были выявлены основные формы физического воспитания, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс формирования здорового образа жизни:

     - учебные занятия как основная  форма физического воспитания;

     - занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура как формы внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;   

     - физические упражнения в режиме дня как средства формирования навыков привычек здорового образа жизни в процессе учебного процесса;

     - массовые оздоровительные, физкультурные  и спортивные мероприятия как формы привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здорового образа жизни.

       3. Выявлены критерии и показатели  уровня сформированности здорового образа жизни обучающихся начальных классов. Это когнитивный, который предполагает наличие (или отсутствие) определенных знаний, умений, интеллектуальных функций, необходимых для формирования здорового образа жизни; мотвационно-потребностный, который предполагает наличие (или отсутствие) желания участвовать в различных мероприятиях оздоровительной направленности, интереса к своему здоровью; деятельностный критерий предполагает возможность практического осуществления здоровьесберегающей деятельности младших школьников; эмоционально-волевой критерий определяет степень интенсивности эмоциональных переживаний школьников, их особенности, степень волевых усилий в процессе освоения и усвоения здорового образа жизни.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания