Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства: музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства во внеклассной работе.
Охарактеризовать пути и средства эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Экспериментально подтвердить влияние средств искусства на уровень эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников 5
1.1. Сущность и задачи понятия эстетического воспитания 5
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 8
Выводы по I главе 10
Глава II. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников 11
2.1. Внеклассная работа как средство формирования эстетической культуры 11
2.2. Искусство как средство эстетического воспитания 15
Выводы по II главе 20
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе 21
Выводы по III главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Моя 1.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

       Эстетическое  воспитание является важным фактором в обучении, а также в жизни. У учащихся появляется самостоятельность  суждений, умение концентрироваться, постоянно  обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на окружающий мир. Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.

       Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Анализируя литературу, следует вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

       Таким образом, наша гипотеза, заявленная в  начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в  учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического  воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

       Каждый  преподаватель должен уделять большое  внимание развитию чувств прекрасного  у учащихся, несмотря на то, что это  отнимает достаточно времени и сил. Ведь самая большая награда для  него - это действительно образованный, всесторонне гармонично развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.

       Цели  и задачи, поставленные во введении, на мой взгляд, изучены и решены. Рассмотрены все известные виды и формы эстетического воспитания, а также решена проблема улучшения последнего с помощью организации непрерывной работы, когда учащийся, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится видеть прекрасное повседневной жизни, но и получает от процесса большое удовольствие, потому что приобретённые им знания помогут ему как в работе и учёбе, так и в личной жизни.

 

       Список использованной литературы

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2000. – 336 с.
  2. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
  3. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст]/ Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
  4. Воспитание и образование в современной школе [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под. ред. О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006. - 349 с.
  5. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 78 – 80.
  6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1998. – 240 с.
  7. Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.
  8. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. - № 1.- С. 20 - 25.
  9. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики [Текст] / Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
  10. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.
  11. Музыка. 2 – 8 классы. Художественно-образное развитие школьников [Текст]: разработки уроков / авт.-сост.Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 157 с.
  12. Музыка. 1 – 7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека [Текст] / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. – 205 с.
  13. Музыкальное образование в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Школяр Л.В., Школяр В.В., Критская Е.Д. и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. – 232 с.
  14. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств [Текст] / Е. Неклопочина // Искусство в школе. – 2008. - № 5. – С. 65 – 69.
  15. Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности [Текст] / А. Нурутдинова // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 64 – 66.
  16. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
  17. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников Учебное пособие [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
  18. Петрушин, В. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. Музыкальная психология и психотерапия. [Текст] / В. Петрушин // Искусство в школе. – 2008. - № 4. – С.125 -128.
  19. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития [Текст] / В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2000. – 203 с.
  20. Ретгородский, Б.Д. Что может музыка [Текст] / Б.Д. Ретгородский // Музыка в школе. – 2004. - № 4. – С. 61 – 64.
  21. Трацевская, Е. Система интегрированных уроков искусства [Текст]/ Е. Трацевская // Искусство. - 2008. - № 1. - С. 71 - 74.
  22. Эстетическое воспитание школьников [Текст]: вопросы теории и методики / под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988.- 104 с.

 

Приложение

       Анкета

  1. Сколько раз в этом учебном году ты был в музее, на выставке, на концерте?
  2. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?
  3. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?
  4. Хотел бы ты бывать там чаще?
  5. Что ты знаешь об искусстве?
  6. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?
  7. Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?
  8. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?

Информация о работе Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе