Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

1Развитие тактильных ощущений .doc

— 1.66 Мб (Скачать)

    Общаясь с природой, ребенок воспринимает ее. Однако далеко не всегда он получает конкретные представления о природе. Дети часто не замечают предмета или обращают внимание на несущественные его детали, неправильно называют воспринимаемое. Так, например, ребенок 2―4 лет о плавающей в аквариуме рыбке говорит, что она «шагает» или «машет крылышками». Отсюда следует, что для ознакомления ребенка с природой мало показать предмет или явление; необходимо руководить познавательным процессом.

    Воспитатель должен обратить внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующим словом. Надо всегда помнить, что чувственное восприятие ― первоисточник всех знаний о природе, а верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием.

    Развитие восприятий идет от нерасчлененных впечатлений к обобщениям на основе соответствующего выделения и связывания качеств, свойств предметов и явлений. В каждом представлении есть момент обобщения.

    Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т. е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения.

    Сенсорное воспитание опирается на знание общего хода развития ощущений в дошкольном возрасте и на знание, тех условий, от которых это развитие зависит. Как же идёт развитие ощущений у детей дошкольного возраста?

    О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. 

    Ощущением называется простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств человека. 

    Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений показано на рис. 1. 

      

    Так, имея перед собой какой-нибудь предмет, например стол, мы при помощи зрения определяем его цвет, форму, величину; посредством осязания узнаем, что он твердый, гладкий; двигая его руками, убеждаемся в его тяжести и т.п. Все это – отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых нам дают ощущения[33,с. 132].

    Ощущение относится к познавательным процессам, так как благодаря ощущению человек познает мир. Ощущения дают материал для других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.

    Ощущения, возникающие у человека, можно разделить на три группы.

    К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные.

    Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения (голода, жажды).

    В третью группу входят двигательные (или кинестетические) ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.

    Осязательные ощущения представляют собой комплексные ощущения, так как в них сочетаются тактильные и двигательные ощущения. Возникают они при ощупывании предмета движущейся рукой или другой частью тела. Нет специальных рецепторов осязательных ощущений – ими служат рецепторы двигательных и кожных ощущений[41,с. 75].

    Рассмотрим подробнее характеристику осязательных ощущений, которые лежат в основе тактильного восприятия.

    Осязательные ощущения представляют собой комплексные ощущения, так как в них сочетаются тактильные и двигательные ощущения. Возникают они при ощупывании предмета движущейся рукой или другой частью тела. Нет специальных рецепторов осязательных ощущений - ими служат рецепторы двигательных и кожных ощущений.

    Всестороннее  представление об окружающем  предметном мире у человека  не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит  в основе чувственного познания.

    Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые  впечатления о форме, величине  предметов, их расположении в  пространстве.

    Известный итальянский  педагог, психолог и врач Мария  Монтессори отмечала, что благодаря  контакту с окружением и собственным  исследованиям, ребенок формирует  запас понятий, которыми может  оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к    абстрагированию. Контакт происходит  с помощью органов чувств и движений[52,с. 35].

    Уже доказано, что развитие руки находится  в тесной связи с развитием  речи и мышления ребенка. Поэтому  работа по развитию мелкой  моторики должна начинаться задолго  до поступления ребенка в школу.

    Всестороннее  представление об окружающем природном  мире у ребенка не может сложиться  без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат.tactilis) — осязательный. 
      Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

    С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в природе и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

    Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка  с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

    С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: игровая, элементарно-поисковая и трудовая деятельность.

    Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия[2,с.44].

    Ознакомление  с особыми свойствами предметов  оказывается невозможным без  движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

    Для детей дошкольного возраста характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

    Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми  проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания[54,с. 48].

    Практика  работы с детьми подтверждает, что  наиболее полные представления у  них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и  диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.

    Осязательное  восприятие — это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.

    Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов[2,с. 56].

    Рефлекторная  концепция психики, предложенная И. М. Сеченовым (1953), убедительно объясняет значение психомоторики в процессе восприятия пространства и времени[52,с.94]. Доказано, что пространственное восприятие обеспечивается содружественной деятельностью зрительного и кинестетического (двигательного) анализаторов.

    Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных  метода — обследование и сравнение
      
Обследование  специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности. 
      Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

    При подготовке к видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить поливать или не поливать цветы, необходимо потрогать землю: сухая или влажная; при протирании листьев цветов дети определяют поверхность листа: если лист гладкий то его можно протирать, если шероховатый, ворсистый, то его лучше обрызгать водой. А для того чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.

    Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

    Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

    — восприятие целостного облика предмета;

    — выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);

    — определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);

    — выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.; 

    — повторное целостное восприятие предмета.

    Сравнение  это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием[50,с. 76].

Информация о работе Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств