Формы воспитания: проблемы, классификация выбора

Автор: Света Позднякова, 28 Августа 2010 в 22:21, реферат

Описание работы

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5—7 до 25—40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Работа содержит 1 файл

Формы воспитания.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    Самое трудное в конкурсе - придумать  задания. Они должны быть одинаковыми  по направленности и сложности. Если одним в конкурсе "Ромашка" достанется придумать эскиз памятника отличнику, а другим попрыгать, как кузнечики, это будут неравноценные задания. Кроме того, все конкурсы должны будить воображение.

    Начинается  конкурс со вступительного слова  ведущего, создающего у ребят эмоционально положительное отношение к делу.

    В завершение - слова благодарности  всем участникам. При подведении итогов каждая команда определяет в своем  коллективе самого активного, самого находчивого  — эти ребята поощряются особо. Если в конкурсе участвовали зрители, то можно учредить "приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто доставил больше всего радостных минут.

    Примеры некоторых творческих конкурсов: "Конкурс  инсценированной песни (стихотворения)", "Конкурс пантомимы", "Вечер рекордов Гиннесса", "Аукцион талантов", "Кинофестиваль", "Конкурс рекламного плаката", "Комический цирк", "Конкурс рисованных фильмов", "Сказочный винегрет", "Конкурс веселых и находчивых" и др. 

    День  добрых сюрпризов.

    Это коллективное творческое дело учит школьников оказывать окружающим людям знаки внимания, пробуждает желание доставлять окружающим радость.

    О Дне добрых сюрпризов сообщается заранее с тем, чтобы у детей  было время творчески к нему подготовиться. Готовятся и педагоги, и дети, и родители, если это дело проводится в масштабах всех начальных классов.

    Утром этого дня инициативу берут в  свои руки педагоги: они первыми представляют свои заготовленные "сюрпризы". Это снимает напряженность у детей, которые, принеся в школу "сюрприз", иногда стесняются его вручить, боясь насмешек в свой адрес. "Открыв" день, педагоги демонстрируют все разнообразие добрых сюрпризов — от необычного костюма до веселой песенки, от простой открытки до остроумного рисунка на дверях учебной комнаты.

    В мозаике добрых сюрпризов не должно быть купленных за деньги, не являющихся продуктом духовных и физических усилий самого ученика1. В этот день оценивается сам акт доброго расположения, принимается все, что несет в себе пожелание добра другому, что сделано своими руками.

    Родители  тоже могут в этот день преподнести  школе (классу) какой-либо сюрприз. В подготовке сюрпризов участвуют как отдельные дети, так и группы. Сюрпризы преподносятся весь день, в течение которого царит доброжелательная и веселая атмосфера: необычная ритмическая гимнастика, игровые перемены, песни, шутки, розыгрыши и т.п.

    Сюрпризами  могут быть нетрадиционные задачи и  задания на уроке, нетрадиционные домашние задания и т.п. В этот день желательно предоставить возможность некоторым учащимся выступить на уроке (в течение 5 — 10 мин) в роли учителей.

    Такая форма воспитания сочетает в себе элементы трудовой деятельности, свободного общения и направлена на развитие у детей ценностного отношения к окружающим людям. 

    Смотр народных жанров.

      КТД, позволяющее и детям и взрослым проявить свой талант, принести радость себе и другим. Проходит в виде смотра. Выступают ложкари, исполнители мелодий на бересте, балалаечники, частушечники, семейные фольклорные ансамбли. Читаются сказки, притчи, былины, басни и т.п. Выступают как группами, так и самостоятельно.

    Танцоры исполняют народные танцы, кукольники показывают спектакли (отрывки из спектаклей) и др.

    Подходит  все: заранее подготовленные группами (лучше втайне друг от друга) сюрпризы, а также экспромт.

    Поскольку желающих всегда много, то КТД целесообразно рассредоточить на несколько дней, сделав его праздником веселья, радости, познания.

    Конкурс телепередач.

    Разделившись на небольшие группы, учащиеся выбирают телепередачи, наиболее ими любимые, придумывают форму и содержание представления своей телепередачи. Творческие группы придумывают текст, музыкальное оформление, нужный реквизит, готовят дикторов, артистов, ведущих телепередачи и т.п. Получается очень веселое представление, в котором ребята выступают в разных ролях (зрители, ведущие и т.п.). Конкурс творческих зарядок. Цель коллективного творческого дела — привлечь детей к выполнению утренней зарядки, показать упражнения, обратить внимание не только детей, но и родителей на ее важность, необходимость. В конкурсе могут участвовать как творческие группы, так и отдельные учащиеся. Требуется лишь соблюдение двух условий: творческий характер зарядки и наличие в ней необходимых упражнений для всех групп мышц. Микрогруппы консультируются с педагогами. Конкурс может проводиться в зале, на школьной площадке; после уроков или на уроке физвоспитания.

    Участники конкурса должны не только продемонстрировать упражнения, но и приобщить к их выполнению остальных детей.

    Зарядку могут проводить "бравые моряки", "клоуны" и "акробаты", "укротители тигров", персонажи сказочных героев и т.п. •

    Дети  убеждаются в том, что обычную  зарядку ежедневно можно делать в необычной интересной форме.

    Операция "Волшебники'*. Суть КТД - порадовать своих близких, друзей, окружающих людей. Созданные (лучше после предварительной разведки) творческие микроколлективы определяют для себя конкретную работу: поздравить кого-то с праздником, порадовать младших детей своеобразным сюрпризом и т.п. С этой целью они перед праздниками пишут поздравления и размещают на дверях школьных кабинетов (квартир), готовят подарки-самоделки, помогают с помощью старших (старшеклассников, родителей и др.) пожилым людям, лепят во дворе детского сада (когда малыши спят) снеговика и т.п. 

    Операция "Забота".

    Цель - проявление заботы, милосердия, доброты к тем людям, которые в этом нуждаются. Участвуют учащиеся 2-3 классов. Ребята делятся на группы и с помощью взрослых ведут систематическую работу по различным направлениям:

    "Юные  Гиппократы". Помогают одиноким  больным людям (сходить в аптеку, в магазин и т.п.).

    "Почтальоны" (оказание помощи почтальону).

    "Друзья  природы" (создание и поддержание  красоты там, где живет человек:  уход за деревьями, кустарниками, цветами, облагораживание родничка, огораживание муравейника и т.п.).

    Таких операций множество (операции "Родничок", "Поход бережливых", "Лампочка", "Капелька", "SOS, мусор", "Лесная аптека" и т.п.).

    Главное условие, которое надо выполнять, —  дети должны участвовать в подобных КТД с удовольствием, инициатива должна исходить от них. Взрослые лишь помогают, подсказывают. Иначе не будет результата. 

    Праздник

    Праздник  — специфическая форма воспитания, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуются КТД, мероприятия, игры и т.п.

    Праздник - яркое, отличающееся своей необычностью, сюрпризностью событие в жизни  младших школьников. Вот почему они  очень любят эту форму организации  своей жизнедеятельности, с удовольствием в ней участвуют.

    Есть  очень меткое определение праздника (И.П. Иванов): "Праздник - своеобразный, полный неожиданностей, сюрпризов, экспромтов спектакль, который разворачивается в разных - обычных и необычных - условиях: на улице, в зале, на поляне и т.д.

    Праздник - это активные отношения людей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах.

    Праздник - это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное в каждом из них — это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах".

    Когда праздник больше всего радует младших  школьников? Дети отмечают: "когда узнаешь что-то новое", "порадуешь старших или маленьких", "вволю натешишься", "сделаешь доброе дело" и т.п.

    Следует обратить внимание учителя и на важные моменты подготовки и проведения праздника.

    1. Приглашения для гостей

    2. Встреча участников и гостей.

    Можно обставить как церемониал — цветами, хлебом-солью, заздравной песней, приветствием, ритуалом и т.д.

    Встреча может быть и сюжетной, когда у входа в зал разыгрывается театрализованное действие. Например, 8 Марта мам и бабушек встречают мушкетеры или рыцари. При входе в зал дети должны ответить на вопросы, разгадать загадки, дать "выкуп" и т.п.

    Пройти  на праздник можно, предъявив самодельную книжку, игрушку, карнавальную маску или костюм, "обыграв" текст афоризма и т.п.

    3. Содержание и организация праздника. Предусматривается разнообразие видов деятельности: игры, песни, танцы (хороводы), театрализованные действия, музыка, конкурсы и т.п. Весьма желательны сюрпризы, неожиданности: появление необычных "героев", призы и т.п.

    Содержанию  праздников соответствует и их организация: всем участникам должно быть весело, радостно, комфортно. Вот почему так важен экспромт, а не готовые ценарии, которые сковывают детей, ограничивают их движения, праздничное общение со сверстниками и гостями, "то не означает, что не должно быть "заготовок". Они ужны, но в меру.

    4. Завершение праздника. Для успешного  проведения оно должно быть  не менее ярким и привлекательным, чем начало. Хоровая песня, общий танец, ритуал, снимок на память, раздача призов и подарков участникам и гостям. А слова благодарности вызовут чувство удовлетворения у детей и взрослых. Все это сделает праздник запоминающимся событием. 

    Игра.

    Изучению  детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в  том, что игра - это внутренняя потребность  детей в активной деятельности, средство познания мира. В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра - это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело. Вот почему игра является для ребенка основным видом деятельности.

    В воспитательной работе с младшими школьниками  используется огромное количество игр  и каждая из них выполняет определенные функции, решает различные задачи, как общие, так и специфические. На некоторые из них важно обратить внимание педагогов:

    игра  содержит большие воспитательные возможности, так как всегда желанна; в этой деятельности без принуждения создается своеобразный климат, способствующий формированию положительных эмоций;

    в игре ребенок не только познает окружающую действительность, но и стремится  изменить ее, одновременно изменяясь и сам;

    игра, особенно ролевая, оказывает, по мнению Л.С. Выготского, огромное влияние на психическое развитие ребенка: мотивационно-потребностную сферу, преодоление "познавательного эгоцентризма" (господство в мышлении ребенка своей непосредственной позиции и невозможность стать на другую позицию и признать существование других точек зрения), развитие умственных действий, произвольного поведения и др.;

    игры  создают большие возможности  для развития организаторских умений и навыков детей;

    в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным правилам;

    цель  игровой коллективной деятельности осознается детьми как единая, требующая объединения усилий

    всего коллектива; организация деятельности предполагает и ее разделение (одни—ведущие, другие-игроки, третьи-эксперты и т.п.); в процессе коллективной деятельности (а младших школьников особенно привлекают коллективные игры) между детьми создаются своеобразные отношения: зависимости, взаимной ответственности, соподчинения и т.п.; контроль за ходом игры осуществляется самими детьми, что способствует развитию у них оценки, самооценки, в целом рефлексии; в коллективных играх создается возможность для проявления их лучших качеств;

    игра  — форма деятельности, синтезирующая  все виды деятельности (познание, труд и др.), универсальный способ организации жизнедеятельности ребенка, приобретения им нравственного опыта, особенно в совместных играх со старшими (педагогами, родителями, старшеклассниками и др.).

    Воспитательное  значение игр, их специфика и многообразие позволяют многоаспектно подходить к их рассмотрению: вид деятельности, форма воспитательных занятий, способ организации коллективной жизнедеятельности, метод обучения и воспитания.

Информация о работе Формы воспитания: проблемы, классификация выбора