Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:00, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявление и экспериментальное подтверждение педагогических условий формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.
Объектом нашего исследования является процесс формирования здорового образа жизни.
Предметом являются педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
1.1. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования………….......6
1.2. Физическая культура как путь формирования здорового образа жизни школьников …………………………………………………..…………………….13
1.3. Средства физического воспитания по формированию здорового образа жизни ……….…………………….………………….………………………..19
Глава II. Педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания
2.1. Критерии и методы исследования уровня сформированности здорового образа жизни школьников .…………………………………………………….29
2.2. Формирование здорового образа жизни школьников с помощью комплекса средств физического воспитания ...………………………...….….….…..39
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиография ………………………............................………................................55

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 1.doc

— 619.50 Кб (Скачать)

    - не  владеют знаниями относительно выполнения конкретных упражнений в связи с ведением здорового образа жизни (утренняя гимнастика, упражнения для глаз, для формирования правильной осанки и т. д.).

    Таким образом мы пришли к выводу относительно того, что у обучающихся особенно недостаточно знаний относительно практического применения физических упражнений в повседневной жизни. 
 

    

    Рис.2 Распределение школьников по уровням по мотивационно-потребностному критерию 

     Результаты  констатирующего этап эксперимента относительно мотивационно - потребностного критерия показывают, что у детей недостаточно сфомированы мотивы здорового образа жизни.

       Рис. 3 Распределение школьников по уровням деятельностного критерия 

     Результаты  констатирующего эксперимента относительно деятельностного критерия показывают, что у детей недостаточно сформированы умения и навыки здорового образа жизни.  

        Рис. 4 Распределение школьников по уровням эмоционально-волевого критерия 

     Результаты первого констатирующего эксперимента относительно эмоционально-волевого критерия показывают, что у детей недостаточно сформированы знания относительно здорового образа жизни.

       Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что  обучающиеся контрольного и экспериментального классов имеют примерно одинаковый уровень сформированности основ здорового образа жизни. Было также выявлено, что высокий уровень сформированности основ здорового образа жизни имеет очень маленький процент учащихся и того и другого класса. Необходимо также отметить, что наибольший процент (от 38% до 72%) младших школьников имеют низкий уровень сформированности. Из проведенного эксперимента стало ясно, что необходима целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания, которая бы носила системный характер. Следовательно, существует необходимость для проведения экспериментальной работы по проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами физического воспитания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2. Формирование здорового  образа жизни школьников

с помощью комплекса средств физического воспитания

    Одной из задач программы физического  воспитания является формирование сознательного отношения учащихся к своему здоровью, развитие физического потенциала каждого ученика.

    Так как слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности именно на уроке физической культуры осуществлялась работа по формированию здорового образа жизни младших школьников. Работа велась не только над развитием физических качеств, но и над укреплением здоровья. Особое внимание уделялось предотвращению появления многих заболеваний. Например, такие, как нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов зрения, желудочно-кишечного тракта.

    Формирование  основ здорового образа жизни  у младших школьников осуществлялось и через овладение теоретическим разделом программы «Физическое воспитание».

    Была  организована специальная деятельность относительно теоретической части  программы, которая включает в себя изучение основ физической культуры:

    - особенность зарождения физической культуры, история первых Олимпийских игр;

    - здоровье и физическое развитие  человека;

    - работа органов дыхания и сердечно-сосудистой  системы, роль зрения и слуха  в жизни человека;

    - влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья;

    - физические качества и их связь  с физическим развитием;

    - формирование правильной осанки;

    - терминология разучиваемых упражнений;

    - причина травматизма на занятиях  физической культуры и правила  его предупреждения.

    Данный  материал можно осваивался как на специально отведенных уроках (1-2 ч. в четверть), так и в ходе уроков.

    Каждый  урок физической культуры обязательно  решал оздоровительную задачу. Учитывался возраст учащихся. Прежде чем приступить к занятиям физической культурой, проводилась беседа-игра с детьми на тему физической культуры, о том, что они будут изучать на данном уроке, с каким видом спорта будут знакомиться.

    Новые знания осваивались с использованием загадок, иллюстраций, стихов. Незнакомые слова выписывались на карточки для лучшего запоминания, проговаривать хором.

    При изучении каждого вида спорта формировалось  представление о нем, а после  выяснялось, из чего состоит изучаемый  вид спорта.

    Знакомство  детей с теорией происходило  на каждом уроке, постоянно вводились новые слова, которые использовались в дальнейшем в ходе теоретических и практических занятий.

    Большое внимание уделялось темам: «Режим дня  школьника», «Здоровый образ жизни», «Закаливание организма».

    Детям предлагались творческие домашние задания:

    - составить свой режим дня;

    - нарисовать  иллюстрацию (факторы отрицательно  и положительно влияющие на  здоровье);

    - написать сочинение (на тему  «Мой здоровый образ жизни»).

    В практической части учащиеся учились  составлять и выполнять комплексы утренней гимнастики, комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы. Обучающиеся знакомились с упражнениями, направленными на улучшение зрения, слуха. Они включались, как и в общеразвивающие упражнения, так и в заключительную часть урока.

    В общеразвивающие упражнения включались дыхательные упражнения, которые  способствуют профилактике острых респираторных  заболеваний, улучшают доступ кислорода  в головной мозг. Важное место занимало знакомство обучающихся с упражнениями, направленными на профилактику плоскостопия и укрепление мышечного корсета.

    Особое  внимание уделялось формированию правильной осанке. Такие упражнения предлагались на уроках и специально организованных оздоровительных занятиях (Приложение № 9).

    При проведении уроков учитывались возрастные особенности детей. Поэтому систематически использовались игры, как основное средство активизации и создание положительного эмоционального настроя (Приложение № 5)

    Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни заключалась в проведении спартакиад, соревнований («Веселые старты», «Мама, папа, я – мы спортивная семья», тематических викторин).

     При проведении досуга и праздника дети приобщались к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети вели себя более непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяла им двигаться без особого напряжения и легче осваивать азы здорового образа жизни.

     Продумывалось музыкальное сопровождение, использовались записи любимых песен ребят из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классическую музыку. При проведении досугов использовались детские развлекательные шоу-программы “Двигайся, играй, радуйся”, “Веселые клоуны и малыши”.

     Шоу-программа  содержали:

     - музыкальную разминку, основанную на имитационных движениях (фонарики, самолёты, пингвины, лошадки и т.д.);

     - музыкально-ритмические игры: “Поезд”,  “Авто-стоп”, “Воробей”, “Буги-буги”, “Звероаэробика”;

     - забавы, шутки, игры-аттракционы,  весёлые эстафеты.

     Такая организация спортивных праздников позволяла достигнуть полной раскрепощенности детей, проявления их самостоятельности, фантазии, творчества в выборе движений, в ощущении мышечной радости.

     При проведении внеклассных мероприятий  и праздников использовалось нетрадиционное оборудование и инвентарь, подбирая его по выбранной теме, например: “водопровод” из пластиковых бутылок, полоса препятствий - банки из-под кофе, весёлая эстафета с водой - яйца из-под kinder-сюрприза.

     Присутствие в праздниках персонажей (доктор Айболит, доктор Пилюлькин, Ох и Ах, тренер Гантелькин, Спортик), которые вместе с детьми через игры, стихи, песни, загадки, сюрпризы формировали у детей понятия, что здоровье зависит от них самих. Чтобы сберечь его, надо правильно питаться, заниматься физкультурой, спортом, закаляться, следить за чистотой, быть аккуратным. При проведении спортивных праздников часто использовались сказочные сюжеты. (Приложение №11).

     Систематически  проводились Дни здоровья, в которых  принимали участие все обучающиеся начальной школы (Приложение №10).

    Невозможно  воспитать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью без их родителей. Родители систематически привлекались к организации и проведению внеклассных мероприятий. Веселая атмосфера спортивных праздников способствовала пробуждению у родителей интереса к общению со своими детьми (Приложение №12).

     Просветительная работа проводилась и со всеми  педагогами, работающими с детьми экспериментального класса. Совместно с ними разрабатывались физминутки, проводимые на уроках (Приложение №6).

       Особое внимание удалялось консультативной  помощи относительно проведению  перемен. В результате совместной  деятельности перемены превратились в интересные мероприятия, наполненные интересными играми, которые проводились старшими школьниками, педагогами и самими детьми. (Приложение №8). Были введены ежедневные утренние упражнения утренней гимнастики (Приложение №7).

     Совместная  работа с врачом позволила осуществлять индивидуальный подход к детям, имеющим  различные резервы здоровья. Это  создало благоприятные условия для вовлечение в процесс адекватной двигательной активности всех обучающихся.

     Осуществляя формирующий эксперимент, было реализовано  несколько видов работ.

     Использованы  возможности программы обучения по физической культуре через организацию специальной учебная деятельность относительно теоретической части программы, которая включает в себя изучение основ здорового образа жизни и проведение уроков с использованием игровой деятельности.

    Организовано  здоровьесберегающее пространство учебной деятельности через внедрение утренней гимнастики, использования на каждом уроке физминуток, организацию подвижных игр на переменах.

    Осуществлено  добровольное включение школьников в различные вида внеурочной деятельности: оздоровительные занятия, соревнования, спортивные праздники, Дни здоровья, мероприятия с привлечением родителей.

       Результаты  формирующего эксперимента по формированию здорового образа жизни младших  школьников средствами физического  воспитания мы изучили в ходе контрольного эксперимента.

       После проведения формирующего эксперимента, нами было проведено повторное анкетирование  обучающихся, родителей и классного  руководителя, было проведено целенаправленное наблюдение за младшими школьниками  в процессе деятельности на уроках физической культуры и внеклассных занятий.

       Таблица 5

       Результаты количественной обработки

       контрольного  этапа эксперимента в экспериментальном классе

       (n=24 человека)

Уровни 
 

Критерии

Высокий Средний Низкий
кол-во чел. % кол-во чел. % кол-во чел. %
Когнитивный 10 40,9 10 40,9 4 18,18
Мотивационно-потребностный 12 50,0 8 31,8 4 18,18
Деятельностный 8 31,8 9 40,9 7 27,27
Эмоционально-волевой 8 31,8 11 45,4 5 22,72

Информация о работе Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания