Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».
Изучить особенности учебной мотивации студентов.
3. Проанализировать ход и основные результаты исследования о уровне учебной мотивации у студентов.

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 96.27 Кб (Скачать)

    Полученные  нами результаты исследования показывают, что достаточно велик и 4 уровень мотивации. В каждой из исследуемых групп 4 – 5 человек выбрали именно этот вариант в анкете. Они, в отличие от тех, у кого присутствует мотивация 3 уровня, неохотно посещают колледж, предпочитая пропускать занятия. Такие ребята обычно испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. На фоне этого у них может сформироваться и низший, 5 уровень мотивации, то есть, когда у ребёнка уже присутствует учебная дезадаптация. Часто у детей с 5 уровнем мотивации наблюдаются нервно – психические нарушения.

    Так же было проведено анкетирование, определяющее доминирующие мотивы учения. Ученикам напротив наименований мотивов учения надо было поставить баллы по степени значимости от 1 до 5 (Приложение 2) 

    После систематизирования и анализа полученных данных можно составить графическое  изображение полученных в результате исследований показателей.

    

    Проанализировав результаты, можно придти к следующим выводам:

    1)мотивы самоопределения и самосовершенствования являются доминирующими мотивами учения у большинства учеников (62%);

    2)на втором месте - мотивы отношения к процессу учения (14%);

    3)на третьем месте – мотив долга и ответственности (11%);

    4)на четвертом – мотив собственного благополучия (9%);

    5)на  пятом– мотив содержания учебной деятельности (4%).

    Вывод: Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в колледже и группе: включенность студента в разные виды деятельности, отношения сотрудничества преподавателя и студента, помощь преподавателя в виде советов, направляющих самого студента на правильный путь решения, привлечение студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у студентов; эмоциональность речи преподавателя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование учебных знаний в будущей жизни; умелое применение преподавателя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включении естудентов в совместную учебную деятельность. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В настоящее время существует большое  количество теорий мотивации, которые  отражают различные взгляды на такие  феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т  д.

    В нашей стране вопросами мотивации  поведения человека занимались такие  известные ученые психологи как  А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой .

    Изучения  учебной мотивации необходимо для  выявления реального уровня и  возможных перспектив, а также  зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности студента можно рассматривать наравне с когнитивными способностями студента. Иногда менее способный студент, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у студента недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

    Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия студента, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения студентов могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и преподавателей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

    Формирование  мотивации учения студента должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Как правило, учебная деятельность человека побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

    Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей студенческой жизни, имея внутреннюю позицию студента, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на парах интересно». Имея знания, студент получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

    На  данный момент в современных учреждениях образования не достаточно проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Обучение в колледже не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.

    Для более полного изучения мотивации  учащихся школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с  разной успеваемостью и разного  возраста, изучить отношение к  школе учащихся разных классов.

    В заключении хочется отметить, искусство  воспитания все-таки заключается в  создании правильного сочетания  «понимаемых» мотивов и мотивов  «реально действующих» и вместе с  тем в умении вовремя придать  более высокое значение успешному  результату деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников.

    1. Подласый И. П. Педагогика: Новый  курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:  В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

    2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов  А. Б. Формирование мотивации  учения. – М., 1990. – 212 с.

    3. Вилюнас В.К. «Психологические  механизмы мотивации человека.»,М.,1990.  453c

    4. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

    5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические  сочинения. – М., 1962. – Т. 2. –  476 с.

    6. Асеев В.Г. Мотивация поведения  и формирования личности. М., 1976. С. 158. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1.

    Анкета №1

    Фамилия, имя:

    Группа:

    Какое описание из ниже приведённых наиболее точно описывает твоё поведение  в колледже:

    1. Ты стремишься наиболее успешно  выполнять все учебные требования, следуешь всем указаниям преподавателя. Ты ответственный, добросовестный, переживаешь, если что-то не получается.

    2. Успешно справляешься с учёбой, не испытываешь трудностей во  взаимоотношениях с одногруппниками и преподавателями.

    3. достаточно благополучно чувствуешь  себя в колледже, чтобы общаться с друзьями.

    4. Посещаешь колледж неохотно, предпочитаешь пропускать занятия. Часто на парах занимаешься посторонними делами. Испытываешь трудности в учебной деятельности.

    5. Не справляешься с учебной  деятельностью, испытываешь проблемы  в общении с одногруппниками, во взаимоотношениях с преподавателями. Отказываешься следовать тем или иным нормам и правилам поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 2

    Анкета  №2

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
  2. Хочу закончить школу и учиться дальше
  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком
  5. Хочу получать хорошие отметки
  6. Хочу получать одобрение родителей
  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
  8. Хочу быть лучшим учеником в классе
  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
  10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
  11. Мне нравится учиться
  12. Люблю узнавать новое
  13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.

    Мотивы  обучения:

    мотив долга и ответственности –  № 1;

    мотивы  самоопределения и самосовершенствования  – № 2–4;

    мотивы  собственного благополучия – № 5–7;

    мотивы  престижности – № 8–10;

    мотивы  содержания учебной деятельности –  № 11–13;

    мотивы  отношения к процессу учения –  № 14–16.

Информация о работе Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов