Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

1Развитие тактильных ощущений .doc

— 1.66 Мб (Скачать)

    Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

    Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в среднем  дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры) [19, 32].

    Проблемная  ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий.

    Познавательные  задачи должны предъявляться детям  в определенной последовательности: вначале - простые, содержащие однозвенные связи, затем - более сложные, содержащие цепочки связей [30, 45].

    Дети  могут предложить разные способы  проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится задача: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравнительные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении 2-3 объектов для установления их своеобразия.

    Для установления причин явлений, связей и  отношений между предметами и  явлениями используются опыты. Приведем пример организации поисковой деятельности, когда познавательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага. Перед ними ставится познавательная задача: прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Для проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее - одинаковое количество семян. В одном блюдце вату смачивают водой. Ход опыта дети фиксируют в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем. В первом рисунке показывают, что семена помещены в разные условия, в последующих отмечают появление изменений. В каждом рисунке обязательно выделяется, при каких условиях произошли те или иные изменения. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов [17,15].

    Заключительным  этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

     В процессе организации  поисковой деятельности у детей  появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей [17,16].

    Процесс познания окружающего мира непрост  для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления.

    Цель  элементарной поисковой деятельности:

    1. Побуждать и поддерживать пытливость  и естественную любознательность  ребенка.

    2. Активизировать умственные способности.

    3. Формировать познание наглядных  взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью.

    4. Через деятельность воспитание  понимания причин происходящих  явлений. 

    5. Способ решения познавательных  задач.

    Методические  требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов.

    1.  Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет?). 

    2.  С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет). 

    3.  Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.

    4.  Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения  детей, не проявивших интереса к нему в первый раз. 

    5.  При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

    Можно проводить самые различные опыты  с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому полезно познакомиться с их свойствами. Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем - след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.

    Если  у вас уже есть разные пособия, помогающие изучать тактильные ощущения, то вы сможете только пополнить их, ну а если нет, тогда вам придется создать свою коллекцию самых разных игр и пособий. Что для этого нужно: кусочки разных материалов – кожи, меха, перья, дерева, древесины и др. Так же пригодятся разные крупы, мешочки с разными наполнителями.

    Рассмотрим  показатели развития ребенка среднего дошкольного возраста в сфере  жизнедеятельности «Природа» заложенные в Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я у Світі».

    Показателями развития компетентной личности в среднем дошкольном возрасте являются проявления физической, социально-нравственной, эмоционально-ценностной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, творческой активности.

    Выберем только те показатели, которые могут сформироваться только с помощью развития тактильных ощущений.

    Формы активности - Эмоционально-ценностная

    Показатели  проявления.  Радуется общению с природной окружающей средой; эмоционально реагирует на яркие признаки времен года: тепло, прохладу, ветер, красочные листья на деревьях, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птичек, зеленую траву, цветы.

    Формы активности - Познавательная

    Показатели  проявления. Различает признаки, состояния воды, льда/снега, почвы, песка, глины; знает, что вода и почва нужны растениям для роста; имеет понятие о том, что в природе вода находится в ручьях, озерах, прудах, реках, морях; ориентируется в основных состояниях погоды (холодно, тепло, жарко, солнечно, мрачно, ветрено, идет дождь, снег); различает по вкусу и на ощупь овощи и фрукты, знает их названия; различает растения, грибы съедобные и  ядовитые, умеет с ними обходиться.

    Логико-математическая. Устанавливает простые зависимости  между состояниями погоды, подбором игрушек и одежды  на прогулку, состояниями почвы, песка, глины и их  влажностью; различает характерные признаки времён года, устанавливает взаимосвязи между состоянием погоды, состоянием растений и поведением животных; различает  разные растения и разных животных по цвету , форме и величине; сравнивает форму объектов природы с геометрическими фигурами (квадратом, кругом, треугольником, шаром, кубом, цилиндром); сравнивает между собой растения и животных, выделяет сходство и отличие; классифицирует объекты окружающей среды по определённым признакам; дифференцирует положение объектов природы  в окружающей среде, определяет направление их расположения. 

    Формы активности – Речевая.

    Показатели  проявления. Правильно называет состояния  погоды, воздуха, воды, почвы, глины, песка, природных явлений; называет растения ближайшего окружения (деревья, кусты, цветы).

    Формы активности - Творческая

    Показатели  проявления. Замечает в природной окружающей среде новое, неизвестное, проявляет к нему повышенный интерес, стремится с помощью взрослого исследовать его; задаёт о нём много вопросов, соотносит с уже знакомым, похожим; проявляет здоровую осторожность во время соприкосновения с новым растительным или животным миром; характеризуется обострённым чувством радости от встречи с необычным, своеобразным, непохожим; чувствителен к оригинальному, пытается проявить самодеятельность, прибегнуть к ассоциативным связям, припоминанию известного; делает попытки выдвинуть элементарные гипотезы, сделать несложные предположения, обосновать ход своих мыслей; проявляет творчество в работе с природным материалом (каштанами, желудями, листьями, ветками, камушками, песком, водой и т.п.); открывает для себя существование трудно объяснимых проблем.  

    Вывод по 1 главе 

    Познание ребенком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его органы чувств.

    Проблема  развития тактильных ощущений обращала на себя внимание педагогов во все  времена. Первыми на эту проблему обратили внимание М.Монтессори и основоположник Вольдорфской педагогики Р.Штайнер.

    Р. Штайнер рассматривал развитие тактильных ощущений через чувство осязания.Чувство  осязания находится на границе между  внешним и внутренним. Аспект ощупывания, т.е. осязательный аспект, присущ и другим чувствам, так что Штайнер в своих первых набросках учения о чувствах вообще отказался от отдельного выделения осязания.

    М.Монтессори считала, что воспитание чувств делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления к нынешней эпохе цивилизации, но прямо готовит к практической жизни.

    Но  воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста, и продолжать его во весь  период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе.

    Особый  интерес к этой проблеме проявляла  М.М. Манасеина, Л.А.Венгер, Е.И.Тихеева.

    Развитие  восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

    1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; 

    2) формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

    Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

    — восприятие целостного облика предмета;

    — выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);

    — определение пространственных взаимоотношений  частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);

    — выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.; 

    — повторное целостное восприятие предмета.

    Развитие  тактильных ощущений детей среднего возраста происходит в игровой, трудовой и элементарной поисковой деятельности.

    Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей дошкольного возраста проводится в несколько этапов: 

    — ощупывание предметов с различной  поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

    — нахождение на ощупь необходимого объемного  предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов); 

    — нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов); 
      — определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; 
      — нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Информация о работе Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств