Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Задачи:

1.Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
2.Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
3.Определить задачи и методы нравственного воспитания;
4.Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
5.Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
6.Определить отношение детей к природе;
7.Разработать конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6

1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6

1.2Роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста….10

1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15

2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18

2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18

2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания………………..20

2.3 Отношение детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21

2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

                              

                                                    Содержание  

         Введение …………………………………………………………………………3

1 Теоретические  основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6

     1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6

     1.2Роль природы в нравственном  воспитании детей дошкольного возраста….10

     1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15

2 Методологические  основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18

   2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18

   2.2 Диагностика  сформированости  нравственного воспитания………………..20   

   2.3 Отношение  детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21

   2.4 Конспекты занятий по формированию  нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26

   Заключение…………………………………………………………………………..35

  Список использованной литературы………………………………………………37

  Приложение…………………………………………………………………………..40  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Введение

        

        В своём послании «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года Президент Республики Казахстан говорит: «Особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения стимулирующего развитие детей раннего возраста, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, производственному труду и окружающему миру» [15].

         Целю предшкольной подготовки  является общее, интеллектуальное, физическое развитие детей 5(6)- лет обеспечение их готовности  к усвоению знаний, умение и  навыков в начальном звене  общеобразовательной школы. Предшкольное образование необходимо для создания равной стартовой позиции всем детям перед поступлением в школу [24].

          Важное значение, для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, подготовки детей к обучению в школе  является ознакомление детей дошкольного возраста с природой [24].

       Трудно представить себе воспитание  детей без привлечения в   помощники воспитателю природы  - этого самого естественного  источника красоты.  Природа - не только великий учитель  и  великий  воспитатель.  Природа  -  источник творческого вдохновения, источник подъема всех  духовных  сил  человека,  не только  взрослого,  но  и  подрастающего.  Природа помогает  окрашивать  в эмоциональные тона все восприятия  окружающей  действительности. Всё это непосредственно влияет на то, как ребёнок будет относится к окружающему его миру [12]

     Природа является одним из главных средств нравственного воспитания. Природа даёт возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребёнка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина, В.Д. Сыч) [17]. 

       Уровень  экономического  развития  общества,  общественные  отношения  людей отложили значительный  отпечаток на  восприятие  природы и отношения к ней. Сквозь все времена человек непосредственно был связан с природой, ведь он является его частью, и от того как мы будем относится к природе, будет выражаться наше отношение к самим себе. Именно поэтому с самого раннего детства мы должны воспитывать в детях любовь к природе, показывать им как она прекрасна и через, это, воспитывать в них правильное отношение к ней [3].

       Из многих  проявлений  красоты   природы  люди  воспринимают  то,  что

соответствует их миропониманию и  настроению.  Облик  природы,  если  ее  не изменяет  человек,  остается   практически   постоянным.   Однако   меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную  красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл и через это меняют и отношение к ней [19].

    В системе по нравственному  воспитанию  дошкольников  большое место  должно быть отведено формированию нравственной позиций в процессе общения с природой.  Воспитание  любви к природе, умение чувствовать ее  красоту и восхищаться ею,  имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности,  для пробуждения у дошкольников  патриотических чувств,  чуткости  к окружающему,   потребности   к труду,   способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора [27].

Цель  курсовой работы:  изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Задачи:

  1. Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
  2. Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
  3. Определить задачи и методы нравственного воспитания;
  4. Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
  5. Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
  6. Определить отношение детей к природе;
  7. Разработать  конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.

Объект исследования: нравственное воспитание дошкольников

Предмет исследования: формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Методы  исследования: исследование психолого-педагогической, методической литературы 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой 

    1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание» 

      Экологическое  воспитание   —   это   новое   направление   дошкольной

педагогики, которое отличается от традиционного  ознакомления с  природой.  В основе общения дошкольника с природой лежит отношение  старшего  к  младшему (появляется  потребность  ласкать,  заботиться  о  растениях  и   животных). [22].

