Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».
Изучить особенности учебной мотивации студентов.
3. Проанализировать ход и основные результаты исследования о уровне учебной мотивации у студентов.

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 96.27 Кб (Скачать)

    Возможность создания условий возникновения  интереса к учителю, к учению (как  эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирование самого интереса отмечалась многими  исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы  учение было интересным для ученика . Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

    Необходимо  условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и  к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и  инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитание устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и  заданий, решение которых требует  от учащихся активной поисковой деятельности.

    Установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных  ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно - ориентация на «оценку преподавателем». Связь ориентации на «избегание неприятностей» с успеваемостью слабая.

    Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении  и доминировании. Однако для самой  деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Мотивы интеллектуального плана  сознаваемы, понимаемы, реально действующие. Они осознаются человеком как  жажда знаний, необходимость (нужда) в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой деятельностью, познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуемой, по Л.И.Божович, положительным эмоциональным  тоном и ненасыщаемостью. Руководствуясь подобными мотивами, не считаясь с  усталостью, временем, противостоя  другим побудителям и другим отвлекающим  факторам, учащийся настойчиво и увлеченно  работает над учебным материалом, на решением учебной задачи. Здесь  важный вывод был получен Ю.М.Орловым - «наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях».

    Важным  для анализа мотивационной сферы  учения является характеристика отношения  к нему. Так А.К.Маркова, определяя  три типа отношения: [2, с. 103]

1)отрицательное;

2)нейтральное;

3)положительное.

    Психологическая устойчивость определяется, как способность  поддерживать требуемый уровень  психической активности при широком  варьировании факторов, действующих  на человека. Применительно к учебной  мотивации, ее устойчивость, - это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Основываясь на системном представлении устойчивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила, осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс и т.д. Связь устойчивости мотивационной структуры (ориентаций на процесс - результат - вознаграждение - давление) с ее динамичностью состоит в дифференциации компонентов в структуре, их упорядочивании с тенденцией к устойчивости структуры.  

    2.2 Современные пути формирования положительной учебной мотивации. 

      Для студенческого возраста характерно  стремление к социальному сближению,  поиск смысла жизни, построение  жизненных планов, которые определяются  объективными условиями и ценностными  ориентациями личности. Проявляется  ярко выраженное стремление к  получению высшего образования,  интересной работы. Усиливается  установка на хорошие жизненные  условия и материальную обеспеченность.

      Эффективность учебного процесса  в вузе в целом, прямо связана  с тем, насколько высока мотивация  овладения будущей профессией  у студентов.

      В студенческом возрасте важнейшим  условием развития личности является  общение. Общение на данном  этапе развития личности является  ведущим видом деятельности наряду  с учебной деятельностью. В  общении происходят основные  новообразования.

    Рассмотрим  пути и методы формирования положительной  устойчивой мотивации к учебной деятельности[2, с. 34].

    1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.

    Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует  наличным и вновь возникающим  потребностям студента.

    При разработке тематических планов, планов отдельных занятий, при подборе учебного и иллюстративного материала преподаватель должен всегда учитывать характер потребностей своих студентов, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

    Для этого содержание учебного материала  должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них  знаний и опираться на них и  на жизненный опыт студентов, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности студентов в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

    Информационно бедный материал также не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных  устойчивых мотивов учебной деятельности.

      Новое в знаниях должно показывать  ограниченность прошлого знания  и жизненного опыта, показывать  знакомые объекты с новой стороны,  с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений  совершенно не достаточно для  установления подлинной сущности  явления.

    Нужно также учитывать возможности  студентов усвоении научных понятий. Но сейчас возможности учащихся в овладении основами современной научной мысли, научной картины мира все еще не используются в полной мере. Содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у студентов положительной мотивации, направленной на освоение научной картины мира, на овладение общими способами научного познания, общими приемами действий для такого познания.

    Итак, содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных  скоро проходящих интересов или  ссылок на практическую значимость в  будущей жизни, а главным образом  тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных  проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего  мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у  школьников будет создаваться перспектива  на дальнейшее изучение знакомых, постоянно  наблюдаемых явлений, будет создана  основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

    2. Организация учебной деятельности - один из путей формирования мотивации.

    Содержание  учебного материала усваивается  учащимися в процессе учебной  деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных  действий) она состоит, как эти  части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности - от всего этого во многом зависит  результат обучения, его развивающая  и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также  от того, на что она направлена, какие  цели осуществляют студенты при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

    Изучение  каждого самостоятельного этапа  или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного  и рефлексивно-оценочного.

    а) Мотивационный этап.

    На  данном этапе студенты должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

      -создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

1)постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.

2) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

    Рассмотрим, например, фрагмент из урока по теме «Теория вероятности» на 2 курсе. На предыдущих парах студенты уже изучили вывод формулы для вычисления вероятности того или иного явления. Теперь они должны найти формулу для определения критерия  критических  областей. Материал довольно однообразный, но преподаватель начинает не с формулы и не с повторения доказательства, а с сообщения «В прошлую субботу житель Минска выиграл в лотерею 1500000000 рублей плюс джекпот в размере5000000». Студенты, конечно, хорошо знают об этом событии. Теперь уже студенты удивлены: какое отношение имеет лотерея к теме урока. Их мысли можно прервать вопросом: «Каким образом можно рассчитать вероятность выигрыша?» Вопрос вызывает у студентов интерес, но через несколько минут самостоятельных размышлений они устанавливают, что их математически знаний пока не достаточно. Далее приходиться пока отложить задачу и заняться выводом нужной формулы. Но как только формула выведена, учащиеся снова возвращаются к задаче.

3)рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

    -формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится преподавателем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает студентам тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым студентом перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.

      -самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, опущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что у учащихся наличествует, а что требует пополнения. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

    б)Операционально-познавательный этап.

Информация о работе Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов