Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства: музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства во внеклассной работе.
Охарактеризовать пути и средства эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Экспериментально подтвердить влияние средств искусства на уровень эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников 5
1.1. Сущность и задачи понятия эстетического воспитания 5
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 8
Выводы по I главе 10
Глава II. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников 11
2.1. Внеклассная работа как средство формирования эстетической культуры 11
2.2. Искусство как средство эстетического воспитания 15
Выводы по II главе 20
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе 21
Выводы по III главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Моя 1.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

       Художник  с помощью создаваемых им образов  видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно  показать это невидимое, вместе с  тем важное всем. Это постижение уже открытого художником - сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе — все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей [15, с. 14].

       Выводы  по II главе

       Подведём  итоги материалов второй главы. Нами охарактеризованы сущность искусства  и особенность восприятия его младшими школьниками и реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла.

       Мы убедились в том, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с детьми по эстетическому воспитанию. Нами было охарактеризовано и выявлено влияние музыкального, изобразительного искусств на эстетическое развитие младших школьников. Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению нами использовались различные формы и методы организации деятельности детей. Больший акцент был сделан на использовании художественных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

       Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у школьников идёт активное формирование эстетических идеалов и приобретение общей эстетической культуры.

       Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного  цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно  сделать вывод, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию, а также, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.

 

       Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе

       Выводом теоретической части работы стало  положение о том, что искусство  является основным средством эстетического  воспитания. В данной главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления возможностей искусства в эстетическом воспитании младших школьников на практике.

       При разработке методики исследования были определены его гипотеза, задачи, методы и приемы.

       Педагогический эксперимент проводился в танцевальном кружке «Ультра» г. Орша. В эксперименте участвовало 18 человек.

       Выявление возможностей искусства, как основного  средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом  настоящего исследования.

       Основным  методом исследовательской работы был эксперимент. Кроме того, использовались и другие методы:

  • изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, искусствоведению;
  • изучение и анализ методической литературы;
  • наблюдение за детьми;
  • анкетирование;
  • беседа.

       В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая гипотеза: эстетическое восприятие художественных произведений различных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры и  др.) позволит сформировать у детей  эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка.

       Исходя  из гипотезы, мы выдвинули следующие  задачи исследования: выявить интерес  младших школьников к искусству  и проверить эффективность эстетического воспитания младших школьников средствами искусства во внеклассной работе.

       Экспериментальная работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный.

       В ходе подготовительного этапа экспериментальной  работы было сделано следующее:

  1. Проанализирована программа по курсу танцевального кружка «Ультра» современные танцы.
  2. Проанализирована работа учителей танцевального кружка.
  3. Разработаны и подготовлены вопросы для анкеты.
  4. Подобран наглядный материал, разработан и подготовлен урок по знакомству младших школьников с искусством.

       Эта работа привела к следующим результатам.

       Искусство как средство эстетического воспитания в начальной школе реализуется  во внеклассной работе на занятиях танцами. В ходе анализа работы учителей была выявлена следующая особенность. В теоретической части мы отмечали, как важно правильно подходить к восприятию художественного произведения. В результате длительного общения с произведениями искусства развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно- эмоциональным содержанием произведения искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал [17, с 5].

       Таким образом, получив начальные посылки  в ходе подготовительной работы, мы начали экспериментальную часть  исследования.

       Детям была предложена следующая система  вопросов (Приложение).

       Результаты  были следующие. В данном танцевальном кружке дети довольно часто посещают культурные учреждения. На вопрос: «Нравится ли тебе посещать музеи, выставки, концерты?» - «да» ответило 15 человека, «не очень» - 3 человека. 2 человека считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком. И, между тем, 16 человека хотели бы бывать там чаще.

       Несмотря  на такой неподдельный интерес младших  школьников к различным видам  искусства, у них все же наблюдается  ограниченность в знаниях непосредственно  о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» 11 человек, «много» ответили 4 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 3 человека попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: Искусство - это когда человек творит картины, рисует их», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 2 человека из танцевального кружка не хотели обогатить свои знания в области искусства. На вопрос «Хотел бы ты больше узнать об искусстве?» они ответили отрицательно. Однако, на вопрос «Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?» «да» ответило лишь 15 человек – поглощающее большинство. Мы можем объяснить это обилием разнообразной литературы для детей в наше время, книг по искусству адаптированных для младшего школьного возраста. Конечно, в основном такие книги рассчитаны на более старшую аудиторию.

       На  вопрос о введении нового урока искусства  мнения танцевального кружка разделились. Положительно отреагировала лишь половина - 9 человек, 2 человека написали «не очень» и «нет» – 7 человек.

       В ходе беседы с учениками ответившими  «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый  урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 7 человек ответивших «нет» пять – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом.

       Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших  школьников к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла. Этому посвящена следующая часть работы.

       Цель  этого этапа - выявить возможности  средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Для этого был разработан урок по эстетическому воспитанию, где основным средством воспитания были произведения искусства. Разрабатывая урок, мы заметили, что в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно знать учителю при знакомстве детей с искусством. Оказывается, учителю самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка [23, с 76]. Работа учителя по знакомству детей с искусством должна быть системной и правильно организованной.

       Правильная  организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности. Планируя занятие, мы старались учитывать все представленные требования.

       Основной  образовательной задачей урока  было познакомить детей с понятием «искусство» и с видами искусства на конкретных примерах художественных произведений. Воспитательной задачей явилось воспитывать интерес у младших школьников к искусству.

       Перед уроком детям было предложено подготовить  сообщения на заданные темы по искусству. Желающих было множество – все  темы оказались разобраны. Кроме того, мы попросили принести картинки с интересными архитектурными сооружениями. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую работу учеников.

       За  несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили картины  и открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их рассмотреть.

       Урок  проходил в форме «Путешествия в  страну Прекрасного», что создало  дополнительный эмоциональный настрой.

       Деятельность  на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали картины, выступали с докладами, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов.

       Впоследствии  этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.

       Картины и открытки мы оставили висеть еще  на неделю, чтобы ребята, получив  о них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята, как мы и рассчитывали подходили и с новым интересом рассматривали картины, приходили даже дети из других танцевальных кружков. Результаты этого урока проявили себя и позднее. Когда в курсе истории класс проходил тему «Искусство Руси», ребята блестяще показали знания, которые усвоили с урока по искусству.

       Выводы  по III главе

       Результативность  этого урока несомненна: средства искусства действительно могут  оказывать на младшего школьника  свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.

       Таким образом, средства искусства при  правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному  и духовному развитию.

 

       Заключение

       Проблема  эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной  и зарубежной литературе. Это позволило  нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие  выводы. Эстетическое воспитание действительно  занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

       Все эти качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и  природа, и труд, и окружающая нас  действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Информация о работе Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе