Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

1Развитие тактильных ощущений .doc

— 1.66 Мб (Скачать)

    Дети, не ощупывая землю в горшочке цветка, могли сказать – поливать растение или нет.

    В горшочке, где земля сухая – она светлого цвета, если на нее подуть – разлетается, горшочек стал значительно легче.

    Дети  определяли какие можно листья вытирать, а какие обрызгивать.

    Глянцевые листь – вытирают, а с ворсинками –обрызгивают.

    Наблюдая  за детьми в игровой деятельности, в ходе беседы, мы отметили,  что формирующая работа пошла на пользу: ребята не только научились тактильному обследованию предметов, но и давать правильные и порой неожиданные характеристики обьектам природы, у детей увеличился словарный запас слов, повысилась познавательная активность, так же дети научились делать выводы из причинно-следственных связей. Значительно возрос интерес к обьектам живой и неживой природы.

    Результаты  развития тактильного ощущения у  детей проявились в продуктивной деятельности: умение обследовать предмет дало возможность лучше переносить обьект природы в обьемную фигуру, в лепке, и в плоскостную в ходе аппликации и рисовании.

    Дети  же контрольной группы затруднялить выполнять задания на высоком  уровне. У детей развитие тактильных ощущений практически не изменился. Характеристика обследуемых предметов словесно достаточно бедна, затрудняются определить причинно-следственные связи в природе, зависимость внешнего вида от условий окружающей среды.

    На  завершающем этапе нашей работы мы проводили беседу с воспитателями.

    1. Охарактеризуйте, пожалуйста, изменения  произошедшие в интеллектуальном  развитии детей в группе после  проведения с ними экспериментальной  работы. Насколько на ваш взгляд  они изменились?

    2. Как по вашему мнению, развитие  тактильных ощущений повлияло на развитие детей в целом?

    3.Какие  трудности испытывали дети в  ходе начального этапа формирующей  работы? А вы?

    4.Произошли  ли изменения в отношении детей  к обьектами живой и неживой  природы? В чем это проявлялось?

    5.Будете  ли вы дальше работать по этому направлению?

    6.Считаете  ли вы актуальной на современном  этапе проблему развития тактильных  ощущений?

    Итог  нашей беседы с воспитателями  показал, что работа в экспериментальной  группе была проведена продуктивно  и принесла хорошие результаты. Дети значительно повысили уровень интеллектуального развития. Это нашло отражение в проявлении познавательной активности, проявлении любознатльности, дети стали больше задавать вопросы о обьектах природы ближайшего окружения. Они перестали быть равнодушными и пассивными по отношению к природе.

    Развитие  тактильных ощущений дало толчек к  чувственному познанию не только обьектов природы, но и всего окружающего  мира.

    В начале формирующей работы тяжело было вовлечь детей в данную деятельность, т.е. деятельность по развитию тактильных ощущений. Дети и до этого ощупывали предметы на ощуть, могли дать элементарную характеристику. При обучении давать расширенную характеристику свойств природных обьектов испытивали затруднения в словесном выражении своих ощущений. Приходилось обьяснять детям новые слова. Дальше процесс развития тактильных ощущений пошел легче.

    Воспитатели испытывали затруднении в недостаточном  количестве материала по проблеме исследования, как теоретического так и практического. Игры описанные в литературе однообразны, больше направлены на развитие тактильных ощущений детей раннего возраста.

    Дети  с интересом стали относиться к обьектам природы, задавали вопросы, вступали в обсуждение проблемных ситуаций.

    В дальнейше хотели бы продолжать работу по этому направлению, разработать методическое подкрепление.

    На  современном этапе данная проблема достаточно актуальна. Ведь познание ребенком обьектов окружающего мира идет прежде всего на уровне чувственного познания. И чем лучше мы научит детей  методам тактильного восприятия, тем ярче и интереснее будет происходить процесс развития ребенка.

    Результаты  представлены в таблице 2.3.2. и 2.3.3. (Приложение Ж,З), а так же в таблице 2.3.1.

       Таблица 2.3.1.

Таблица уровня развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста (контрольный этап эксперимента)

Уровни  развития тактильных ощущений

(количество  детей в %)

высокий средний низкий
контрольная

группа

эксперимен-тальная  группа контрольная

группа

эксперимен-тальная  группа контрольная

группа

эксперимен-тальная группа
15% 30% 60% 65% 25% 5%

    Анализ  результатов детей контрольной  группы показал, что 15 % детей имеют  высокий уровень развития тактильных ощущений, 60% - средний уровень, проявления низкого уровня развития тактильных ощущений – 25%.

    Анализ  результатов детей экспериментальной группы показал, что 30% детей имеют высокий уровень развития тактильных ощущений, 65% - средний уровень, и  детей имеющих низкий уровень развития тактильных ощущений 5%.

    Процентные  показатели можно наглядно увидеть  в диаграмме на рисунке 2.3.1

    Рис.2.3.1. Диаграмма уровня развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста (контрольный этап эксперимента)

    Проведенное исследование показало, что  формирующая  работа по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой в ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе, позволила улучшить показатели  высокого уровня.  Так, в    экспериментальной группе  дети с высоким уровнем развития тактильных ощущений повысили свой уровень на 25 %, в контрольной группе высокий уровень развития тактильных ощущений не отмечено.

    Дошкольников, показавших при диагностике на первом этапе  средний уровень развития тактильных ощущений, в контрольной группе  было 55%, на момент заключительного этапа эксперимента стало 60%, в экспериментальной группе  их  было 40% , на момент заключительного этапа эксперимента  стало  - 65%.  Процент дошкольников с низким  уровнем развития тактильных ощущений -  в экспериментальной группе уменьшился  – на 45%. В контрольной группе увеличение количества детей, имеющих высокий уровень отмечено на 5 %.

    Таким образом, в результате  проведенной  работы в  экспериментальной группе  к высокому уровню развития тактильных ощущений отнесено на 25 % больше дошкольников, чем на констатирующем этапе эксперимента. К среднему уровню отнесено на 25 % больше детей в экспериментальной группе и на 5 % в контрольной.

    На 45 % уменьшилось количество детей  экспериментальной группы  из числа  дошкольников, отнесенных к низкому уровню, тогда как в контрольной группе таких детей 5 %. Произошедшие изменения можно проследить в диаграмме (Приложение И).

     Проведенное исследование показало, что процесс  ознакомления с природой действительно  является эффективным средством развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста. 

Вывод по 2 главе 

    Для изучения эффективности процесса ознакомления с природой в развитии тактильных ощущений у детей среднего дошкольного  возраста проводилась экспериментальная работа.

    На  экспериментальном этапе исследования было осуществлено:

    1.Определение  особенностей развития тактильного  ощущения детей среднего дошкольного  возраста в условиях детского  сада.

    2.Использование  педагогами в ходе учебно-воспитательного  процесса  ознакомления с природой для развития тактильных ощущений дошкольников.

    3.Выявление  актуальных  уровней развития  тактильных ощущений  у детей  среднего дошкольного возраста.

    Экспериментальное исследование проходило в три  этапа. В ходе первого, констатирующего этапа, определяли уровни развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста. Второй этап проводился согласно логике формирующего эксперимента. На третьем этапе совершалось обобщение исследовательской работы в виде эмпиричных данных.

    Критерии развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста:

    1.Узнает  знакомые предметы на ощупь.

    2.Классифицирует  обьекты окружающей среды по  определенным признакам: свойства  поверхности, температура, вес.

    3.Применяет  знакомые тактильные ассоциации в решении познавательных проблем.

      Проведенная нами формирующая  работы состояла в виде алгоритма развития тактильных ощущений, состоящий из трех этапов:

    1 этап – актуализация опорных  знаний для умения обследовать  предмет и давать ему соответствующую  характеристику.

    2 этап – осознание усвоенного  содержания по обследованию предметов  и обозначение отдельными словами  свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета переосмысления полученной информации.

    3 этап - актуализации опорных знаний, использование ассоциаций.

     Проведенное исследование показало, что процесс  ознакомления с природой действительно  является эффективным средством  развития формирования коммуникативной  культуры у старших дошкольников.

    Это получило отображение в качественных показателях исследования.

     Проведенное исследование показало, что процесс  ознакомления с природой действительно  является эффективным средством  развития тактильных ощущений детей  среднего дошкольного возраста. 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Данное  исследование проводилось с целью изучения развития тактильных ощущений в процессе ознакомления с природой детей среднего дошкольного возраста. 

    Сенсорное воспитание создает необходимые  предпосылки для формирования психических  функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Чувственное познаний природы ребенком дошкольного возраста является первой ступенью познания, что готовит ребенка к дальнейшему более глубокому познанию окружающего мира. Поэтому важную роль приобретает развитие тактильных ощущений у дошкольников. В этом состоит актуальность выбранной нами темы. 

     В теоретической части исследования мы рассмотрели психолого-педагогические основы развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста, влияние природы как средства развития тактильны ощущений.

    Анализ  психолого-педагогических основ развития тактильных ощущений показал, что данную  проблему исследовали такие педагоги и  психологи как  Фридрих Фребель, Рудольф Штейнер (Вольдорфская педагогика), Мария Монтессори, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер, В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой. Особый интерес к этой проблеме проявляла М.М. Манасеина. Работы данных авторов позволили нам выделить, что развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

    1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; 

    2) формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

    Анализ  психолого-педагогической литературы позволил  нам выделить следующие  критерии развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста:

Информация о работе Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств