Эколого-краеведческий подход в изучении историко-культурологических курсов в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос эколого-краеведческого воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания эколого-краеведческому воспитанию и образованию в современной школе уже с первых лет воспитания и обучения детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...... 6
1.1. Эколого-краеведческое воспитание и образование как социально-
педагогическая проблема……………………………………………………. 6
1.2. Начальная школа в системе непрерывного эколого-краеведческого
образования………………………………………………………………….. 14
1.3. Эколого-краеведческое воспитание в процессе образования младших
школьников………………………………………………………………….. 19
1.4. Формы эколого-краеведческой подготовки младших школьников… 29
1.5. Взаимосвязь эколого-краеведческого и эстетического
воспитания младших школьников…………………………………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 44
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

К внеурочным формам экологического образования относят праздники – совокупность разнообразных развлекательных мероприятий. Они могут проводиться в соответствии с традициями школы, с пожеланиями учащихся или родителей, приурочены к какой-либо дате. Поэтому тематика их разнообразна, например «День леса», «Праздник цветов», «В гости к весне». Кульминацией праздника является проведение КВН.

Таким образом, процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый. Критерием такого отношения служит осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.[1, с.85]

 

I.5. Взаимосвязь эколого-краеведческого и эстетического воспитания

школьников

Педагогическая мысль высоко оценивает роль природы в формировании личности. Методологической основой формирования экологической культуры является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение человека включает систему научных знаний о природе и обществе, а так же и убеждения в их не разрывной связи и взаимодействии. Это позволяет человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы в плане как личных поступков, поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни.

              Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения к ней является предметом ряда научных дисциплин педагогического профиля. Создана обширная учебно-методическая литература по организации со школьниками наблюдений в природе, проведения экскурсий, постановки опытов в "зеленой лаборатории под открытым небом", в уголках живой природы и т.п. Уделяется место организации деятельности школьников по преобразованию природы, их участию в общественно-полезном и производительном труде, в сельском хозяйстве.

Однако если раньше учебная и практическая работа учащихся носила в известной мере влияние духа "покорения" природы, стремления "бороться с ее силами", неудержимого использования ее богатств как "неисчерпаемой кладовой", то с позиции современного понимания культуры отношения к природе эти ошибки не должны повториться.

Начиная с 60-х годов, усиливается природоохранительный аспект школьного образования и воспитания: издаются законы об охране природы, ширится положительный опыт школ по охране природы. Его характерные черты: общественно-полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству ее богатств; обусловленность содержания деятельности местными природными условиями и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип); взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и форм ее организации в рамках внеклассных и внешкольных занятий учащихся (кружки, добровольные общества, ученические бригады, клубы, лагеря и т.д.); развития творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно-полезных дел; осознание их общественной ценности и значимости; взаимосвязи с формами эстетического, трудового и других воспитаний.

Возникает необходимость подводить учащихся к осознанию своего места в природе как ее составной части. В этой связи необходимо как можно более раннее развитие добрых, положительных чувств ребенка ко всему живому и вместе с тем пробуждения его ощущения в ценности собственной жизни, ее уникальности и причастности к окружающему миру.

За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания (И. А. Габев, А. Н. Захлебный, И. С. Матрусов, И. Т. Суравегина и др.), внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения школьников к природе (Н. А. Рыков, А. П. Сидельковский), на природоохранительную работу учащихся в условиях изучения природы родного края (П. В. Иванов).

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой. Необходимо реально помочь так подготовить поколение, обучающееся в школе чтобы преодолеть последствия негативных воздействий на природу и оптимизировать их в последующем. Эта задача отражена в материалах Межправительственной конференции ЮНЕСКО, в Тбилиси (1974 год).

Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность. Природа - неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Таким образом, нельзя отделить эстетическое воспитание от экологического. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение тех отношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно - эстетического воспитания. Бездумное, жестокое отношение к природе, стремление только к ближайшей выгоде, потребительство - антигуманны.
          Гуманистическая сущность ответственности школьников за состояние окружающей среды предполагает единство познавательной и практической деятельности школьников по улучшению природы родного края, созидание а не потребление в деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.

Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин "охрана природы" лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьном образовании. Органическое включение экологического аспекта в общее образование подкрепляется психологической характеристикой личностных качеств, которые проявляются во взаимосвязях между отношениями человека к человеку, к объектам окружающей среды и особенно к природе.
В курс обществоведения и истории введены элементы философских и идейно-политических знаний о взаимосвязи общества и природы. В географии освещаются экономические вопросы рационального природопользования. При изучении химии и физики дается характеристика параметров среды, их предельно допустимые границы, необходимые для нормального функционирования живых систем, а так же раскрываются научные основы создания безвредной для окружающей среды технологии современного производства. В курсе биологии формируются понятия о структуре и функционировании живых систем о динамично - равновесном состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей среды; показываются пути повышения продуктивности этих систем, способы оптимального воздействия человека на них. Предметы эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство) содействуют развитию нравственно-эстетического восприятия учащимися окружающей среды, укреплению чувства добра и красоты при общении с природой. Трудовая подготовка школьников проводится с учетом заботы об окружающей среде, включает специальные виды работ по охране природы.

На ряду с эстетическим трудовое воспитание так же органично включает задачи формирования экологической культуры. Человек обязан согласовывать свои трудовые действия с природными законами, не причинять вреда природе, ее красоте, гармонии, видеть, что его труд соответствует благоприятным воздействиям на среду, улучшает ее.
Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды и деятельности учащихся по ее улучшению реализуется во взаимодействии их с природой, опосредованном с социальными отношениями. Это глубоко затрагивает ум и чувства человека, отражается в ощущениях, взглядах, поведении, действиях. Становление экологически воспитанной личности в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний в области природных и социальных факторов среды с ее чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания, создает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует педагогов на сочетание в учебно-воспитательном процессе рационального познания с воздействием художественно-образных средств искусства и непосредственного общения с природной средой.
Логически обоснованные рассуждения, например, о закономерном ходе эволюции биосферы, анализ факторов все усиливающегося воздействия на нее человека (антропогенный фактор в природе) могут успешно дополняться восприятием первозданной красоты природы или отражения ее в произведениях искусства, выражающих любовь человека к ней. Это пробуждает потребность (впитать) образы природы, "очеловечить" их, соотнести с возвышенными качествами, олицетворяющими эстетический идеал, добро, истину. Все это органично может направляться учителем на развитие у учащихся сознания и чувства, отвечающих гармонии отношений с природой. Недооценка этого принципа приводит к частому практицизму.
Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их воплощения в практической деятельности динамичен и многообразен по содержанию, что зависит от возраста учащихся. Очевидно, в детском возрасте имеет большой удельный вес не интеллектуальное, а эмоционально - эстетическое восприятие среды. До некоторой степени равнозначное их проявление видимо, свойственно подросткам, в юности же большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Однако это не означает, что художественно - образное восприятие совсем утрачивает свое значение. Оно приобретает большую глубину и осознанность, влияет на устойчивость и последовательность действий юного человека, адекватно преобразующих среду его жизни и труда.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно - эстетическими переживаниями - все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его

в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой - в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения - в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно - оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.
В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.

Как актуальная социально - педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.

Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.
Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно - эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.

Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе - это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно - полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.

Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.

Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.

В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.

Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.

Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.

Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом.
Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде.

Информация о работе Эколого-краеведческий подход в изучении историко-культурологических курсов в начальной школе