Формы воспитания: проблемы, классификация выбора

Автор: Света Позднякова, 28 Августа 2010 в 22:21, реферат

Описание работы

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5—7 до 25—40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Работа содержит 1 файл

Формы воспитания.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

    Характерные признаки: деятельно-созидательная  позиция детей; их участие в организаторской  деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

    Виды  форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

    По  характеру реализации форм-дел различают  три их подтипа:

    дела, в которых организаторскую функцию  выполняет какой-либо орган или  даже кто-то персонально;

    творческие  дела, отличающиеся, прежде всего организаторским  творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

    коллективные  творческие дела (КТД), в организации  которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены  коллектива.

    Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

    предоставляют возможность каждому ребенку  внести свой личный вклад в общую  работу, проявить свои личностные качества;

    обеспечивают  активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

    способствуют  укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности  внутриколлективных связей и отношений;

    эмоционально  привлекательны для ребят, позволяют  опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

    Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с  целью отдыха, развлечения, обучения.

    Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

    Виды  форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

    Для перечисленных типов форм можно  привести следующие отличия: мероприятия  проводятся кем-то для кого-то с целью  воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет  место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

    В практике воспитательной работы имеет  место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при  их реализации.

    Имея  достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

    По  времени подготовки и проведения:

    экспромт;

    относительно  длительная предварительная подготовка.

    По  способу организации:

    организуемые  одним человеком;

    организуемые  группой участников;

    организуемые  коллективно.

    По  характеру включения  в деятельность:

    обязательное  участие;

    добровольное  участие.

    По  взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

    "открытые" (для других, совместно с другими);

    "закрытые" (для своего коллектива).

    По  методам воспитания:

    словесные (конференции);

    практические (походы);

    наглядные (выставки).

    По  направлению воспитательной работы или видам деятельности:

    организация познавательно-развивающей деятельности;

    нравственное  воспитание;

    эстетическое  воспитание;

    физическое  воспитание.

    Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.  

    Воспитательное  мероприятие

    К мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми, экскурсии, просмотры фильмов и  спектаклей, чтение и обсуждение книг, работа с периодикой и т.п.

    Мероприятие, как правило, организуется с целью  непосредственного воспитательного воздействия на детей, причем воспитатель в этом влиянии занимает "скрытую педагогическую позицию".

    Некоторые ученые, например И.П. Иванов, рассматривают воспитательное мероприятие как вспомогательное средство воспитательной работы, суть которого — открытая передача педагогами детям готового общественно ценного опыта, необходимого последним для решения жизненно-практических задач.

    В последние годы термин "мероприятие" трактуется некоторыми учеными и практиками как какое-то формальное действие, поэтому те, кто его использует, стараются заменить этот термин каким-либо другим. И все же целесообразное, интересное мероприятие имеет право на жизнь. Оно помогает детям увидеть социальную ценность объектов мира, их значимость; в процессе его проведения дети общаются, взаимодействуют со взрослыми, воздействуют на мир и т.п.

    Задачи  воспитательного мероприятия - это  то реальное, что достижимо на нем, т.е. отдельные стороны отношения (эмоции, реакции, поведенческие действия, знания, умения). Таким образом, цель мероприятия - его стратегия, а задачи — тактика. Воспитательное мероприятие - часть цели (целей), которую можно достичь в результате всей воспитательной работы. Каждое мероприятие как бы закладывает кирпичик в строящееся отношение к себе, к другим людям, к труду и т.п.

    В каждом воспитательном мероприятии  можно выделить предметный и воспитательный результаты. Предметный — это непосредственный продукт взаимодействия детей с миром (прочитанная книга, слетая песня, сделанный подарок, организованный разговор и т.п.), воспитательный - продукт духовной деятельности, который является целью воспитательного мероприятия. Достижение ее невозможно без предметного результата, который делает мероприятие воспитывающим. 

    Работа  с газетой.

    Это традиционное мероприятие, которое, как правило, проводится один раз в неделю. Желательно, чтобы работа с периодикой (газетой, журналом) была связана с учебной деятельностью, поэтому газету с детьми читайте, обсуждайте ее содержание не только после уроков, но и в процессе учебной деятельности.

    В начале года (каждого полугодия) следует  позаботиться о том, чтобы ученики  класса выписали разные наименования газет. С этой целью проведите работу с родителями. Если не получается обеспечить учеников класса различными периодическими изданиями, возможен вариант "в складчину".

    После проработки подписные издания должны сохранятся, аккуратно подшиваться и храниться в определенном месте.

    Детям младшего школьного возраста (второй, третий классы) можно поручить делать из газет вырезки материалов и группировать их по определенным темам в специальной книге под названием "Информационное бюро". Эту работу желательно поручить детям-эрудитам.

    На  собрании с родителями желательно обсудить вопрос "Газета в вашем доме", обратив их внимание на то, что детей целесообразно привлекать к совместному чтению со взрослыми, к аккуратному раскладыванию газет на полке и т.п. Процесс манипулирования газетой подчас оказывает большее влияние на приобщение к этому виду деятельности, чем само чтение, особенно если оно осуществляется не по собственной воле, а по указанию старших.

    Описанная форма воспитания играет огромную роль в становлении ребенка — будущего читателя. И очень жаль, что такое воспитательное мероприятие, как "работа с газетой" (с периодикой), занимает сегодня незначительное место в практической работе многих учителей. 

    Этическая беседа.

    Каждый  день учитель должен говорить с младшими школьниками о нормах культурного поведения, об этикете. Как правило, такой разговор не требует длительной подготовки, иногда возникает спонтанно. Тем не менее знания ребенка расширяются, постепенно совершенствуется опыт нравственного поведения. Однако нужны и такие занятия, на которых бы знания детей обобщались, из разрозненных превращались в системные, актуализировались. Такие занятия развивают рефлексивную деятельность, помогают ребенку осмыслить себя, сравнить с другими детьми, которые поступают "хорошо" или "плохо", "примерить" свое поведение к некоторым стандартам, основанным на общечеловеческих ценностях (истина, добро, красота). Одним из видов таких занятий является обобщающая этическая беседа. Методика ее достаточно сложна. Прежде всего такой вид работы требует основательной подготовки как со стороны учителя, так  и детей.

    На  основании анализа работ ученых (О.С. Богданова, О.Д. Калинина, И.Ф. Харламов) попытаемся дать некоторые рекомендации.

    Методика  этических бесед включает в себя подготовительный период, проведение беседы, организацию и оценку каждодневной деятельности и поведения детей на основе усвоенных моральных норм.

    Проведение  подобных бесед заранее планируется. Некоторые ученые (О.С. Богданова, О.Д. Калинина и др.) рекомендуют проводить не менее одной обобщающей беседы в месяц продолжительностью 25-40 мин (в зависимости от класса) ежемесячно.

    В начале учебного года (полугодия, четверти) следует определить последовательность обобщающих бесед.

    Во  время подготовки к беседе дети получают задания в зависимости от темы, возраста и др.

    Проведение  беседы требует от учителя большого мастерства, особенно в обеспечении активности детей. Необходимо умело приводить примеры, учитывать особенности детских рассуждений и др.

    Этические беседы должны помогать оценивать поступки человека, направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, выявлять отношение человека к чему-нибудь, заставлять задумываться над мотивами поступков, учить по внешним приметам распознавать состояние человека, сочувствовать.

    Беседы  необходимо проводить в атмосфере  доброжелательности, без упреков  и т.п. Во время высказывания следует  не врывать даже наивные, не совсем правильные суждения, а приходить  им на помощь в нужную минуту.

    Хорошо, если в этических беседах присутствуют элементы занимательности (обсуждение смешных ситуаций, оставление задач и т.п.).

    Эффективность этических бесед возрастает, если они проводятся систематически всеми  учителями начальных классов.

    После проведенной беседы необходимо наладить воспитательную работу таким образом, чтобы знания, полученные детьми, способствовали рождению определенных нравственных отношений.

    Этическая беседа играет большую роль в формировании у ребенка представлений, понятий о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Знания очень важны в жизни младшего школьника, поскольку, как говорил Сократ, зло во многих случаях совершается по незнанию. 

    Культпоход  в кинотеатр.

    На  первый взгляд кажется: что может  быть проще - собрать детей и повести  в кинотеатр? Однако все ли воспитательные возможности этого мероприятия используются? В этом деле есть много педагогических нюансов, которые желательно не упустить из виду. Вот некоторые рекомендации из собственного опыта.

Информация о работе Формы воспитания: проблемы, классификация выбора