Эколого-краеведческий подход в изучении историко-культурологических курсов в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос эколого-краеведческого воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания эколого-краеведческому воспитанию и образованию в современной школе уже с первых лет воспитания и обучения детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...... 6
1.1. Эколого-краеведческое воспитание и образование как социально-
педагогическая проблема……………………………………………………. 6
1.2. Начальная школа в системе непрерывного эколого-краеведческого
образования………………………………………………………………….. 14
1.3. Эколого-краеведческое воспитание в процессе образования младших
школьников………………………………………………………………….. 19
1.4. Формы эколого-краеведческой подготовки младших школьников… 29
1.5. Взаимосвязь эколого-краеведческого и эстетического
воспитания младших школьников…………………………………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 44
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого - форма, третьего - орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий.

Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге - универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема эколого-краеведческого воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное эколого-краеведческое воспитание и образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач эколого-краеведческого воспитания и образования позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы эколого-краеведческого образования. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять эколого-краеведческие знания. Показателями воспитанной личности служат: эколого-краеведческие знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что эколого-краеведческое образование получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в обучении и воспитании младших школьников.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.             Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.   

2.             Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе          экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. - С. 19-22.

3.             Воробъева А.Н. Экологическое образование младших школьников. //НШ. – 1998. - №6. – С. 63-64.

4.             Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. //НШ. – 1998. - №6. – С. 125-127.

5.             Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //НШ. – 1998. - №6. – С. 50-52.

6.             Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академия, 2003. – 208 с.

7.             Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.И. Жукова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 – 312 с.

8.             Малофеев В.И. Социальная экология: Учебное пособие. - 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2004. – 260 с.

9.             Павленко Е.С. Экологические проблемы и начальная школа. //НШ. – 1998. - №5. – С. 78-80.

10.        Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников. //НШ. - 1991. - №4. - С. 24-27.

11.        Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

12.        Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //НШ. - 1998. - №6. - С. 14-19.

13.        Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведение. – М.: Академия, 2000. – 280 с.

14.        Тихонова А.Е., Деев В.М. Приобщение младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. //НШ. – 1998. - №6. – С. 77-81.

15.        Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

16.        Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник для колледжей и средних спец. заведений. – Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2003. – 352 с.

17.        Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 256 с.

18.        Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

19.        Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

20.        Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

21.        www.5ballov.ru   «Экологическое воспитание младших школьников» (курсовая работа), Алмата, 2001.

22.        www.yandex.ru  Корякин Е.В. «Эколого-эстетическое воспитание школьников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

     

 

 

2

 



Информация о работе Эколого-краеведческий подход в изучении историко-культурологических курсов в начальной школе