Формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.

Содержание

1.Понятия об организационных формах обучения и основная их классификация. Функции форм обучения.

2.Развитие форм обучения в дидактике и их дальнейшее совершенствование в современных условиях.

3. Дополнительные формы организации обучения: экскурсия, консультация, факультативы, домашняя самостоятельная работа, дополнительные занятия, учебные конференции, семинары, лекции, практикумы.

4. Формы внеклассной работы: предметные кружки и клубы по интересам, конкурсы, олимпиады, выставки и др.

5. Самообразование учащихся.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. Формы обучения.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

      Во  многих школах (например, в школе  № 67 Москвы) двери школы во время  вечеров или других массовых праздников открыты и для молодежи района.

      Очень распространены в школах встречи  с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически  сочетаться с торжественными или  тематическими вечерами и утренниками. Однако могут бытьч.и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча старшеклассников с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути.

      Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали и другие формы состязаний.

      Предметные  олимпиады — очень важное средство развития интереса к знаниям. Особое значение в воспитательном отношении  имеет сама разработка вопросов и  заданий к олимпиадам, что является часто результатом творческой деятельности членов соответствующих кружков. В ряде школ есть специальные «Кружки интересной встречи» (по математике, физике, химии и т п.), которые в течение года работают над заданиями к олимпиаде.

      Состязания, смотры и олимпиады часто проводят для всех школ района. Заканчиваются они городскими и республиканскими состязаниями и смотрами.

      Часто в связи с этими конкурсами или независимо от них в школах устраиваются выставки. Это могут  быть выставки творчества юных умельцев: «Умелые руки», «Подарки мамам», тематические стенды-выставки («О завоевании космоса», «Жизнь детей за рубежом»), выставки-отчеты об экскурсиях и походах («Что мы видели на заводе», «По местам боев») и т. д.

      Школы проводят много экскурсий: в музей, в природу, на производство, в колхоз, совхоз и т. д. Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями-предметниками и связываются с изучением очередных тем и разделов курса.

      Все большее развитие получает в школах туристическая и краеведческая  работа: туристические походы различного целевого назначения и длительности, экспедиции по плану работы кружков или по заданиям дружины и комитета комсомола (по розыску героев Отечественной войны, сбору народного фольклора, археологические, геологические). Обычно они завершаются выпуском специальных стенгазет, бюллетеней, альбомов, организацией выставок собранного материала и т. д.

        В настоящее время в жизни  школ большую роль стали играть  музеи. В их числе музеи,  связанные с изучением жизни  и деятельности В. И. Ленина  и его соратников, музеи боевой и трудовой славы, музеи, посвященные боевому пути, пройденному воинским подразделением (частью, армией). Многие музеи такого типа носят мемориальный и краеведческий характер (например, школьный музей К. Э. Циолковского в г. Калуге). Организуются и литературные музеи (например, музей-клуб В. В. Маяковского при школе № 79 Москвы).

      Работа  музеев разнообразна. Она включает постоянное пополнение экспозиций, организацию  отдельных тематических выставок, приуроченных к каким-либо памятным датам, проведение силами учащихся экскурсий по музею, переписку с различными лицами и организациями, связанную со сбором материалов для музеев. Воспитательное значение музеев связано и со сбором материалов для него, и с обеспечением его функционирования как важного центра общественной жизни всей школы.

      В ряде республик все музеи берутся  на учет, проводится их паспортизация. Так, на Украине зарегистрировано около 5 тыс. таких музеев, из которых почетное право называться лучшими получили 349 музеев.

      В школе всегда выпускается много стенных газет: отрядные, классные, общедружинные, общешкольные, комсомольской организации, органы отдельных кружков и обществ. Газеты освещают текущую жизнь класса, отряда, школы, интересные находки кружка. Работа по выпуску газет сплачивает большую группу активистов — членов редколлегии, корреспондентов, мастеров сатиры и юмора, художников — оформителей и карикатуристов, учащихся, пробующих свое перо в написании очерков, фельетонов, стихов. Школьные стенгазеты — очень действенное средство разностороннего развития учащихся.

      Популярностью пользуются в школах разного рода устные журналы типа «Хочу все  знать» с научно-политическими разделами  или юмористические. В отдельных  школах сложилась традиция выпуска  рукописных (отпечатанных на пишущей машинке) журналов, которые чаще всего имеют литературную направленность (типа «Мы пробуем перо», «Наш литературный альманах»).

      Большую помощь учителям и учащимся во всех видах внеклассной работы оказывает  школьная библиотека, которая устраивает тематические выставки книг, помогает в подборе необходимой литературы. С помощью своего актива библиотеки выпускают общие обзорные или тематические бюллетени, информируют о новых поступлениях, учат ребят пользоваться различными каталогами и справочной литературой, устраивают обсуждение книг, диспуты. Нередко при библиотеке организуется клуб любителей книги, члены которого оказывают помощь библиотеке во всех ее делах и пропагандируют книги среди учащихся.

      Интересные  диспуты проводит клуб «Факел» одной  из рязанских школ. Условием успешности его проведения является выбор действительно интересующей или волнующей ребят темы или проблемы и подготовленность старших (учителей, классного руководителя) к тому, чтобы тактично помочь учащимся в его подготовке и проведении.

      Одной из новых форм работы, направленной на повышение ответственного отношения  к учебе, являются так называемые общественные смотры знаний, проводимые по отдельным предметам один раз  в четверть. В подготовке к этим смотрам большую роль играют консультанты, назначаемые из числа сильных учеников, которые помогают другим учащимся, отвечают за подготовку к смотру кабинетов, наглядных пособий, участвуют совместно с учителями в подготовке вопросников по изученной теме или разделу, по которой назначен общественный смотр.

      В некоторых школах для пропаганды определенных областей знания и привлечения  к ним внимания учащихся проводятся предметные недели. В ходе недели учащиеся выпускают бюллетени, устраивают выставки книг, читают лекции, организуют встречи  с учеными, работающими в данной области.

      Специальными  формами общественно полезного  труда, организуемого во внеурочное время, являются: ремонт школьного учебного оборудования, оформление кабинетов, школьной библиотеки; сбор металлолома, макулатуры; работа на пришкольном участке, озеленение школы, двора, территории микрорайона в зоне комсомольского действия и др.

      Большое внимание уделяется сейчас внеклассной  физкультурно-спортивной работе: коллективным выходам всем классом на каток, походам  на лыжах, играм на свежем воздухе в волейбол, футбол, баскетбол и спортивным секциям, работающим при школах.

      К массовым школьным мероприятиям, кроме  вечеров и праздников, походов  и экскурсий, относятся также  массовые митинги солидарности, трудовые десанты с целью сбора средств  в Фонд мира. По инициативе Московского Дворца пионеров в феврале начал отмечаться день юного героя-антифашиста. Чаще всего массовые мероприятия проводятся для нескольких классов, близких по возрасту. Такое объединение помогает лучше организовать подготовку к большим школьным праздникам и другим мероприятиям, лучше учесть возрастные особенности и интересы учащихся.

      Все эти массовые формы получают отражение  в плане воспитательной работы школы, который составляется при участии  комсомольской и пионерской организаций  школы. В масштабе района, города, республики в последнее время регулярно стали проводиться слеты ученических бригад, школьных трудовых объединений, конкурсы юных механизаторов, лесоводов, друзей природы, техников, конструкторов; кинофестивали любительских фильмов; физкультурно-спортивные состязания «Старты надежд» и др.

      Важным  принципом проведения всех массовых мероприятий является организация  предшествующей подготовительной работы в классах, кружках, секциях с  участием каждого ученика.

      Относительно  новой формой организации внеклассной работы стали во многих школах клубы субботнего или выходного дня. В эти дни в школах работают кружки, проводятся конкурсы, спортивные соревнования, демонстрируются кинофильмы, организуются на спортплощадках или в физкультурном зале игры и соревнования, проводятся экскурсии, посещения кино, театров, музеев. Естественно, проведение внеклассной воспитательной работы в школах полного или продленного дня имеет свою специфику. Несмотря на наличие нескольких вариантов режима учения, труда и отдыха в школах этого типа, общим для всех этих школ является создание лучших условий для организации разнообразной и интересной работы со школьниками в те часы, которые отведены на клубную или кружковую работу, занятия по интересам. У этих школ более тесные и прочные связи и с внешкольными учреждениями.

      В небольших сельских школах, там, где  нет поблизости внешкольных учреждений, максимально используются возможности  кабинетов, актовый и спортивный залы. Здесь широко привлекают родителей, оказывающих помощь школе своими техническими средствами (киноаппаратурой, радиоприемниками и магнитофонами). Учащихся этих школ привлекают к заочным формам участия в различных играх, конкурсах, олимпиадах, организуемых внешкольными учреждениями.

      В заключение следует отметить, что, хотя здесь были названы и кратко охарактеризованы различные организационные формы внеклассной работы, на практике чаще всего они применяются в сочетании: экскурсия завершается выставкой; на тематических вечерах выступают кружки художественной самодеятельности, проводятся игры; во время коллективного похода на лыжах проводятся соревнования; туристический поход сочетается с выполнением специальных заданий комитета комсомола и превращается в экспедицию; большинство кружков, клубов и обществ выпускает свои стенгазеты, бюллетени, альбомы, устраивает выставки.

      Кроме рассмотренных выше общих форм, используемых для решения широкого круга воспитательных задач, есть и формы, более тесно  связанные с отдельными направлениями  коммунистического воспитания. Каждая из рассмотренных выше организационных форм имеет, естественно, свою специфику и требует знания методики ее проведения. 
 
 
 

        5. Самообразование учащихся 
 

      Что такое самообразование? "Самообразование -- это образование, приобретаемое  вне учебных заведений, путем самостоятельной работы". 

      Самообразование -- это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов  и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые  получены в стационарных или заочных  учебных заведениях. 

      Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. 

      Как понимать эту связь? В чем она  заключается? Для значительной части  учащихся старших классов характерна тенденция к постоянному самоусовершенствованию, стремление развивать в себе определенные качества личности, искоренять отрицательное в поведении и чертах характера. Говоря иными словами, школьники занимаются самовоспитанием, воспитанием самих себя. Но учащиеся не только ставят перед собой определенную цель, они стремятся достигнуть ее. Для решения поставленной перед собой задачи используются различные пути, в том числе и самостоятельный поиск знаний путем чтения дополнительной научно-технической и художественной литературы, выходящей за пределы обязательной учебной программы. Поэтому в процессе самовоспитания у школьников развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний. 

      Самообразование учащихся является ключом к решению  ряда роблем школьного обучения. 

      Известно, что полученные на уроках знания, особенно в старших классах, нуждаются  в закреплении и углублении. В  домашних условиях учащийся должен самостоятельно, без посторонней помощи разобраться  в новом материале, изложенном в  учебниках или в других источниках, выполнить упражнения творческого характера, решить математические задачи. 

      За  последние годы в школе получила широкое распространение новая  форма классных занятий -- семинары. Для того чтобы выступить на семинарском  занятии с докладом или сообщением, нужно основательно к нему подготовиться. 

      В старших классах применяется  система зачетов, суть которой заключается  в том, что учащийся не только повторяет  пройденное по определенным разделам курса, но и привлекает дополнительную литературу и самостоятельно изучает ее. 

Информация о работе Формы обучения