Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Задачи:

1.Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
2.Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
3.Определить задачи и методы нравственного воспитания;
4.Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
5.Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
6.Определить отношение детей к природе;
7.Разработать конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6

1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6

1.2Роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста….10

1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15

2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18

2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18

2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания………………..20

2.3 Отношение детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21

2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

Давайте вы попробуете  найти

как  можно  больше  разных  бумажных  насекомых,  червяков  и  принести   их

мне. При  этом вам нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки  и

какого  цвета было их окружение.

  (Дети  ищут насекомых и когда они  приносят приблизительно по шесть  насекомых воспитатель останавливает  игру).

     - Какие вы молодцы  сколько  много вы нашли различных животных. Давайте посмотрим, кого мы не смогли найти.

(Воспитатель  показывает тех животных которых  было тяжело найти.   Пример: кузнечик в траве).

- Смотрите, кто это?

-  Кузнечик.

- Как  вы думаете, почему его было  трудно найти?

- Потому  что он  такого же цвета как трава

( Если  дети затрудняются ответить на  вопрос воспитатель помогает  им).

- Дети  а каких животных вы  заметили  первыми: ярких, выделяющихся  на фоне окружающей среды, или  тех, кто окрашены так же, как  и все других.

- Ярких.

- А   давайте теперь вы самостоятельно спрячьте бумажных насекомых, червяков, бабочек.

(Дети  прячут бумажных животных).

- Давайте  посмотрим куда кого мы спрятали. Куда мы спрятали зелёную гусеницу?

- На  листок.

- А удалось  ли нам спрятать божью коровку.

- Нет.

- А как  вы  думаете почему?

- Она  яркая.

(Если  дети затрудняются, то воспитатель  помогает детям).

- Правильно,  божья коровка яркие по окраски  и этим  отпугивает, этим она  показывает, что она не вкусная.

- Дети, давайте подумаем чем же помогает  окраска нашим животным.

- Прятаться,  отпугивать птиц.

- Какие  вы молодцы,  а теперь мы  пойдём поиграем, а на следующем занятии я расскажу вам что ни будь о наших друзьях. 

       

   Вывод:

   С помощью представленных конспектов,  детей  дошкольного возраста  можно научить    побуждать светлые,  добрые чувства и заботливое отношение к живой природе, восхищение её красотой, развивать умение чувствовать и понимать своего товарища, а так же обогащению знаний о природе, благодаря заданиям представленным в конспектах.  
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Заключение 

       В данной курсовой работе мы рассмотрели тему «Формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой». В ней мы провели анализ литературы по данной теме и попытались осуществить поставленные задачи.

    Исходя из проведенной работы, можно сделать вывод, что нравственное воспитание непосредственно связано с экологическим воспитанием. Ведь  через экологическое воспитание ребёнок учится тому, как правильно нужно обращаться с животными, растениями, воспитывать у них любовь к окружающему его миру.    

        В ознакомление детей с природой воспитатель должен формировать нравственную позицию ребёнка в детском саду в процессе общения с природой. Ведь именно от этого буде зависеть дальнейшие отношение детей к нашему окружающему миру. 

          Нравственное воспитание носит исторический характер,  и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом  этапе своего развития  общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.

         В данной курсовой работе был проведён анализ программ, который показал, что  в данных программах воспитание детей в природе непосредственно связано с их нравственным воспитанием. Этому свидетельствуют задачи, поставленные в данных программах, таки как: формирование знаний об участие человека в сохранении природы и её богатства; формирование у детей осознанного отношение к природе путем приобретения начального опыта, понимания взаимосвязанности между человеком и природой; воспитание чуткого заботливого отношение детей к растениям и животным и т.д.

         По приведённой в курсовой работе педагогической диагностики, по сформированности нравственного воспитания, можно сделать вывод, что     педагогическая диагностика – неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует тщательной подготовки и продуманности.

         В ходе проведённой работы можно сказать, что у детей дошкольного возраста преобладает когнитивный компонент отношения. Следовательно, для  дошкольного  возраста,  в  целом,  характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

        С помощью представленных конспектов, у  детей дошкольного возраста можно научить    побуждать светлые,  добрые чувства и заботливое отношение к живой природе, восхищение её красотой, развивать умение чувствовать и понимать своего товарища, а так же обогащению знаний о природе, благодаря заданиям представленным в конспектах.

       В целом можно подвести итог, что формирование  нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой, очень необходимо, так как мы являемся частью природы и от того как мы будем относиться к ней, будет зависеть наше отношение к самим себе.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          
 
 

                      

                              Список использованной литературы 

  1. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. - М.:

      Просвещение, 1983. – 192с.

  1. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. -

      М.: Просвещение, 1987. - 223с.

  1. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию

     старших дошкольников» // Дошкольное воспитание, 1995. С.17-19.

  4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.:

      Просвещение, 1993. – 320с.

   5. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления

      с природой. – М.: Просвещение, 1978. - 256с.

   6. Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней»

      // Дошкольное воспитание - № 1, 1993. C.39-41.

       7.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на                                            2005-2010 годы (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2004 года, Астана, 2004 ).

   8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений

      Личности. -  М.: «Школа здоровья», 1995. – 269c.

   9. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции в

      экологическом воспитании. -  М.: 1995. – 354c.

   10. Дмитриев Ю.Д. , Пожарицкая Н. М., Твоя Красная книга. -  М.:

      «Молодая гвардия», 1986. – 340с.

  11. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского

      сада/Под ред. Козловой С. А.- М.: Просвещение, 1985. - 256с.

  12. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к заботе?» // Дошкольное воспитание,

      1981.- №3. C.42-45.

  13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006.-                                             

       416с. 

  14. Лихачев Б.Т. «Экология личности» // Педагогика - №2, 1993 . C.7-9.

      15.Н.А. Назарбаев. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.                                                   Назарбаева  народу    Казахстана // Северный Казахстан. – 2008. - № 5.

     C.-1-2.

  16. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. - М.: Просвещение,

      1983. - 207с.

  17. Николаева С. Н Создание условий для экологического воспитания детей. -

      М.:«Новая школа», 1993. -  180с.

  18. Николаева С. Н.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников.

      Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: «Новая

      школа», 1996.- 256с.

  19. Николаева С. Н. «Формирование начал экологической культуры»//

      Дошкольное воспитание. - 1994.- №7. C.4-6.

  20. Николаева С. Н. «Программа «Юный эколог»»// Дошкольное воспитание.-

      №9, 1994. C.10-13.

     21. Программа «Балбобек» -  Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахстанской академий образования им. И. Алтынсарына, 1999. - 180с.

22. Рыжова Н. А., Тычина Ю. Н. Что такое экология? Методическое пособие

      по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. - Тамбов:

      ИПКРО, 1993. - 164с.

  23. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.:

      Просвещение, 1983. - 120с.

     24. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – Алма-Ата:         Мектеп, 1988. – 228 с.

     25. Чубко В.М., Рахимбекова В.Д. Ознакомление с окружающим миром, экология. Методическое пособие для воспитателей старших групп детского сада. – Алматы: ТОО «Алматыкітап», 2006. – 192c. 

     26. Шайхеслямова К.О. Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса

    химии в интеграции с предметами естественного  цикла. Автореферат диссертация  на защищение уч. степени док. пед. наук. – Алматы, 2004. – 41с. 

  27. Ядешко В. И., Сахина В. А.Дошкольная педагогика. – М.:

      Просвещение,1978. - 145с.

   
 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Приложение                                               А 

                           
 

                             

                                                                                                                             В 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой