Формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.

Содержание

1.Понятия об организационных формах обучения и основная их классификация. Функции форм обучения.

2.Развитие форм обучения в дидактике и их дальнейшее совершенствование в современных условиях.

3. Дополнительные формы организации обучения: экскурсия, консультация, факультативы, домашняя самостоятельная работа, дополнительные занятия, учебные конференции, семинары, лекции, практикумы.

4. Формы внеклассной работы: предметные кружки и клубы по интересам, конкурсы, олимпиады, выставки и др.

5. Самообразование учащихся.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. Формы обучения.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

      Любая экскурсия должна быть подготовлена педагогом: выяснена обстановка на месте, проведены предварительные встречи  и инструктаж тех, кто будет вести экскурсию, определен маршрут и объекты, подлежащие изучению. Учащиеся должны получить конкретные задания и формы отчета об их выполнении. Результаты экскурсии обязательно используются в дальнейшем обучении. 

      Консультации  проводятся для проработки неясных учащимся или трудных для них вопросов. Особенно нуждаются в них отстающие в учении школьники и те ученики, которые ведут самостоятельный исследовательский поиск или углубленно изучают какой-либо предмет, проблему. 

      По  мере необходимости могут проводиться дополнительные занятия для группы учащихся, нуждающихся в помощи или тренировке, а также индивидуальные дополнительные занятия и консультации. Однако эти виды занятий должны быть строго регламентированы, согласованы с учебной частью, чтобы избежать увеличения учебных нагрузок, не превысить лимит часов, утвержденный Министерством образования. 

      Особую  группу форм дополнительных занятий  по предмету представляют предметные кружки, научные общества, творческие объединения школьников, а также периодически проводимые конференции, конкурсы, олимпиады, смотры, декады и т. д. 

      Неотъемлемой  частью традиционного обучения выступает  домашняя подготовка учащихся. В 60-е  годы прошлого столетия стал пропагандироваться опыт организации обучения без домашних заданий, когда вся работа над материалом завершается на уроке. Опыт не прижился, ибо домашняя работа не только позволяет закрепить материал, поупражняться, но и способствует выработке навыков самостоятельной познавательной деятельности. Нужно, однако, напомнить, что нельзя перекладывать на домашнюю подготовку то, что необходимо сделать в классе, под руководством педагога: введение и анализ основных понятий и идей, знакомство с новыми процедурами деятельности. Домашняя подготовка учащихся должна не подменять, а завершать работу, выполненную в классе. Домашнее задание следует дозировать по времени (от 1 часа в начальных классах до 3 часов в выпускных), не допуская перегрузки учащихся; оно должно быть хорошо объяснено и, как правило, не требует помощи взрослых. 

      Внеурочные  формы организации обучения должны органически дополнять урок и  составлять систему работы, предусмотренную  тематическими и календарными планами.[1. c 143-144] 

      4.1 Нетрадиционные формы организации  обучения 

      Как известно, исторически сложившейся и укоренившейся формой организации обучения в школе является урок. Именно он в полной мере отвечает требованиям коллективного обучения, т.к., во-первых, обеспечивает четкую организационную структуру и упорядочение процесса обучения; во-вторых, облегчает управление процессом обучения; в-третьих, создает условия для эмоционального воздействия учителя на учеников; в-четвертых, обеспечивает экономичность обучения; в-пятых, делает возможным процесс обучения систематичным и последовательным. Безусловно, урок как форма организации обучения с группой учащихся одного возраста и постоянного состава, как занятие, проводящееся по твердому расписанию и единой для всех программой обучения, определен и зависит в первую очередь от цели обучения и места, которое он занимает в целостной системе учебного процесса. В этой связи учеными-дидактами (Ю.К. Бабанским, Ю.Б. Зотовым, Н.М. Магомедовым, М.И. Махмутовым, В.А. Онищуком и др.) выделяется четкая типология уроков, которые активно используются учебно-воспитательными учреждениями. 

      Тем не менее, в последнее время те инновационные процессы, которые  наблюдаются в отечественных  школах, ориентирующихся на личность каждого учащегося, пробудили к  жизни массовое стремление учительства  к внедрению в школьную практику таких форм организации обучения, которые не являются правилом, традицией или обычаем. Классификацию нетрадиционных, своеобразных форм обучения дают Н.М. Магомедов и Л.Я. Хисматуллина, выделяя следующие из них: 

        НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА Л.  Я. Хисматуллина - Педагогика школы: Учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университет»,2000. 228 с.  

      Уроки, основанные на имитации деятельности и организации 

      Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий 

      Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы 

      Интегрированные уроки 

      Трансформация традиционных способов организации  урока 

      Уроки в форме соревнований, игр 

      Уроки, основанные на формах, жанрах, методах  работы известных в общественной практике 

      Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала 

      Уроки напоминающие публичные формы общения 

      Уроки, опирающиеся на фантазии  

      Суд 

      Заочная экскурсия 

      КВН  

      Лекция-парадокс 

      Конкурс 

      Исследование 

      Уроки мудрости 

      Пресс-конференция 

      Урок-сказка  

      Следствие 

      Экскурсия в прошлое 

      "Следствие  ведут знатоки"  

      Парный  опрос 

      Турнир   

      Изобретательство 

      Откровение 

      Аукцион 

      Урок-сюрприз  

      Трибунал 

      Путешествие 

      Утренник  

      Экспресс-опрос 

      Эстафета 

      Анализ  первоисточников 

      Урок-блок 

      Бенефис 

      Урок-подарок (от Хот-табыча)  

      Цирк   

      Литературная  прогулка 

      Спектакль  

      Урок-зачет 

      Дуэль 

      Комментарий 

      Урок -"дублер действует" 

      Митинг   

      Патентное бюро 

      Литературная  гостиная 

      Концерт  

      Урок-консультация 

      КВН 

      Мозговая  атака  

      Регламентированная  дискуссия   

      Ученый  совет 

      Интервью 

      Инсценировка  художественных произведений  

      Урок-практикум 

      Деловая игра 

      Интервью  

      Панорама   

      Репортаж 

      Диспут  

      Урок-семинар 

      Ролевая игра 

      Репортаж  

      Телепередача   

      Посиделки  

      Защита  читательского формуляра 

      Кроссворд 

      Рецензия  

      Телемост Рапорт Диалог   

      Клуб  знатоков  

      Телеурок  без телевидения 

      Викторина   

      Живая газета Устный журнал   
 
 

      Кроме того, нетрадиционными формами обучения могут выступать дискуссии и  ее разновидности: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание», а также и игровые формы ведения учебного занятия: конкурс, турнир, эстафета, «дуэль», КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина. 

      Ценность  этих форм обучения заключается в  последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной и изобретательской направленности занятий. Помимо этого, совершенно очевидно, что данные формы обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями. Они учат школьников полемизировать, руководить группой, быть рядовым соучастником, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою работу. Следует отметить, что данное содержание, вносимое нетрадиционными формами организации обучения, неподменяемо и не может быть построено другими средствами. Значимость применения этой группы форм обучения объясняется и явным воспитательным и развивающим эффектом: с одной стороны, ученик выполняет или учится выполнять различные социальные функции, в связи с чем обеспечивается процесс социализации учащихся («социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни людей знания, умения и навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с ними в ходе решения тех или иных задач» Немов Р.С. Психология. М., 1990. С.82.); с другой стороны - данные организационные формы обучения тесно связаны с особенностями личности ученика при распределении функций каждого.[5, с. 53-55] 
 
 
 

        4. Формы внеклассной  работы: предметные  кружки и клубы  по интересам,  конкурсы, олимпиады,  выставки и др. 
 

      В школах широко распространена кружковая  работа, организуемая учителем по своему предмету В предметные кружки, например по истории, литературе, математике, вовлекают учащихся нескольких параллельных (или смежных) классов. Драматическим, танцевальным, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели или родители учащихся.

      Кружки  иногда называют секциями, студиями, обществами (например, общество «Юный химик», клуб историков). В некоторых школах есть свои телестудии (например, в школе  № 31 г. Минска).

      Очень важно, чтобы занятия кружков  проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без  траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ введен сейчас единый клубный день, в который  кружковцы собираются к определенному  часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

      В школах часто проводятся лекции (лектории) как по общеполитическим вопросам и международному положению, так и по отдельным вопросам науки, техники, литературы и искусства. Лекции и лектории распространены довольно широко. В ряде школ им придают определенную направленность. Например, лекторий, включающий лекции по естественнонаучной тематике, получает название «Воскресные научные чтения», где с лекциями по определенным темам в особо интересующих их областях выступают сами учащиеся.

      Тематические  вечера и утренники имеют прежде всего познавательную направленность и посвящаются какой-либо одной специальной теме (например, вечер, посвященный дружбе с Кубой, утренник «Сказки Пушкина»). Чаще всего их проводят для нескольких параллельных классов.

      Распространены  диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще всего на темы морали, которые привлекают к себе большое внимание, а также праздничные вечера и вечера отдыха.

Информация о работе Формы обучения