     Процесс   взаимодействия   ребенка   с   растительным   и   животным   миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у  ребенка  как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это  связано  с  незнанием дошкольника  правил  взаимодействия  с  объектами природы.  Поэтому   важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается  при условии тесного контакта и различных форм  взаимодействия  ребенка с растениями  и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома. [14].

        Экологическое воспитание дошкольника  —  это  и  есть  познание  живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой  обитания  и  выработка на  этой основе правильных форм взаимодействия с ним. [21].

        Наверное, сейчас уже никого  не  нужно  убеждать  в  том,  что  решение

экологических   проблем   невозможно    без    организованного экологического образования  и  воспитания  людей,  поскольку  действенность любых мер, принимаемых по защите природы,  в  конечном  счете, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их  отношением к природе. А основы этого отношения закладываются  еще  в  детстве,  поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны  стать объектом  пристального внимания психологов  и педагогов,  занимающихся  проблемами  экологического образования и воспитания. [19].

      С психолого-педагогической  точки   зрения,  важнейшее  значение  имеет

определение  типа  отношения   ребенка   к   природе,   поскольку   в   типе

зафиксированы главные характеристики этого отношения, которые  дают  ключ  к построению  наиболее  адекватной  стратегии  педагогической  деятельности  с  ребенком. [25].

       Исследования,  проведенные   в   рамках   экологической   психологии,

позволили разработать  собственно  психологическую  типологию  субъективного отношения  к природе, которая. базируется на двух  его  основных  параметрах: модальности  и интенсивности.

         Модальность    это    качественно-содержательная     характеристика

субъективного отношения, в отличие от  других  его  параметров,  позволяющих  провести лишь  формально-количественный  анализ.  Модальность  субъективного  отношения к природе определяется двумя факторами. Во-первых, в  какой  роли: объекта или же  субъекта  субъективно  для  личности  выступают  в  процессе взаимодействия природные объекты, иными  словами,  "с  кем"  разворачивается взаимодействие.

     Исследования показали, что если  природные объекты наделяются  личностью способностью выполнять функции субъекта, то по отношению к  ним  формируется так называемая субъектная установка и они начинают восприниматься ею уже  не как объекты, а как субъекты (со всеми вытекающими из  этого  последствиями).

Это   явление   в    экологической    психологии    обозначается    термином

субъектификация.

     Во-вторых, модальность  отношения   к  природе  определяется  характером преобладающих целей  взаимодействия личности  с   ней:  прагматическим  (когда природа   служит   средством   удовлетворения   прагматических   потребностей человека: пищевых, производственных и т.д.) или непрагматическим  (когда не ставится цели получить  такого  рода  "полезный  продукт"),  иными словами, "зачем" разворачивается это взаимодействие. [14].

     Таким образом, модальность   субъективного  отношения   к  природе  может быть  охарактеризована, во-первых,  по  оси  "объектная  субъектная",  а  во-вторых, по оси "прагматическая  непрагматическая". Соответственно  выделяются четыре  типа   модальности:   1)   объектно-прагматический,   2)   объектно-непрагматический,     3)     субъектно-прагматический,     4)     субъектно-непрагматический. [22].

      Второй  важнейшей  характеристикой   субъективного  отношения   является параметр интенсивности, являющийся показателем того,  в  каких  сферах  и  в какой степени проявляется данное отношение.

       В  соответствии  со  сферами,  областями   проявления   субъективного

отношения к природе можно выделить четыре компонента интенсивности .

     Персептивно - аффективный компонент  интенсивности  отношения  к  природе характеризует  уровень  эстетического  и   этического   освоения   природных объектов,  отзывчивости  на  их  витальные  (от  лат.   vitalis   жизненный) проявления. Общим для всех трех аспектов  является  то,  что  тот  или  иной персептивный факт получает эмоциональную  оценку,  аффективно  окрашивается, персептивные и аффективные процессы протекают в неразрывном единстве.

     Когнитивный компонент характеризует   уровень  готовности  и  стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы.

Информация о работе Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой