Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

1Развитие тактильных ощущений .doc

— 1.66 Мб (Скачать)

    «Узнай фигуру»

    На  столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

    «Узнай предмет по контуру»

    Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру. 
      «Догадайся, что за предмет»

    На  столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. 
      «Найди пару»

    Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

    Ребенку предлагают с завязанными глазами  на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

    «Найди ящичек»

    Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

    Ребенку предлагают на ощупь определить, какой  ящичек от какого коробка. 
      «Что в мешочке»

    Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные  горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

    «Отгадай цифру» (букву)

    На  ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с  закрытыми глазами. 

    «Что это?»

    Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл). 
      «Собери матрешку»

    Двое  играющих подходят к столу. Закрывают  глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

    «Прочитай» 
      Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

    «Золушка» 
      Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

    «Угадай, что внутри»

    Играют  двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает? 
 
 
 
 
 

Приложение  Д

«КОПИЛКА»  

Обучающие материалы системы Марии Монтессори – это материалы помогающие ребенку  у утончении чувств. В результате с сенсорным материалом в специально организованной сенсорной среде  дети среднего возраста  приобретают следующие понятия и навыки различают шершавые и гладкие поверхности, подбирают предметы по степени их шершавости, определяют материал толстая, тонкая, грубая, нежная, прочная, рыхлая)  различают предметы: плоский, обьемный,  горячий, холодный, теплый и др.  

«ЧУДЕСНАЯ КОРОБОЧКА»

Коробка с двумя дырками для развития тактильного чувства. Это что-то вроде "волшебного мешочка". Суть в том, что вы кладете в коробку  лук, картошку, ракушки, шишки, камушки, веточки, любые природные материалы, которые у вас есть в наличии. Просите малыша засунуть обе руки в дырочки и наощупь определить, что находится внутри коробки. 

Сделать такую коробку очень легко. Возьмите коробку из-под обуви, сделайте два  отверстия, оберните фольгой и заклейте скотчем.  
 
 

Приложение  Е

                                                      1. ВОДА

                          Детям о сестрице-голубой водице.

Эксперименты:

    2.1. Нальем воду в сосуды различной формы.

Вывод: вода жидкость, она принимает формы  той емкости, в которую налита.

     2.2. Поставим сосуды с водой в  холодильник, в группе, у батареи  (на солнце). Сравним ее температуру  на ощупь. Поменяем сосуды местами.  Вывод: вода приобретает температуру  окружающей среды. Воду можно  нагреть, охладить.

     2.2. В одном сосуде горячая вода, в другом холодная. Смешаем в 
разных пропорциях.

Вывод: при смешивании разного количества горячей и холодной воды можно  получить нужную по температуре воду.

    2.4. Поставим  сосуд с водой в морозилку  (на мороз).

 Вывод:  вода из жидкого состояния перешла в твердое и увеличилась в объеме.

    2.5. Поставим сосуд с водой на печь, закипятим ее.

Вывод: при кипении вода превращается в  пар, т.е. может переходить в газообразное состояние.

      2.6. Возьмем лед из морозильника (чистая вода) и лед с улицы (из 
лужи, реки). Посмотрим на вид их, дадим им растаять.

Вывод: после таяния льда из лужи осталась вода грязная, так как и в природе  она имела много примеси пыли, земли.

      2.7. Снег набрать в банку пушистый, в другую поместить 
уплотненный (снежок).

Вывод: плотный снег тает медленнее, пушистый быстрее.

      2.8. В морозную погоду снег скрипит под ногами и не лепится. В 
более теплую - не скрипит, хорошо лепится.

Вывод: ломаются кристаллики снежинок во время  надавливания ноги, во влажную погоду кристаллики не замерзают и не ломаются. Снег лепится, но не скрипит.

    2.9. Блюдце с водой поставить на солнце. Вода исчезла.

Вывод: вода может испариться, т.е. под воздействием солнечных лучей превратится  в пар.

      2.10. Поднести зеркальце ко рту, подышать на него. Появился 
туманчик, капельки воды.

Вывод: вода есть в организме человека.

      2.11. Над кипящим сосудом с водой поместить на небольшой высоте 
холодное стекло.

Вывод: пар, соприкасаясь с холодным предметом, может превращаться в воду. Так  получается дождь.

                                           

2. П Е С О К

Эксперименты:

      3.1. Пересыпем сухой песок из одной емкости в другую. Теперь 
попробуем это сделать с влажным песком.

Вывод: сыпется, течет, а влажный нет. Вода сцепливает кристаллики песка.

  1. Кристаллики песка мелкие и твердые (можно их рассмотреть под лупой), они блестят (если это кварцевый песок) и нет (если это глинистый песок.
  2. Увлажнить речной песок. Сделать из него пасочки. Увлажнить мазонский песок (из села Мазонка), сделать из него пасочку.

Вывод: из любого увлажненного песка можно сделать пасочки и другие фигурки: мазонский песок оставляет на руках глинистый налет, не обтрушивается, так как в нем есть частицы глины. Песок по происхождению бывает разный.

    3.4. Рассмотреть речной и морской песок.

Вывод: в морском песке много целых и битых ракушек, он имеет серый цвет. Чем больше ракушек, тем более серый цвет имеет песок.

      3.5. В высокую колбу (сосуд) насыпать на дно камни, землю, песок 
(слой потолще). Налить немного воды.

Вывод: вода быстро проходит через песчаный слой, так как песок рыхлый и не задерживает воду.

    3.6. Взять немного земли, немного песку и смешать.

Вывод: земляная смесь стала рыхлее, легче, в ней лучше развиваются корни  растений.

                             3.ГЛИНА: Эксперименты, наблюдения, вопросы:

     4.1. Взять в руки кусок сухой  глины, она твердая, как камень, постучать ею по столу. Она может расколоться на куски. В блюдце положить комочек сухой глины, понемногу ее намочить

  1. Вылепить из влажной глины поделку. Оставить ее на завтра. Вывод: сделанные из глины изделия можно использовать в быту, украсить жилище (поделки). Рассказать об обжиге глины, о производстве кирпича, посуды, керамики.
  2. В высоком сосуде заготовлен срез почвы: (снизу вверх): камни (ракушечник), песок, глина, чернозем. Все слои уплотнены (толщина 2-5 см.). Наливает немного воды.

Вывод: вода долго задерживается на глинистом  слое. Это свойство глины называется водоупорностью.

  1. Рассмотреть глины простую, желтую, голубую. Чем они схожи, чем отличаются?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Ж

Таблица 3.1.1.

Уровни  развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста  контрольная группа (контрольный этап эксперимента) 

    п/п

    Имя ребенка методики Кол-во баллов уровень
    беседа Игра «Волшебный мешочек» Игра с тактильными  карточками
    1. Ира У. 2 1 1 4 с
    2. Саша К. 2 1 1 4 с
    3. Регина П. 3 2 2 7 в
    4. Степан Г. 2 2 1 5 с
    5. Матвей Л. 1 1 1 3 н
    6. Костя Ч. 2 2 2 6 с
    7. Аня В. 3 3 3 9 в
    8. Наташа Р. 2 1 0 3 н
    9. Оля О. 2 2 0 4 с
    10. Настя Н. 2 2 1 5 с
    11. Петя Б. 1 1 0 2 н
    12. Руслан Р. 2 2 2 6 с
    13. Лена Р. 3 3 3 9 в
    14. Марьяна Д. 1 1 0 2 н
    15. Эмине Ю. 2 2 2 6 с
    16. Коля Ф. 2 2 1 5 с
    17. Илья Ж. 2 2 1 5 с
    18. Андрей Р. 1 1 0 2 н
    19. Дима Ш. 2 2 2 6 с
    20. Влад Х. 2 2 0 4 с

Информация о работе Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств