Функциональное зонирование территории школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

В школьных учреждениях сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания, производства овощей для школьной столовой [2].

Объектом в данной курсовой работе является территория школы, как элемент функционального зонирования.

Предметом - роль функциональных зон на территории школы.

Цель – изучение распределения и благоустройства зон на территории школы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 105.12 Кб (Скачать)

   Введение

   Тема  представленной курсовой работы «Функциональное зонирование территории школы». Данная тема достаточно актуальна, так как грамотно и интересно оформленный школьный двор улучшает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье учащихся.

   В школе должно быть все пронизано  стремлением к красоте, поэтому  нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр

   Состояние территории школы всегда в поле зрения окружающих. Это налагает на школьный коллектив большую ответственность  по воспитанию  у   учащихся, их родителей и жителей бережного  отношения к богатству края, эстетического  вкуса и умению ценить прекрасное.

В школьных учреждениях сложилась система  нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания, производства овощей  для школьной столовой [2].

      Объектом в данной курсовой работе является территория школы, как элемент функционального зонирования.

   Предметом - роль функциональных зон на территории школы.

   Цель  – изучение распределения и благоустройства зон на территории школы.

   Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

       - Изучить  роль функциональных зон на  территории школы;

       - Рассмотреть понятие функциональное зонирование, её особенности и виды;

       -  Описать зоны пришкольного участка и его практические функции.

                                                                                                                                                                                     Глава 1 Функциональное зонирование

   Перед педагогами и учащимися стоит  нелегкая, но творческая задача -  как  благоустроить свою школьную территорию, позаботившись при этом об экологически чистой среде, столь необходимой  для здоровья и развития школьников. Ведь школьный двор всегда был излюбленным  местом детворы. Где, как ни здесь  можно вволю и полноправно  порезвиться, побегать и даже пошуметь во время недолгой перемены и после  занятий? К тому же на школьном дворе  можно сдать нормативы по физкультуре,  применить на практике знания по военно-спортивной подготовке, научиться высаживать цветы.

   Ежегодно  в школах осуществляется большая работа по ограждению и озеленению школьного двора, весной и осенью школьниками высаживаются кустарники, деревья, оформляются спортивные площадки, зоны отдыха, учебно-опытный участок. Нужно еще немало сделать, чтобы школьный двор стал красивым, зеленым, удобным и привлекательным местом отдыха и общения для ребят.

     Зоны школьного двора:

   - Спортивная зона

   - Учебно-опытный участок

   - Зона отдыха 

      Чтобы правильно зонировать пришкольный двор необходимо, во-первых, составить представление о форме участка, расположении на нем строений, деревьев, кустарников, дорожек, клумб и других объектов. Во-вторых, осмотр позволяет представить, как будет выглядеть двор после работ. Что лишнее, что на своем месте, а чего не хватает. В-третьих, осмотр участка позволяет узнать, насколько он загрязнен весенним мусором, много ли больных и сухих деревьев, кустарников, есть ли на них сухие ветви, целы ли клумбы и декоративные ограждения. После предварительного осмотра двора  составляется его подробный план с обязательным соблюдением масштаба. Такой план необходим для того, чтобы точно описать взаимное расположение во дворе всех построек, дорожек, деревьев и кустарников и других объектов, а также точно оценить их размеры. Благодаря  дорожкам удаётся разделить участок на зоны и одновременно связать эти зоны в композиционный ансамбль. Наличие правильного плана участка - это уже 50% успеха.

   Составленный  по всем правилам план позволяет на этапе проектирования двора размещать  на нем макеты будущих грядок, клумб, деревьев, живых изгородей и т.д.

     Спортивные площадки, стадион и военно-спортивный городок разделены газонами. Для создания газонов используем различные травостои в зависимости от местных климатических и почвенных условий. Можно применить луговой газон, состоящий из травостоев естественного происхождения, с которого периодически удаляется грубостебельчатые сорняки. Он долговечен и декоративен, по нему можно ходить, так как его дернина устойчива к вытаптыванию.

   На  переднем плане, перед входом в здание, располагаются цветники. Цветники имеют  регулярную пейзажную планировку. Элементы регулярной планировки могут иметь строгие геометрические формы, составленные из клумб, рабаток и бордюров. Клумбы оформляются однолетними и многолетними растениями. Однолетники выращиваются с заменой в течение одного сезона  - отцветшие на цветущие. Основная особенность клумб – это одновременное цветение всех посаженных на ней цветов. Композиция клумб создаётся из различных цветов и цветовых гамм.   На пришкольном участке имеется тенистое место. Это северная сторона здания школы, где могут расти берёзы, карагач, спирея. Весной в светлой тени деревьев с ажурной кроной хорошо растут и цветут подснежники, садовый ландыш, барвинок. Разрастаясь,  они вытесняют сорные растения. Многолетники, благодаря мощной и глубокой корневой системе не требуют частого полива[1].

     Зелёные ограждения

     В качестве зеленых ограждений применяются кустарниковые растения: сирень, спирею, жасмин. Эти кустарники не требуют специального ухода, неприхотливы, декоративны.  Растения вокруг школы не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность здания школы. Начало цветения приходится на третью декаду апреля, начало мая. Продолжительность цветения 10-12 дней, в зависимости от погодных условий.  Весна подснежников сменяется весной сирени. Её мимолётная красота не только радует глаза детей, но и трогает их сердце, приближая к ним природу. На уроках изобразительного искусства ребята могут рисовать увиденные картины.

   Живые изгороди

   Живыми  изгородями называют «заборы» из растений или обрамление из низких растений вдоль газонов, дорожек и площадок, а также «живые стены» из вьющихся растений. Заборы из дерева или камня  не могут по-настоящему серьезно конкурировать  с посадками из живой изгороди ни по декоративности, ни по долговечности, так как продолжительность жизни  некоторых из них измеряется столетиями (боярышник, ель, туя). 

        Существуют следующие виды живой изгороди (по высоте):

   Низкие (до 1 м);

   Средние (до 1,5 м);

   Высокие (более 1,5 м).

        Живые изгороди высотой до 0,5 м называют бордюрами, а выше 2,5 м – живыми стенами. Живые изгороди, бордюры, зеленые стены представляют собой линейные насаждения. Они используются для выделения полотна дорог и разграничения полос движения, для обрамления площадок, разделения парка на отдельные участки, создают ровный эффектный фон для малых архитектурных форм. Живые изгороди бывают естественной формы и стриженые, однорядные и многорядные. Кустарники живой изгороди, которые красиво цветут или имеют оригинальную форму кроны, обычно не стригут. Стриженые в виде различных геометрических фигур кустарники применяются для создания ажурных композиций. Посадка живой изгороди из кустарников в несколько рядов осуществляется в шахматном порядке. Породы, пригодные для формованных живых изгородей:

   Для изгородей  высоких (2-3 м) неколючих:

   Лиственные - ирга круглолистная, клен гиннала, клен полевой, клен татарский, яблоня ягодная;

   Хвойные – живая изгородь из туи западной, пихты обыкновенной и сибирской.

   Для изгородей  высоких (2-3 м) колючих:

   Лиственные  – алыча, боярышник сибирский, крушина  слабительная, лох узколистный, терн обыкновенный;

   Хвойная живая изгородь – ель колючая, можжевельник обыкновенный.

   Для изгородей  средней высоты (1-2 м) неколючих:

   Лиственные  – акация желтая, бересклет европейский, бирючина обыкновенная, жимолость обыкновенная, синяя и татарская, кизильник  обыкновенный, пузыреплодник калинолистный, сирень венгерская, сирень обыкновенная;

   Хвойные - ель восточная, ель обыкновенная, ель сибирская, можжевельник виргинский, пихта сибирская, туя западная.

   Для изгородей  средней высоты (1-2 м) колючих:

   Лиственные - живая изгородь из боярышника обыкновенного  и сибирского, барбариса тунберга и обыкновенного, айвы японской, лоха серебристого и узколистного;

   Хвойные - можжевельник обыкновенный.

   Для изгородей  низких (0,5 -1 м) неколючих:

   Лиственные  – живая изгородь из ивы пурпурной, лапчатки кустарниковой и даурской, смородины альпийской и золотистой;

   Хвойные – туя западная.

   Для низких колючих живых изгородей (0,5 -1 м):

   Лиственные  – айва японская, барбарис обыкновенный и тунберга, облепиха, роза сизая, шиповник;

   Хвойные – можжевельник обыкновенный.

    

   Породы, пригодные для цветущих неформованных (нестриженных) живых изгородей:

   Для изгородей  высоких (2-3 м):

   Боярышник (разные виды), бузина красная и черная, гортензия древовидная, жимолость  обыкновенная, синяя и татарская, калина гордовина и обыкновенная, клен гиннала, малина душистая, пузыреплодник  калинолистный, спирея рябинолистная, шиповник (разные виды), сирень обыкновенная и венгерская, смородина золотистая, различные виды спирей, форзиция, чубушник венечный;

   Для изгородей  средней высоты (1-2 м):

   Живая изгородь из барбариса тунберга, айвы японской, дафны обыкновенной, дейции изящной, розы коричной, розы ругозы (морщинистой), розы сизой, снежноягодника, спиреи дубравколистной, зверобоелистной, средней, тунберга и  японской, чубушника лемуана;

   Для изгородей  низких (0,5-1 м):

   Айва  японская низкая, спирея японская, лапчатка даурская и кустарниковая, спирея городчатая, магония падуболистная;

   Для цветущих бордюров высотой до 0,5 м:

   Розы  полиантовые бордюрные, магония  падуболистная, карликовые формы различных кустарников [3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2 Зоны пришкольного участка

   2.1. Учебно-опытный участок.

             Учебно-опытный участок является площадкой для проведения опытнической работы, возделывания сельскохозяйственных культур, наблюдения за развитием растений по программам «Окружающий мир» для 1-4 классов, «Естествознание», «Биология» для 5-11 классов.

         Основная производственная деятельность должна быть направлена на: выращивание фруктовых и декоративных деревьев, ягодных и декоративных кустарников, овощных и полевых  культур, цветочно-декоративных растений.

     Участок оснащён необходимым инвентарём, который хранится в специальных складских помещениях.

            Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Многие выпускники школы станут работниками сельского хозяйства, поэтому очень важно, чтобы они имели определённый уровень экологической грамотности.

           Задачами экологического образования и воспитания в курсе сельскохозяйственных трудов  считаются следующие:

   1.Формировать  у учащихся научные взгляды  на развитие агроэкосистемы пришкольного  участка.

   2.Работать  над осознанием положения человека  в природе (конкретно, в искусственно  созданном биоценозе).

   3.Обеспечить  научными знаниями учащихся о  проблемах экологии и направлениях  их разрешения.

   4.Формировать  экологическую культуру и экологический  стиль мышления.

Информация о работе Функциональное зонирование территории школы