Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».
Изучить особенности учебной мотивации студентов.
3. Проанализировать ход и основные результаты исследования о уровне учебной мотивации у студентов.

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 96.27 Кб (Скачать)

    На  этом этапе студенты усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна студентам необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.

    в)Рефлексивно-оценочный этап.

    Этот  этап итоговый в процессе изучения темы, когда студенты учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

    Работу  по подведению итогов изучения пройденного  раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы студенты смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

    Организация этого этапа должна быть проведена  так, чтобы студенты смогли обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи и дороги, оценить их с точки зрения будущих задач обучения. целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить студентам самостоятельность и инициативу.

    3. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения.

    Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении  мотивации учения, что объясняется  несколькими обстоятельствами.

    Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо  только в процессе деятельности может  формироваться нужная мотивация. Использование  групповых форм обучения втягивает  даже «глухих» студентов, так как, попав в группу одногруппников, которые коллективно выполняют определенное задание, студент не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением преподавателя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации.

    Когда студент, работая коллективно в группе студентов, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению студента в активную учебную работу, которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения.

    Для формирования устойчивой положительной  мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый студент почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для студентов признаваемую ценность.

    Таким образом, различные формы коллективной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для разных категорий  учащихся, дифференцировать задания  так, чтобы сделать их посильными для каждого студента. Это также важно для становления мотивации учения.

    4. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности.

    Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом  в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание  всех положительных моментов, продвижений  в освоении учебного материала и  выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности преподавателя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе. Такой анализ надо где-то фиксировать. При тематической форме учета и оценке работы студентов это легко сделать.

    Для становления положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

    Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации  на отдельных этапах урока.

    1)Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений студентов: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

    2)Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь преподаватель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что преподаватель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

    3)Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих студентов в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать студентам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

    Каждый  этап урока преподавателю следует наполнять психологическим содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, преподавателю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно преподавателю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи преподавателем планируются этапы формирования мотивации и ее видов. 

    2.3 Пути развития учебной мотивации. Рекомендации для преподавателя. 

    Щукиной Г. И. были сформулированы следующие рекомендации для преподавателя [4, с. 256].

    РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность преподавателя — осмысленное обучение.

    Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а  как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, преподаватель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя. Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

    РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации —  это движение вверх.

    Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы  задачи, которые ставятся перед ним  в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне  приняты им, то есть чтобы они  приобрели значимость для учащегося  и нашли отклик в его переживаниях. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.

    Развитие  внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

    РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация".

    Некоторым студентам, испытывающим трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстры. Но направленные действия подготовленного, грамотного преподавателя могут помочь студентам справиться с проблемной ситуацией.

    Рассмотрим  четыре самых неэффективных мотивационных стиля:

    1)отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. "Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт". Однако о неприятностях думать неприятно.

    Негативный  мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства  людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается  очень полезным. В работе с такими студентами следует обращать их внимание на то, что они хотят получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

    2)мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".

    3)мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие студенты застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

    4)мотивационный стиль перегрузки. Некоторые студенты склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким студентам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

    РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.

    Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов  достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением  успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив  избегания неудачи. В принципе мотив  достижения связан с продуктивным выполнением  деятельности, а мотив избегания  неудачи — с тревожностью.

Информация о работе Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов