Формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.

Содержание

1.Понятия об организационных формах обучения и основная их классификация. Функции форм обучения.

2.Развитие форм обучения в дидактике и их дальнейшее совершенствование в современных условиях.

3. Дополнительные формы организации обучения: экскурсия, консультация, факультативы, домашняя самостоятельная работа, дополнительные занятия, учебные конференции, семинары, лекции, практикумы.

4. Формы внеклассной работы: предметные кружки и клубы по интересам, конкурсы, олимпиады, выставки и др.

5. Самообразование учащихся.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. Формы обучения.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

      Контрольная работа «Формы обучения» 
 
 

        Содержание 

        1.Понятия об организационных  формах обучения и основная  их классификация. Функции форм  обучения.

        2.Развитие форм обучения в  дидактике и их дальнейшее  совершенствование в современных  условиях.

        3. Дополнительные формы организации обучения: экскурсия, консультация, факультативы, домашняя самостоятельная работа, дополнительные занятия, учебные конференции, семинары, лекции, практикумы.

        4. Формы внеклассной работы: предметные  кружки и клубы по интересам, конкурсы, олимпиады, выставки и др.

        5. Самообразование учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение  

      Для начальной школы на данном этапе  приоритетным является формирование мотивации  учения, развитие познавательных интересов  и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

      Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического  процесса, создает условия для его интенсификации. 

      1. Понятия об организационных формах обучения и основная их классификация. Функции форм обучения 

      Одним из элементов педагогической системы  являются организационные формы  обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Установление форм обучения зависит от других элементов ПС: целей, содержания, методов и средств, состава учеников и учителей, а также материальных условий обучения.

      Учеными выделены такие основания для  классификации форм обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Эта классификация не является строго научной, но позволяет немного упорядочить разнообразие форм обучения.

            Классно-урочная система является  наиболее ранней для нового  времени и распространенной в  мировой практике. Создателем ее  как развернутой системы был  Я.А.Коменский, в 17 веке. Классу  и уроку как дидактическим понятиям уже около 400 лет. Классно-урочная система характеризуется такими особенностями. Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав в период школьного обучения. Класс работает по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию. Основной единицей занятий является урок. Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме. Работой учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает результаты учебы по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переходе учеников в следующий класс. Учебный год, день, расписание уроков, каникулы - это тоже признаки классно-урочной системы.

            Ее достоинства: четкая организационная  структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность.

            Ее недостатки: трудность в учете  индивидуальных особенностей учеников  и в организации индивидуальной  работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе. Все это толкает педагогов на поиски других систем обучения, вот некоторые из них.

            В начале 19 века была система  взаимного обучения (белл-ланкастерская): старшие ученики, получившие знание от учителя, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но давало низкое качество.

            По мангеймской системе (20 годы  нашего века, Европа) создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учеников, - слабые, средние и сильные. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. В зависимости от успехов можно было сменить класс, но этого почти не происходило, поскольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня. Ее элементы сохраняются в некоторых школах Запада.

            В Европе и США в начале 20 века было опробовано много  систем обучения, направленных на  обеспечение индивидуальной активной самостоятельной учебной работы. Наиболее радикальная из них Дальтон-план, согласно которому учащийся брал задания на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Единого для всех расписания не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время - индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях, консультации с учителями. В СССР в 20 годы использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторная система. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях, отчитывались коллективно, учителя давали консультации. Эта система, развивая самостоятельность учеников, снижала, однако, уровень подготовки, что прекратило ее существование в СССР в 1932 году.

            В 50-е годы 20 века возник план  Трампа - система, стимулирующая  индивидуальное обучение, использующая  гибкие формы обучения. Она включала  три формы работы: лекции с  применением технических средств  для больших групп в 100-150 учеников, 40% времени; работа в группах 10-15 человек, 20% времени; индивидуальная работа в школьных кабинетах, 40% времени. При этом классов не существует, малые группы меняют свой состав. Система требует слаженной команды учителей, четкой организации, материального обеспечения, имеет определенные достоинства.

            В настоящее время идут попытки  усовершенствования классноурочной  и других систем. На Западе  в развитие плана Трампа имеются  "неградуированные классы": ученик  по одному предмету может учиться  по программе 5 класса, а по другому предмету быть в 3 классе. Имеются проекты и эксперименты по созданию "открытых школ": обучение проходит в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, что ведет к разрушению самого института "школа". В целом поиски форм обучения идут в направлении индивидуализации, психологизации, технизации обучения.  

      18.2 Урок - основная форма обучения

             Как было сказано, урок - это  форма организации обучения с  группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие  по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В отечественной школе урок остается основной формой обучения.

            Имеется наиболее употребительная  классификация уроков по дидактической  цели. Выделены такие типы уроков: - урок овладения новыми знаниями, - урок формирования и совершенствования умений и навыков, - урок обобщения и систематизации знаний, - урок повторения, закрепления знаний, - контрольно-проверочные уроки, - комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.

            Данные уроки в чистом виде нечасто приходится видеть, за исключением комбинированного, но классификация помогает все же осознать важные характеристики урока, в частности его структуру. Структура урока - совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом. Это традиционное, достаточно эффективное построение урока, однако, превращаясь в шаблон, снижает уровень обучения. Поэтому ведется поиск путей совершенствования структуры урока.

            Ученые исходят из того, что  урок имеет дидактический, методический, психологический, гигиенический  аспекты. Дидактическая подструктура  включает три этапа: актуализацию  знаний и способов деятельности, формирование новых знаний и  способов познавательных действий и применение полученных знаний, умений. Это дидактическая логика обучения. Методическая подструктура обязывает планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение задач под руководством учителя и самостоятельно. При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей. Вместе с тем надо видеть и психологию урока: создание мотивации, психологического комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, характер психологических операций усвоения знаний. Гигиеническая наука тоже предъявляет требования к уроку. Учет всех аспектов урока заставляет учителя искать оптимальную структуру.

            В проведении урока важен вопрос  об организации учебной деятельности  детей. Выделяют следующие формы  работы детей на уроке: фронтальную,  индивидуальную, групповую. Первая  предполагает совместные действия  всех учащихся класса под руководством учителя. Вторая означает самостоятельную работу каждого ученика. Эффективной является организация групповой работы на уроке. Учащиеся работают в группе 4-7 человек или в парах, задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным. Работа в группах стимулирует активность учеников, их взаимодействие, взаимообучение, создает психологический комфорт, особенно для слабых учеников.

            В теории и практике урока важное место занимают вопросы подготовки учителя к уроку, планирования урока и их системы. В решении этих вопросов учитель опирается на знание процесса обучения, предметную методику, педагогическую психологию. 
 
 

        2.Развитие форм  обучения в дидактике и их дальнейшее совершенствование в современных условиях 

      Истории мировой педагогической мысли и  практике обучения известны самые разнообразные  формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное  отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области. Встал вопрос о необходимости систематизации разнообразия форм организации обучения, вычленения наиболее эффективных, соответствующих духу времени, исторической эпохе. 

      В связи с этим учеными выделены такие основания для классификации форм организации обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Заметим, что эта классификация не является строго научной и далеко не всеми учеными-педагогами признается. Вместе с тем надо признать, что такой подход к классификации форм организации обучения позволяет немного упорядочить их разнообразие. 

      Самой старой формой учебного процесса, берущей  свое начало в глубокой древности, является индивидуальная форма обучения. Суть ее заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая ученику через изучение им учебника, автором которого являлся сам учитель. При- 

      288 

        мером непосредственных и индивидуальных  контактов учителя и ученика  в современных условиях является  репетиторство. 

      Индивидуальная форма организации обучения была единственной в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах широко использовалась до XVIII века. Последующие периоды развития общества она доминировала в практике семейного воспитания состоятельных слоев общества (например, в дворянских семьях, в зежиточных семьях, других слоев общества). 

Информация о работе Формы обучения