Формы воспитания: проблемы, классификация выбора

Автор: Света Позднякова, 28 Августа 2010 в 22:21, реферат

Описание работы

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5—7 до 25—40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Работа содержит 1 файл

Формы воспитания.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    Прежде  всего в доступной форме объясните  детям цель культпохода, что поможет сформировать у них определенный настрой, как говорят психологи, установку.

    Если  фильм создан на основе известного произведения, желательно в краткой  форме провести соответствующую  работу по восстановлению в памяти детей главных событий, героев, их поступков и т.п., что лучше настроит их на встречу с любимыми (известными) персонажами.

    Перед выходом на улицу (при подходе  к транспорту и т.п.) ребята обязательно  вспоминают правила безопасности, и, желательно, не на ходу. Облюбовав местечко, следует остановиться с детьми и перечислить, чего нельзя делать в транспорте, при входе и выходе из автобуса (троллейбуса), в процессе движения по улице и т.п. Можно прибегнуть к определенным сигналам: "Дети, стоп!", "Дети, внимание!" и др.

    Подойдя к кинотеатру, целесообразно остановиться, дать детям возможность сосредоточиться и обратить их внимание на здание кинотеатра, его архитектуру и т.п. И тут же завести разговор о том, как заходить, как занимать места, как вести себя и др.

    Учитель (воспитатель) должен заранее решить, какой прием будет использован при выводе детей из кинотеатра. Это зависит от того, какие они занимали места, их общее количество и т.п. 

    Неделя  музыки.

    Проводится  ежегодно в марте месяце. Открывает большие возможности для проявления талантов, расширения кругозора детей, их самоутверждения в коллективе. На протяжении недели в процессе работы налаживается хорошее взаимодействие детей и взрослых.

    Неделя  музыки — это, как правило, смотр  музыкальной культуры, в котором участвуют дети, педагоги, композиторы, артисты, поэты-песенники и др.

    Существует  множество вариантов проведения Недели музыки, однако при этом следует  соблюдать общие педагогические требования:

    заранее составляется план, например торжественное  открытие; посещение спектаклей, концертов; праздник песни; музыкальные конкурсы; открытие в классе (классах) музыкальной фонотеки; беседы о музыке и др.;

    поскольку Неделя музыки планируется, как правило, в общешкольном масштабе, то учителю начальных классов важно вместе с детьми четко определить участие класса, отдельных детей в торжествах;

    главное — не участие, а создание своеобразного  эмоционального настроения у ребят и социально ответственных взрослых, радость по случаю праздника. Поэтому участие детей должно быть оправданным: следует доверить им выполнение не той работы, которую им навязали (распределили) свыше, а той, которая по душе, приятна, желаема;

    необходимо  постараться обойтись без утомительных репетиций, многое можно сделать  экспромтом;

    важно учесть музыкальные данные участников Недели музыки; восторг и восхищение детей, педагогов, родителей вызывают совместные танцы и песни;

    ни  в коем случае нельзя упустить из виду детей, которые занимаются в специальных школах, кружках и др.: пусть они показывают то, чему их научили. Для них это прекрасная возможность порадовать других, самоутвердиться в коллективе сверстников;

    при подведении итогов праздника обязательны  награды (самоделки с конкретным смыслом) не только для детей, но и для взрослых. Это усилит эмоциональное поле праздника;

    как и в любом деле, целесообразно  подведение итогов (в масштабе школы, в отдельных классах). При этом

    следует найти возможность похвалить  за участие и тех ребят, которые  выступали в роли зрителей, создавая общую радость, хотя необходимо стремиться к тому, чтобы каждый из детей был активным членом "команды". Для этого не следует отказываться от общих хороводов, плясок и т.п.

    Подобным  образом проводятся Неделя театра, Неделя книги и т.п. 

    Коллективное  творческое дело.

    Методика КТД разработана Н.П. Ивановым и его последователями. В основе КТД лежит коллективная организаторская деятельность детей и их старших друзей: коллективное принятие решений, планирование, анализ дел и жизни группы, выполнение поручений.

    КТД — дело, которое задумывается, планируется, проводится, анализируется самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям. Технология КТД, по Иванову, включает шесть этапов.

    Первый  этап - предварительная работа воспитателя (учителя). На этом этапе, когда у  учащихся нет еще опыта в организации подобных дел, педагог ставит цель, определяет место КТД в системе других форм воспитательной работы, продумывает варианты его проведения.

    Второй  этап - коллективное планирование. Дети садятся по микрогруппам в кружок, чтобы хорошо видеть друг друга. Учитель проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести дело, выясняется отношение ребят к нему. Затем следует работа в микрогруппах - обсуждение дела. Педагог помогает некоторым группам (при помощи наводящих вопросов, (год сказок, советов, одобрения, предложения) сделать выбор из нескольких вариантов.

    После того как группы придумали свои варианты дела, начинается общее обсуждение и выработка единого варианта. Выбирается "совет дела" (СД), в который входят представители микрогрупп, а также старшие друзья, учитель.

    Третий  этап - коллективная подготовка. "Совет дела"; разрабатывает окончательный вариант дела, распределяет поручения в микрогруппах. Подготовка ведется втайне друг от друга. Поощряются сюрпризы, интересные находки, предложения. Подготавливаются технические и нарядные средства.

    Четвертый этап — коллективное осуществление задуманного. Каждая микрогруппа демонстрирует то, что она подготовила. При необходимости педагог приходит на помощь, но в основном дети действуют самостоятельно. Задача взрослого - создать у детей соответствующий эмоциональный настрой (ситуацию успеха), следить за их самоощущением, взаимоотношениями.

    Пятый этап — анализ, помогающий выявить  личностную значимость данного дела для каждого из участников. Технология анализа такова: учитель последовательно задает детям три вопроса: "Что было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что нужно учесть на будущее?" Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят. Учитель тоже участвует в анализе. Его задача - за предметным результатом (его, как правило, хорошо видят дети) увидеть и подчеркнуть воспитательный результат: отношение к делу, друг к другу» к объектам, с которыми вступали во взаимодействие. Анализ может быть осуществлен в форме анкеты, стенгазеты, разговора по кругу (по "солнышку"), "живых" картин, частушек, где учащиеся выскажут свои мнения, впечатления, оценки.

    Формулировки  вопросов можно варьировать, включая  в них критерии оценки: Интересно ли было тебе и другим? Была ли группа творческой, активной? Что в деле стало для тебя открытием? Как можешь оценить дело? Что бы ты хотел пожелать себе и другим? Удовлетворен ли своей ролью и что хотелось бы изменить?

    Шестой  этап (ближайшие последствия) - продолжение начатого в других формах, видах деятельности.

    Методика  коллективной творческой деятельности и КТД как основной формы воспитательной работы прошла апробацию, которая с каждым десятилетием все более подтверждает ее эффективность.  

    Турнир-викторина.

    Это КТД, предполагающее состязание в эрудиции нескольких команд и сочетающее особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (дети ищут и задают вопросы, предлагают занимательные задания, познавательные задачи).

    В практике существуют следующие способы  проведения турнира-викторины:

    "Цепочка", или "По кругу". Первая команда  задает вопросы второй, вторая — третьей и т.д. Последняя адресует вопросы первой. Этот способ хорош в случае, если вопросы задаются на одну тему и примерно одинаковы по сложности.

    "Атака  веером". Каждая команда по  очереди задает одинаковое количество  вопросов остальным, благодаря  чему команды оказываются в  равных условиях.

    "Оборона  веером". Каждой команде все  остальные поочередно задают по одному-два вопроса.

    "Перекрестный  поединок" проводится между двумя  командами, которые готовят по  нескольку вопросов и задают их по очереди друг другу. Способ особенно подходит для небольших коллективов.

    Планируя  турнир-викторину, дети делятся на команды, придумывают им названия, выбирают капитанов; договариваются о теме занятия, количестве вопросов, системе оценок. Обычно за полный и правильный ответ команда получает два балла, за дополнение - один балл. Все результаты наглядно фиксируются или на доске, или на табло.

    Во  время турнир-викторины следует  строго придерживаться правила: после того как задан вопрос, члены команды тихонько совещаются (никто не должен "выскакивать" с ответом). На обдумывание всем командам дается одинаковое время. Если команда, которой задан вопрос, не может на него ответить, следует обратиться к другой. Если ни одна из играющих команд не может дать ответ, отвечают те, кто задал вопрос.

    Во  время игры следует помнить, что  главное в ней — не соревнование "кто больше", а знание, умение команды дружно и слаженно работать.  

    Аукцион знаний.

    Это КТД, сочетающее коллективную познавательную игру и соревнование. В обстановке большого эмоционального подъема дети должны показать соперникам как можно больший объем сведений о предмете, явлении, понятии из самых разных областей знаний.

    План  игры разрабатывается коллективно. Дети определяют области знаний, исходя из которых группы придумывают и секретно изготавливают несколько предметов-великанов (их изображения). Затем изучают литературу, для того чтобы рассказать о роли этих предметов в жизни, об их истории.

    Когда подготовка закончена, все предметы, сделанные командами, выставляются на аукцион, где идет распродажа "товаров". Команды собираются вместе. Распорядитель открывает аукцион, представляет своих помощников, которые будут подсчитывать баллы, напоминает правила игры: предмет может быть приобретен любой командой в обмен на знания об устройстве, истории, назначении и разнообразных свойствах этого предмета, используемого человеком. Приобрести вещь может и команда, выставившая ее на аукцион. Таким образом, даже слабый коллектив, заранее хорошо подготовившись, может выкупить хотя бы свою вещь.

    Например, играющим предлагается собака-игрушка  и задаются вопросы: Что вы можете сказать о происхождении собаки? Что вы знаете о породах собак, об их "профессиях?" Вещь оценена комиссией в 50 баллов. Ответы оцениваются по нарастающей — последующие, более сложные оцениваются выше (чем больше знаний уже выявлено, тем труднее сделать какие-либо дополнения).

    И еще одно условие игры: набрав самое большое количество баллов (приблизившись к назначенной цене), команда "покупает" вещь и "платит" творческий комиссионный сбор: показывает сценку, поет песню, создает "живую картину", пантомиму, касающуюся приобретаемой вещи.

    Для игры необходимо следующее оборудование: гонг и молоточек, вещи на продажу, подставка, на которой стоит продаваемая вещь, табло для каждой команды, на которых записывается (показывается) количество баллов, заработанных ею.

    Аукционы  знаний можно проводить на уроках с целью закрепления, повторения, обобщения изученного материала по какой-либо теме.

    Существует достаточное количество книг, которыми можно пользоваться при подготовке аукциона (И. Акимушкин "У крокодила есть друзья", "Кто без крыльев летает"; С. Архангельский "Путешествие капли воды"; А. Беляев "Как человек научился летать"; Ю. Дмитриев "Чему верить, что проверить", "Хитрецы и невидимки", "Кто в лесу живет и что в лесу растет"; Г. Скребыцкий "Веселые ручьи", "Диковинка", "Друзья моего детства", "Новые знакомые"; Н, Сладков "За птичьими голосами", "В лесах счастливой охоты". 

    Творческий  конкурс.

    Конкурс - это соревнование двух или более  участников в каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение.

    Творческий  конкурс - значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются не во всякой деятельности, а лишь в той, которая отличается творчеством, например конкурс пантомимы, конкурс поделок к празднику, конкурс шумовых оркестров, конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена, конкурс "Ромашка" и т.д. Во всех этих делах детям нужно проявить не столько силу, ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, творческий подход.

    Творческий  конкурс только тогда станет действенным  средством воспитания, когда правильно  организован. При организации любого творческого конкурса ученые (СП. Афанасьев, СВ. Коморин, А.И. Тимонин и др.) называют 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить. Это интересные задания, красивое оформление, материальное обеспечение, музыкальное сопровождение, находчивый ведущий, компетентное жюри, эмоциональные зрители, исполнительные помощники, подготовленные команды, призы для победителей.

Информация о работе Формы воспитания: проблемы, классификация выбора