Эколого-краеведческий подход в изучении историко-культурологических курсов в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос эколого-краеведческого воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания эколого-краеведческому воспитанию и образованию в современной школе уже с первых лет воспитания и обучения детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...... 6
1.1. Эколого-краеведческое воспитание и образование как социально-
педагогическая проблема……………………………………………………. 6
1.2. Начальная школа в системе непрерывного эколого-краеведческого
образования………………………………………………………………….. 14
1.3. Эколого-краеведческое воспитание в процессе образования младших
школьников………………………………………………………………….. 19
1.4. Формы эколого-краеведческой подготовки младших школьников… 29
1.5. Взаимосвязь эколого-краеведческого и эстетического
воспитания младших школьников…………………………………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 44
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие – горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д.[21]

Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Воспитание детей в семье идет посредством авторства родителей. Собственное поведение родителей и влияние их на детей – «самая решающая вещь». «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитываете детей своим подлинным авторством».

О важном значении семейного воспитания В.А. Сухомлинский писал: «Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старшие, это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто».

В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот ответил с достоинством и решительностью: «Я буду напиваться, как мой отец». Этим сказано все о том, в каком кругу он воспитывается. Наша жизнь, отраженная таким образом в душе детей, передается вместе с ними в будущем, к нашим внукам и правнукам. Дети чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедится, что не от сердца говорится». Чтобы воспитать человека, надо самому себя человеком в лучшем смысле этого слова.

В дошкольных образовательных учреждениях России решение проблемы экологического воспитания осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

- воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;

- развитие экологического сознания, экологической культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Школа и семья призваны заложить у человека отношение к природе как источнику уникальных материальных и духовных ценностей. В этом плане ныне значительно усиливаются экологические аспекты воспитания и образования в школьных программах и учебных планах, более предметно ведется внешкольная работа. Уже накоплен некоторый опыт экологического воспитания в стране и за ее пределами.

В экологическом воспитании школьные учителя умело используют русскую и мировую литературу. В ней есть прекрасные произведения, в которых с глубокой любовью изображены разные животные: стихи Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова, рассказы Тургенева, «Каштанка» Чехова, романы Джека Лондона, «Русский лес» Л.Леонова, рассказы и очерки М.Пришвина, стихи Есенина «Корова», «Лисица» и многие другие.

После прочитанных книг и бесед с учителями ребята пристальнее и внимательнее вглядывались в жизнь природы и убеждались в том, что человек должен быть чутким и сердечным участником того великого, что непрерывно совершается в живой природе. Воспитывать в человеке любовь к природе с первых лет жизни – одна из самых важных задач семьи и школы. Ведь это формирование человеческого характера. С этой целью для юношей и девушек необходимо широко открыть двери библиотеки, чтобы книги о любви к живому стали достоянием широкой массы молодежи, потому что сохранить природу смогут только люди, лишенные равнодушия, жестокости и зла.

Уровень общественного экологического сознания во многом определяет направление и интенсивность природоохранной деятельности государственных и неправительственных организаций. Процессы воспитания, образования. Информационно-просветительской деятельности способствуют преодолению потребительской политики природопользования в стране, развитию экологических прав и обязанностей граждан, формированию их экологического мировоззрения. Это задачи экологического воспитания и образования.[7]

 

I.4. Формы эколого-краеведческой подготовки младших школьников

 

В современные программы включено значительное число понятий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должны овладеть школьники. При этом роль человека по отношению к природе определяется не как хозяина и повелителя, а как равноправного участника. Обновление и расширение экологического содержания в программах сделало необходимым пересмотр методики работы.

Как правило, в работе по экологическому обучению и воспитанию младших школьников использовались такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках – беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры; а во внеклассной работе – утренники, праздники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта работы, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время методика экологического образования и воспитания значительно обогатилась новыми приемами, методами, формами работы. Рассмотрим их. [1, с.84]

 

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках…

Послушать…

Понюхать…

И, может быть, попробовать на вкус…

О, сколь я всего смогу

Найти самостоятельно!

Только, пожалуйста, не торопи меня!

 

Вот с такими словами-просьбами обратилась к учителю Анко Роговин – американский педагог. Обратилась от имени детей, вышедших на экскурсию в лес, парк, поле, к водоему.[11, с.41]

Экскурсии в природу – классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. В настоящее время все авторы программ по природоведению, естествознанию указывают, что на любой экскурсии в природу, наряду с другими целями, решают задачи экологического характера. Так, на сезонных экскурсиях дети не только наблюдают за изменениями в жизни растений и животных в данное время года, но и выявляют причины этих изменений. Например, высота Солнца над горизонтом, а отсюда – изменение продолжительности дня, температуры, видов осадков, состояние водоемов, почв и, как следствие, изменение в жизни растений и животных. На этом примере показана целая цепочка связей: неживая природа – растения – животные, которую устанавливают сами ученики. При этом важно уточнить особенности состояния растений и животных в данное время года. Например, листопад (осень, подготовка к зиме), состояние покоя (зима) и т.д. А отсюда и особенности поведения человека в природе в этот сезон. Наблюдая следы такой «деятельности» человека в природе, как обломанные ветки, мусор в парке, водоеме, вытоптанный газон и т.д., дети сами приходят к выводу о том, как следует себя вести в природе. Очень важным фактором, который помогает сделать правильный вывод о правилах поведения, является любование красотой окружающей природы. Этот процесс вызывает у детей удивление, радость, восхищение природой и негодование по поводу безответственного отношения к ней.

Дома, в классе ребенок по своим воспоминаниям нарисует те предметы, которые произвели на него сильное впечатление, или сочинит о них маленький рассказ и напишет его или расскажет об увиденном. В результате типичные для школьной практики запреты типа «не рви», «не мни», «не ломай» уже не нужны, ученик сам осознал и сделал вывод, как надо вести себя в природе, как к ней относиться и заботиться о ней.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «экологическая тропа» - это маршрут в парке, лесопарке и т.д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать естественную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тропа создается силами старшеклассников. Для начальных классов на ней выделяются объекты в соответствии с программой и учетом преемственности начальной и средней школы.

Работа на «экологической тропе» имеет не только информативный характер, но и деятельностный характер: ребята учавствуют в посадке растений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатывают и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознавать значение природы для человека, важность грамотного воздействия с ней.

Полевые практикумы как форма экологического образования также недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель – закрепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния.

Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе. Традиционно в практике работы учителя начальных классов применяются такие методы и формы обучения, как беседы, дидактические и ролевые игры, практические работы, а во внеклассной работе – утренники, праздники, КВН, викторины на экологические темы.

Беседы экологического содержания имеют целью актуализировать знания детей, расширить и углубить их, выявить новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы информации о негативной и позитивной деятельности человека в природе способствует формированию у детей умения оценивать эту деятельность и прогнозировать ее последствия.

Практические работы на уроках включают решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей. Изучение экологических связей в природе является необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней.

Игровая деятельность широко применяется как на уроках, так и во внеклассной работе. Воображаемые условия, имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются моральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребенка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.

Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, имитационные.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. Он включает следующие этапы – выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разработку плана действий, практические действия , шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными или длительными.

Информация о работе Эколого-краеведческий подход в изучении историко-культурологических курсов в начальной школе