Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние театральной деятельности на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР.
Объект исследования - показатели развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - изменение показателей развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе применения театральной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические предпосылки применения театральной деятельности в работе по коррекции развития эмоциональной сферы детей с ОНР,
- исследовать влияние применения театральной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР на показатели развития эмоциональной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности эмоционального развития детей с ОНР
1.2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с ОНР
1.3. Театральная деятельность как средство развития дошкольников
1.4. Цели, задачи и содержание театральной деятельности с детьми дошкольного возраста
2. Исследование влияния театральной деятельности на показатели развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР
2.1. Характеристика объекта, предмета и условий исследования
2.2. План и задачи педагогического исследования
2.3. Методологическая база исследования
2.4. Определение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)
2.5. Коррекция эмоциональной сферы посредством влияния театральной деятельности (формирующий эксперимент)
2.6. Оценка влияния театральной деятельности на процесс коррекции эмоционального развития старших дошкольников с ОНР
Заключение
Библиографический список
Приложение 1. Стимульный материал и критерии оценки эмоционального развития к методике «Сказка»
Приложение 2. Бланк протокола тестирования развития эмоциональной сферы дошкольников
Приложение 3. Сводная таблица результатов исследования
Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: «Литературная викторина»
Приложение 6. Релаксационные техники для дошкольников
Приложение 7. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе первичной диагностики
Приложение 8. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе повторной диагностики
Приложение 9. Игра «Лиса и петушок» (по сказке «Кот, петух и лиса»)
Приложение 10. Игра «Петушок»
Приложение 11. Сценарий театрализованного праздника в старшей группе. Тема: «В гостях у сказки»

Работа содержит 1 файл

Эмоц коррекция в процессе театральной деятельности_нов.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Проводились театрализованные мероприятия в рамках «Вечеров досуга»  с постоянным участием родителей (перспективный  план представлен в Приложении 16). Целями данных вечеров явились:

- создание радостной семейной атмосферы общения,

- развитие коммуникативных способностей, воспитание взаимовыручки и взаимопонимания,

- развитие умения эмоционально  откликаться на музыку, приобщение  к здоровому образу жизни,

-  поощрение активности  родителей в процессе воспитания и обучения детей.

Активное участие родителей  во всех значимых мероприятиях формирующего эксперимента, гармоничное родительско-детское  общение самым благотворным образом сказалось на процессе коррекции развития эмоциональной сферы дошкольников с ОНР -  дети стали более раскрепощенными, появился более широкий арсенал мимических средств, более дружелюбно стали общаться между собой. По отзывам родителей, улучшилось и поведение детей дома, появился интерес к занятиям.

По итогам  проведения формирующего этапа исследования, можно сделать следующие выводы, основанные на наблюдении за детьми в ходе данного этапа исследования:

- принимая во внимание, что ведущим видом деятельности  дошкольников является игра, целесообразно  для детей с ОНР использовать релаксационные техники, построенные на игровых моментах. При этом следует учитывать, что у таких детей отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость (инфантилизм). Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям. Так, при проведении упражнения на развитие мимики, при показывании различных эмоциональных состояний (страха, интереса, сердитости, растерянности, удивления, гнева и усталости) использовались образы сказки  «Три медведя». При помощи пантомимики при драматизации можно показать образы всех героев сказок. Эмоциональные оттенки также вырабатываются при попытке ребенка говорить как один из героев театральной деятельности;

- учитывая тот факт, что детям дошкольного возраста  с ОНР сложно воспринимать  словесные инструкции педагога, целесообразно выполнять комплексы вместе с детьми, осуществляя четкий показ и контроль за качеством движений;

- релаксация должна  осуществляться под руководством  и контролем педагога и психолога.  Занятия с релаксацией проводятся 1 раз в 2 месяца. Упражнения и элементы игр на мышечное и психическое расслабление можно использовать на каждом занятии.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента, основной упор в работе был сделан на те аспекты эмоционального развития, уровень которых у дошкольников исследуемой группы наиболее низок. Было проведено 20 занятий по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), 15 занятий по развитию речи (рассказывание, драматизация, пальчиковый театр), 6 музыкальных и 5 физкультурных занятия, на каждом из которых так или иначе были задействованы различные аспекты театральной деятельности.

2.6. Оценка влияния театральной деятельности на процесс коррекции эмоционального развития старших дошкольников с ОНР

 

По завершении формирующего этапа исследования была проведена повторная диагностика развития эмоциональной сферы дошкольников с ОНР по тем же методикам, что и при проведении первичной диагностики (см. Приложение 8). Это позволит более достоверно выявить произошедшие изменения.

Исследование  эмоциональной сферы дошкольников на этапе повторной диагностики (сводная таблица результатов исследовании представлена в приложении 3) показало, что, так же как и на этапе первичной диагностики, ни один ребенок не показал высокого уровня эмоционально-личностного развития. Однако количество детей, показавших средний уровень эмоционально-личностного развития значительно выросло - если при первичной диагностике только 16,6% детей показало средний уровень, то при проведении повторной диагностики количество дошкольников со средним уровнем  эмоционально-личностного развития достигло 50% (см. Табл. 4). Уменьшилось количество детей с низким уровнем развития эмоционально-личностной сферы. Графически данный результат представлен на рисунке 6.

При проведении дальнейшего анализа, также как и при проведении первичной диагностики, вся выборка была разбита на три подгруппы в зависимости от уровня эмоционально-личностного развития. По данным частотного анализа результатов повторной диагностики (см. Таблица 4) видно, что практически по всем исследуемым показателям произошли позитивные изменения.

 

Рисунок 6

Количество детей, показавших различные уровни эмоционально-личностного  развития при проведении первичной  и повторной диагностики, %

 

 

Таблица 4

Развитие различных  показателей эмоциональной сферы в зависимости от уровня эмоционально-личностного развития детей с ОНР

 

Средний уровень эмоционально-личностного  развития

Уровень эмоционально-личностного  развития ниже среднего

Низкий уровень эмоционально-личностного  развития

Использование невербальных средств

6,17

4,75

4

Эмоциональная выразительность речи

4,17

3,75

2

Понимание эмоциональных состояний

3,67

3,5

3,5


 

Графически  значения показателей представлены на рисунке 7.

Рисунок 7

Выраженность отдельных  показателей развития эмоциональной сферы при проведении первичной и повторной диагностики

 

Лишь по показателю эмоциональная  выразительность речи в группе детей  с низким уровнем эмоционально-личностного  развития изменений не произошло, и  по показателю использования вербальных средств в группе детей со средним уровнем эмоционально-личностного развития произошли изменения в худшую сторону - на 0,33 балла (см. Таблицу 5).  Однако последний факт объясняется тем, что часть детей, показавших при первичной диагностике уровень эмоционально-личностного развития ниже среднего, при проведении повторной диагностики показали уже средний уровень. Соответственно, произошло снижение средних значений в целом по данной подгруппе.

По всем остальным  показателям произошли позитивные изменения. Наибольшие изменения произошли в группе детей с низким уровнем эмоционально-личностного развития по показателю развития невербальных средств при передаче эмоциональных состояний (1 балл в среднем по подгруппе) и по показателю понимания эмоциональных состояний других людей (0,9 балла).

Таблица 5

Изменение показателей  развития эмоциональной сферы 

 

Средний уровень эмоционально-личностного  развития

Уровень эмоционально-личностного  развития ниже среднего

Низкий уровень эмоционально-личностного  развития

Использование невербальных средств

-0,33

0,15

1

Эмоциональная выразительность речи

0,17

0,75

0

Понимание эмоциональных состояний

0,67

0,9

0,9


Значительные изменения  произошли также и в подгруппе  детей с уровнем эмоционально-личностного  развития ниже среднего. Так, по показателю «Понимание эмоциональных состояний других людей» в среднем по подгруппе составили 0,9 балла, по показателю «Эмоциональная выраженность речи» - 0,75 балла, наименьшие изменения в данной подгруппе произошли по показателю «Использование невербальных средств при передаче эмоциональных состояний», они составили 0,15 балла.

Графически данные результаты представлены на рисунке 8.

В среднем по всей выборке  детей старшего дошкольного возраста произошли позитивные изменения  по всем исследуемым показателям - см. Таблицу 6.

Таблица 6

Средние значения показателей  развития эмоциональной сферы детей  с ОНР 

 

Использование невербальных средств 

Эмоциональная выразительность речи

Понимание эмоционального состояния 

Уровень эмоционально-личностного  развития

При проведении первичной диагностики

4,25

2,75

2,67

4,83

При проведении повторной диагностики

5,33

3,67

3,67

6,08


Рисунок 8

Изменения, произошедшие в эмоциональной сфере дошкольников с ОНР, на момент повторной диагностики

 

Наибольшие изменения  произошли по показателю эмоционально-личностного развития - разница в средних значениях первичной и повторной диагностик составила 1,25 балла по всей выборке. По показателю «Использование невербальных средств при передаче эмоциональных состояний» изменения составили 1,08 балла. Показатель понимания эмоционального состояния других людей увеличился на 1 балл. Меньше всего изменился показатель эмоциональной выразительности речи - он увеличился на 0,83 балла. Однако и это очень значительно. Графически данные результаты представлены на рисунке 9.

Рисунок 9

Динамика показателей  развития эмоциональной сферы в  среднем по всей выборке

В целом, по итогам проведения исследования можно заключить, что:

- после проведения  комплекса театрализованных занятий, количество детей старшего дошкольного возраста с ОНР, показавших средний уровень эмоционально-личностного развития значительно выросло,

- уменьшилось  количество детей с низким  уровнем развития эмоционально-личностной  сферы,

- после проведения комплекса театрализованных занятий, произошли позитивные изменения практически по всем исследуемым показателям,

- наибольшие изменения произошли по показателю эмоционально-личностного развития.

Таким образом, показатели развития эмоциональной сферы старших  дошкольников с ОНР изменяются под  влиянием применения комплекса театрализованных занятий в сторону оптимизации. Гипотеза исследования доказана.

Можно сделать вывод о том, что проведенная, в рамках формирующего эксперимента, работа оказалась очень эффективной в плане использования театральной деятельности как средства коррекции эмоциональной сферы дошкольников с ОНР.

 

Заключение

 

Театральная деятельность - наиболее доступный ребенку и  интересный для него способ переработки  и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как  один из ее видов является эффективным средством познавательного и социального развития дошкольника.

Анализ практического  опыта (диагностика и наблюдение) и научно-методической литературы показал, что на сегодняшний день 70% детей  имеют отклонения в эмоциональной, волевой и нравственной сферах. Большинство из этих детей, как правило, практически здоровы, потенциально полноценны, но наблюдаются недостатки семейного воспитания и трудности в обучении и развитии.

В  результате проведенного исследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР были выявлены следующие проблемы: нарушение процесса общения, детские страхи, агрессия в поведении, гиперактивность, повышенный уровень тревожности, заниженность  самооценки, неустойчивость настроения.

Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям. Недостатки эмоционального развития детей проявляются:

- в эмоциональной незрелости; неспособности выбрать поведение,  соответствующее актуальным переживаниям; перестроить свое поведение и изменить качество, интенсивность выражения эмоций, в зависимости от изменившейся ситуации;

- в эмоциональной заторможенности  или эмоциональной подвижности,  часто провоцирующих возникновение  и закрепление черт так называемого  дурного характера – безынициативности, мрачности, подавленности или упрямства, вредности, агрессивности;

- в отсутствии или  обилии страхов, их устойчивости  и необоснованности, что свидетельствует  о ранимости, беззащитности и  уязвимости детей;

- в неадекватности  и бедности выразительного эмоционального реагирования, что в ряде случаев сопровождается отсутствием чувства привязанности, нежности, любви в ответ на аналогичные чувства родителей, воспитателей, сверстников.

Дети с ОНР имеют нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от неё, своеобразно переживают оценки своих действий. Эмоциональная возбудимость, лабильность, частая смена настроений, проявления аффекта не способствуют благоприятному развитию личности ребёнка. Поэтому проблема воспитания и обучения детей этого возраста с ОНР является весьма острой и актуальной, и развитие эмоциональной сферы нужно рассматривать как приоритетную коррекционную задачу.

Информация о работе Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности