Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

1Развитие тактильных ощущений .doc

— 1.66 Мб (Скачать)

    1.Узнает  знакомые предметы на ощупь.

    2.Классифицирует  обьекты окружающей среды по  определенным признакам: свойства  поверхности, температура, вес.

    3.Применяет  знакомые тактильные ассоциации  в решении познавательных проблем.

    Развитие  тактильного ощущения у ребенка  среднего дошкольного возраста в  процессе ознакомления с природой  происходит в ходе как специально организованных воспитателем форм работы, так и в самостоятельной деятельности  ребенка дидактических играх,элементарных опытах, в поисковой деятельности.

    Изучили взгляды теоретиков на работу по развитию теактильной чувствительности и определии, что в среденем возраста работа проводится в несколько этапов: ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям, обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета; нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен; нахождение контура предложенного предмета из нескольких; определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

        На основании данных теоретического  исследования был разработан    педагогический  эксперимент, который  включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе проведения  констатирующего этапа эксперимента мы   изучали умения педагогов планировать и организовывать работу по развитию тактильных ощущений у детей, их умение  использовать природное окружение и различные формы работы по данному разделу. Проводилась диагностика развития уровня тактильных ощущений у дошкольников контрольной и экспериментальной групп. Нами были выделены три уровня развития тактильных ощущений: высокий, средний, низкий.  Для диагностики были выбраны три задания: беседа с детьми, игра «Волшебный мешочек» и игры с тактильными карточками. Проведенная диагностика средних дошкольников позволила определить направления работы в ходе формирующего этапа эксперимента: работу с педагогами и работу с детьми. На  данном этапе мы проводили работу по повышению профессионального уровня педагогов по  развитию тактильных ощущений дошкольников   в разных формах обучения и воспитания. Для педагогов были организованы семинар-практикум, в ходе которого они получили теоретические знания об особенностях развития тактильных ощущений у дошкольников и практические навыки по организации работы по данному разделу. 

      Работа с детьми по развитию тактильных ощущений заключалась в обучении детей обследовать предметы природы, словесно оформлять свой ощущения, актуализации опорных знаний . Были проведены разные формы работы рассмотренных в теоретической части исследования, в частности природного окружения как средства развития тактильных ощущений.

    Контрольный этап эксперимента  позволил сделать  сравнительный анализ данных диагностики  уровня развития тактильных ощущений  разных этапов исследования, с целью доказательства эффективности проведенной формирующей работы. В результате  проведенной работы в  экспериментальной группе  к высокому уровню развития тактильных ощущений отнесено на 25 % больше дошкольников, чем на констатирующем этапе эксперимента. К среднему уровню отнесено на 25 % больше детей в экспериментальной группе и на 5 % в контрольной.

    На 45 % уменьшилось количество детей  экспериментальной группы  из числа  дошкольников, отнесенных к низкому  уровню, тогда как в контрольной группе таких детей 5 %.

    Проведенное исследование показало, что  работа по развитию тактильных ощущений у  детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой эффективна и это видно по положительной динамике развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

                                       

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели а детском саду. – Москва., 2006.
  2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – Москва., 1985.
  3. Базовый компонент дошкольного образования в Украине. – Киев., 1999.
  4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб: Речь., 2005.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва: Просвещение., 1968.
  6. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – Москва: Просвещение., 1980.
  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления., - Москва: Знание., 1982
  8. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с.
  9. Выготский Д.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. – Москва.,1982.,т.2
  10. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – Москва:Горизонт, 1997. 
  11. Горькова Л.Т., Кочерчина А.В. и др. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – Москва., 2005.
  12. Грешкович А. Экологический букварь. – Москва., 1995.
  13. Демидова Ю. Формируем познавательную самостоятельность у старших дошкольников. // Дошкольное воспитание., 2006,№10.
  14. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс., 1996.
  15. Дуброва В.П., Милашевия Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – Москва:Академия., 1998.
  16. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара.,1997.
  17. Дитина: Программа виховання и навчання дітей від 3 до 7 років. – київ:Богдана., 2003.
  18. Елкина Н.В., Маринечева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль., 1997.
  19. Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание., 1994, №7.
  20. Кононко О.А. Соціально-ємоційний розвиток вічності у дошкільному дитинстві., - Київ:Освіта., 1993.
  21. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г.Саморуковой. – Москва:Просвещение., 1983.
  22. Костюченко М. Экспериментируем.//Воспитание и обучение.
  23. Крутій К. Розвиваємо у дитини мовлення, інтелект і здібності. – Запоріжжя., 1999.
  24. Кулачківська С.Е., Ладивір С.О. Я – дошкільник. – Київ:Нора-Прінт.,1996.
  25. Лавидир С. Познавательная активность старших дошкольников: индивидуальные особенности. // Дшкільне виховання., 2006, №11.
  26. Лисенко Н.В. Екологічне виховання дошкільників. – Київ:Освіта, 1993.
  27. Лось В.А. Человек и природа. – Москва:Политиздат., 1978.
  28. Малятко. Програма виховання дітей дошкільного віку. – Київ., 1999.
  29. Медведева Т.Познавательная деятельность старших дошкольников.// Воспитание и обучение.
  30. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб:Акцидент, 1998.
  31. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55
  32. Мурова Е. Экологическая тропа // Дошкольное воспитание., 1998. - №3.
  33. Мухина В.С. Психология дошкольника. – Москва: Академия., 2000.
  34. Никитин П. Ступеньки к творчеству и развивающие игры. – Москва., 1990.
  35. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – Москва:Новая школа., 1995.
  36. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва., 1999.
  37. Новоселова С.Л. Развивающая предметная середа. – Москва., 1999.
  38. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70
  39. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35
  40. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 64-67
  41. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – Москва., 1993.
  42. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – Екатеренбург., 1995.
  43. Плохій З.П. Вховання єкологічноїї культури дошкільників. – Київ., 2002.
  44. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – Москва: Педагогика.,1977.
  45. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. – Ярославль., 2002.
  46. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев: Радянська шкала., 1985.
  47. Равиза Ф.В. Простые опыты. – Москва., 1997.
  48. Ребенок в мире поиска. / Под ред. О.В.Дыбиной. – Москва., 2005.
  49. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – БВДС.,  2005, №23.
  50. Савенков А.И Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.  – Ярославль: Академия развития., 2002.
  51. Селезнева М. Экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1988.- №3.
  52. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. / Под ред. Н.Н. Подъякова. – Москва: Просвещение., 1980.
  53. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –Киев:Радянська школа., 1977.
  54. Ткачук Т. Игротерапия как способ повышения познавательной активности. // Палитра педагога.- 2002 - №3.
  55. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – Москва., 1995.
  56. Шапиро А.И. Тайны воды. – Москва., 1997.
  57. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. / Сост. Сакирдонова Т.И.,Саденкин А.Н. – Симферополь, 1995.
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А

Таблица 2.1.1.

Уровни  развития тактильных ощущений у детей  среднего дошкольного возраста контрольная группа (констатирующий этап эксперимента) 

    п/п

    Имя ребенка методики Кол-во баллов уровень
    беседа Игра «Волшебный мешочек» Игра с тактильными  карточками
    1. Ира У. 1 1 0 2 н
    2. Саша К. 2 1 1 4 с
    3. Регина П. 3 2 2 7 в
    4. Степан Г. 2 2 1 5 с
    5. Матвей Л. 1 1 1 3 н
    6. Костя Ч. 2 2 2 6 с
    7. Аня В. 3 3 3 9 в
    8. Наташа Р. 2 1 0 3 н
    9. Оля О. 2 2 0 4 с
    10. Настя Н. 2 2 1 5 с
    11. Петя Б. 1 1 0 2 н
    12. Руслан Р. 2 2 2 6 с
    13. Лена Р. 3 3 3 9 в
    14. Марьяна Д. 1 1 0 2 н
    15. Эмине Ю. 2 2 2 6 с
    16. Коля Ф. 2 2 1 5 с
    17. Илья Ж. 2 2 1 5 с
    18. Андрей Р. 1 1 0 2 н
    19. Дима Ш. 2 2 2 6 с
    20. Влад Х. 2 2 0 4 с
 

    Высокий уровень развития тактильных ощущений – 3 детей – 15%

    Средний уровень развития тактильных ощущений – 11 детей – 55%

    Низкий  уровень развития тактильных ощущений – 6 детей – 30% 
     
     
     
     

Приложение  Б

Таблица 2.1.2.

Уровни  развития тактильных ощущений у детей  среднего дошкольного возраста  экспериментальная группа (констатирующий этап эксперимента) 

    п/п

    Имя ребенка методики Кол-во баллов уровень
    беседа Игра «Волшебный мешочек» Игра с тактильными  карточками
    1. Рома А. 2 2 1 5 с
    2. Паша Л. 1 1 0 2 н
    3. Алеша Б. 2 2 2 6 с
    4. Владик В. 2 1 1 4 с
    5. Максим Щ. 1 1 0 2 н
    6. Дилявер У. 2 2 1 5 с
    7. Алина Ф. 1 0 0 1 н
    8. Лера Н. 2 2 1 5 с
    9. Алена С. 1 1 0 2 н
    10. Наташа Р. 1 1 0 2 н
    11. Богдан У. 1 1 1 3 н
    12. Дима Г. 2 2 1 5 с
    13. Даша В. 2 0 0 2 н
    14. Вика Ц. 1 1 0 2 н
    15. Лена Ч. 3 2 3 8 в
    16. Сеня О. 1 1 1 3 н
    17. Саша Н. 1 0 1 2 н
    18. Оля Г. 2 2 2 6 с
    19. Саша О. 1 0 0 1 н
    20. Юля З. 2 1 2 5 с

    Высокий уровень развития тактильных ощущений – 1 ребенок –5 %

    Средний уровень развития тактильных ощущений – 8 детей – 40 %

    Низкий  уровень развития тактильных ощущений – 11 детей – 55 %

 

Приложение  В

Консультации  для педагогов

РАЗВИТИЕ  ОЩУЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ

    К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов. 
Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3—7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается прежде всего в усовершенствовании анализаторно-синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер.

    Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т. е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения. Помимо специальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т. д., важную роль в развитии ощущений играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке, конструированию и т. д.

    Сенсорное воспитание опирается на знание общего хода развития ощущений в дошкольном возрасте и на знание тех условий, от которых это развитие зависит. Как же идёт развитие ощущений у детей дошкольного возраста?

    Развитие зрительных ощущений. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

    Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4—7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. Так, при измерении наибольшего расстояния, с которого дети разного возраста способны различить показываемые им одинаковые по размеру фигурки, оказалось, что для детей 4—5 лет это расстояние равно (в средних цифрах) 2 м 10 см, для детей 5 — 6 лет 2 м 70 см, а для детей 6 — 7 лет 3 м.

Информация о работе Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств