Экологическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Воспитание дошкольников на природе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников

1.1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками……………………………………………………………………...5

1.2. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников………8

1.3. Концепция экологического воспитания дошкольников…………………….13

Выводы по первой главе…………………………………………………………...16

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников

2.1. Методы и формы реализации экологического воспитания………………...18

2.2. Эксперимент

1этап - констатирующий эксперимент…………………………………………....20

2 этап - формирующий эксперимент……………………………………………...29

3 этап – контрольный эксперимент……………………………………………….30

Выводы по второй главе…………………………………………………………...35

Заключение…………………………………………………………………………36

Библиографический список………………………………………………………..37

Приложения

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание дошкольников.doc

— 250.50 Кб (Скачать)
ustify">• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

•  Проявляет  интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

•  Проявляет  интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий  уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок  затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

•  В  процессе практической деятельности постоянно  обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция  к проведению. Детям предлагается определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

- Какие  свойства песка ты знаешь?

- Где  и для чего человек использует  песок?

- Какие  свойства камней ты знаешь?

- Где  и для чего человек использует камни?

- Какие  свойства воды ты знаешь?

- Где  и для чего человек использует  воду?

Оценка  результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок  без труда определяет содержимое баночек.

• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

•  При  ответах на поставленные вопросы  проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок  в основном правильно определяет содержимое баночек.

• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий  уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они  используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция  к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда  это бывает?":

- Светит  яркое солнце, дети купаются в  речке.

- Деревья  покрыты снегом, дети катаются  с горки на санках.

- С деревьев  опадают листья, птицы улетают  в теплые края.

- На  деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка  результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

•  Знает  характерные признаки каждого времени  года.

•  Проявляет  творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

•  Комментирует свой рисунок.

•  Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок  правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в  нужной последовательности.

•  В  основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

•  На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.

•  В  рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

•  Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий  уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок  не всегда правильно называет времена  года. Затрудняется назвать их в  нужной последовательности.

•  Не знает характерных признаков разных времен года.

• Отвечая  на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.

•  В  рисунке не может отразить характерные  признаки того или иного времени  года.

•  Не выражает эстетического отношения  к природе.

Результаты  диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1, 2 и рис.1. 

Таблица 1

Результаты  констатирующего эксперимента по экспериментальной  группе 

Имя ребенка Уровень сформированности экологических знаний Средняя оценка в баллах Общий уровень
о мире животных о растительном мире о неживой  природе о временах года
Оценка  в баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития
Камилла Х. 10 С 8 С 11 С 12 С 10,6 С
Юля С. 6 Н 5 Н 8 С 10 С 7,2 Н
Никита  С. 8 С 7 Н 10 С 11 С 8,8 С
Глеб  П. 9 С 8 С 13 В 13 В 10,4 С
Лилия К. 10 С 8 С 11 С 12 С 9,8 С
Саша  П.(д) 6 Н 7 Н 7 Н 7 Н 6,6 Н
Ирина И. 13 В 11 С 14 В 14 В 13,0 В
В среднем по гр.    8,9     С    7,8     С    10,6     С    11,2     С   9,5    С
 

Таблица 2

Результаты  констатирующего эксперимента по контрольной  группе 

Имя ребенка Уровень сформированности экологических знаний Средняя оценка в баллах Общий уровень
о мире животных о растительном мире о неживой  природе о временах года
Оценка  в баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития
Энже А. 8 С 10 С 12 С 13 В 10,2 С
Артур С. 9 С 9 С 10 С 11 С 9,6 С
Анжела  Л. 7 Н 5 Н 8 С 8 С 6,8 Н
Женя  П.(д) 10 С 8 С 9 С 10 С 9,0 С
Руслан  К. 9 С      8 С 11 С 11 С 11,8 С
Настя С. 13 В 10 С 13 В 13 В 12,4 С
Артур Н. 7 Н 9 С 7 Н 10 С 8,2 С
В среднем по гр.     9    С     8,4   С     10     С    10,9   С   9,8    С
 

Условные  обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий. 

Рис 1. Уровень  сформированности экологических знаний к миру природы (в баллах)

Результаты  констатирующего  эксперимента

Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольных групп (табл. 1,2, рис. 1) констатируем:

1. Дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний  - соответственно 9,5 и 9,8 баллов.

2. Уровень  знания дошкольников экспериментальной и контрольной групп о мире животных – 8,9 и 9 баллов.

3. Уровень  знания о растительном мире  – 7,8 и 8,4 баллов.

4. Уровень  знаний о неживой природе у  дошкольников экспериментальной  группы выше, чем у дошкольников  контрольной группы на 0,6 балла.

5. Уровень знаний о временах года у дошкольников экспериментальной группы – 11,2 и 10,9.

      Приходим  к выводу, что в целом дошкольники из экспериментальной и контрольной групп показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природу. 

2 этап - формирующий эксперимент

      На  этапе формирующего эксперимента необходимо выбрать наиболее эффективный способ повышения уровня экологической  воспитанности старших дошкольников.

Задачи  формирующего эксперимента:

1. разработать комплекс мероприятий, на занятиях ДОУ по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

2. апробировать  разработанный нами комплекс  на дошкольниках экспериментальной  группы.

1 занятие:  «Живое – неживое» (Наблюдение за кошкой с детьми старшего дошкольного возраста.)

2 занятие:  «Как растет растение» (Обобщающая беседа с детьми старшего дошкольного возраста.)

3 занятие:  «Весенняя экскурсия»

   В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, театральной деятельности, литературы, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников