Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние театральной деятельности на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР.
Объект исследования - показатели развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - изменение показателей развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе применения театральной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические предпосылки применения театральной деятельности в работе по коррекции развития эмоциональной сферы детей с ОНР,
- исследовать влияние применения театральной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР на показатели развития эмоциональной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности эмоционального развития детей с ОНР
1.2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с ОНР
1.3. Театральная деятельность как средство развития дошкольников
1.4. Цели, задачи и содержание театральной деятельности с детьми дошкольного возраста
2. Исследование влияния театральной деятельности на показатели развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР
2.1. Характеристика объекта, предмета и условий исследования
2.2. План и задачи педагогического исследования
2.3. Методологическая база исследования
2.4. Определение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)
2.5. Коррекция эмоциональной сферы посредством влияния театральной деятельности (формирующий эксперимент)
2.6. Оценка влияния театральной деятельности на процесс коррекции эмоционального развития старших дошкольников с ОНР
Заключение
Библиографический список
Приложение 1. Стимульный материал и критерии оценки эмоционального развития к методике «Сказка»
Приложение 2. Бланк протокола тестирования развития эмоциональной сферы дошкольников
Приложение 3. Сводная таблица результатов исследования
Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: «Литературная викторина»
Приложение 6. Релаксационные техники для дошкольников
Приложение 7. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе первичной диагностики
Приложение 8. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе повторной диагностики
Приложение 9. Игра «Лиса и петушок» (по сказке «Кот, петух и лиса»)
Приложение 10. Игра «Петушок»
Приложение 11. Сценарий театрализованного праздника в старшей группе. Тема: «В гостях у сказки»

Работа содержит 1 файл

Эмоц коррекция в процессе театральной деятельности_нов.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

 

Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

 

Программное содержание:

  1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей.
  2. Учить интонационно-точно повторять песенки из сказки.
  3. Упражнять в словообразовании.

Наглядный материал:

Демонстрационный: игрушки  – зайчик, лиса, медведь, волк, петушок; книга с красочными иллюстрациями.

Раздаточный: листы бумаги с заготовками (2 листа – квадраты, 5- - окружности) по количеству детей.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сколько  у меня игрушек. Кто это? (Зайчик, лиса, медведь и т.д.). Как можно  сказать по-другому? (Зайка, заинька, лисонька, мишенька и т.д.). Как их называют в сказках? (Зайчик-попрыгайчик, заинька-зайчонок-заюшка; лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна, плутовка; петух, Петенька, петушок-золотой гребешок и т.д.)

- Вы уже знаете много  сказок.  В каких сказках нам уже встречались лиса, зайчик, петух, медведь? («Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса»).

- Послушайте еще одну  историю, которая случилась с  этими героями.

Воспитатель выразительно рассказывает сказку. Проводит беседу, используя иллюстрации в книге.

- Как называется сказка? («Заюшкина избушка»)

- Где жили лисичка  и зайчик? (Лисичка в ледяной  избушке, зайчик в лубяной,  деревянной избушке).

- Что случилось с  зайчиком? (он пустил лисичку погостить,  она его и выгнала)

- Кто хотел помочь  зайчику? (Собаки, медведь, петух)

- Как лиса всех пугала? (слова из текста)

- Давайте все вместе  повторим слова лисички:- Как выскочу, Как выпрыгну, Пойдут клочки по закоулочкам!

 

- Скажите, как петушок  грозил лисе?

- Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла лиса с печи!

- Ксюша, повтори, пожалуйста, слова петушка. Максим, Ринат,  Сережа, повторите.

- А теперь, ребята, давайте  нарисуем сказку. Возьмите листочки  бумаги. На них нарисованы два домика. Один – домик зайчика, другой – лисы. Каким фломастером обведем домик лисы? (Он ледяной, обведем его голубым, а домик зайца – деревянный – обведем его коричневым).

- Вот плачет зайчик. Дорисуйте к этому кружочку  ушки, и получится зайчик. Молодцы,  ребята. Сережа, какие ушки у зайчика? (Длинные).

- Длинные ушки дорисовываем.

- Идут собаки. Хотят  помочь. У собаки хвост колечком. Дорисуйте ко второму кружочку  хвост колечком.

- Кто потом пришел? (Волк). Идет волк. Волк зубастый. Вот какая пасть с зубами.

- А чтобы получился  петушок, что мы должны нарисовать? (Клюв, гребешок, шпоры)

- Вот и молодцы,  всех героев из сказки нарисовали. А теперь давайте еще раз  поиграем в эту сказку.

Воспитатель распределяет роли и предлагает повторить диалоги  по содержанию сказки.

 

Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: «Литературная викторина»

 

Программное содержание:

  1. Готовить к обучению пересказу, драматизации.
  2. Напомнить детали названия и содержания тех сказок, которые были прочитаны в течение года.
  3. Воспитывать интонационную выразительность речи.
  4. Поупражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числи с суффиксами -ей, -ек.

Материал:

Книги и иллюстрации  к русским народным сказкам, три  кроватки: большая, средняя, маленькая, кукла, маски зверей, настольный театр.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям книги (по одной), предлагает по обложке определить названия сказки («Кот, петух и лиса», «Теремок», «Три медведя»,  «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»).

Далее воспитатель устанавливает  настольный театр «Волк и семеро козлят» и говорит:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла – 

Молока принесла.

- Тая, в какой сказке поется эта песня («Волк и семеро козлят»).

- Дима, а кто пел  эту песенку? (Мама-коза). А каким  голосом она ее пела? Спой, пожалуйста, хорошо.

- Ваня, а кто еще  кроме мамы-козы пел эту песенку  в сказке (Волк)? Каким голосом  он ее пел? Спой.

- Правильно, грубым, толстым. Молодец.

- Ребята, а теперь все  вместе давайте споем песенку,  как ее пела мама-коза. Каким  голосочком мы будем ее петь? (Тоненьким, жалобным).

Воспитатель показывает иллюстрации к сказке «Кот, петух и лиса».

- Ребята, послушайте слова: «Не выглядывай, петушок, из окошечка: придет лиса, утащит тебя в темные леса, за крутые горы»,

- Кто говорит такие  слова петушку (Котик-братик) В  какой сказке? («Кот, петух и лиса»)

- Давайте все вместе  повторим наказ кота: «Не выглядывай, петушок, …, придет …, утащит тебя в …, за крутые …

- Молодцы, хорошо запомнили  наказ кота.

Рассматривают иллюстрации  к сказке «Три медведя».

- Ребята, давайте вспомним, каких предметов в сказке «Три медведя» было много (мисок, ложек, стульев, кроватей, подушек, одеял).

- Ринат, напомни, каких  предметов на столе у медведей  было много (мисок, ложек).

- Катя, а каких предметов  было много в спальне у медведей? (кроватей, подушек, одеял).

- Молодцы, все предметы  запомнили. Давайте еще раз  все вместе повторим. У медведей  было много мисок, ложек, стульев, кроватей, подушек, одеял.

- Давайте поиграем  в сказку «Три медведя». Машей будет Мелкина Ангелина, Мишуткой – Грошев Никита, Настасьей Петровной – Любезнова Юля, Михайло Ивановичем - Бикинеев Ярослав.

- Разбирайте маски  и напомните мне, как рычит Михайло Иванович (громко, грозно, страшно). А как рычит Настасья Петровна? (грозно, чуть тише), Мишутка? (пищит тоненьким голосочком).

- Молодцы, ребята, вы  хорошо знаете русские народные  сказки.

 

Приложение 6. Релаксационные техники для дошкольников

 

Релаксационные  упражнения лучше проводить под  спокойную музыку. Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более  спокойным, уравновешенным, а также  позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате ребёнок  владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

1. Снежная  баба

Из этого  упражнения можно сделать небольшую  игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите снежную бабу.

Итак, «слепили мы во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребёнка изобразить снежную бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замерзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (напрячь плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (сильно напрягает ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу.  Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу, решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (ребёнок свободно опускает голову), потом плечи (расслабляет и опускает плечи), потом руки (мягко опускает руки), потом туловище (ребёнок, как бы оседая, наклоняется вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Ребёнок сначала садится, потом ложится на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекается по земле».

2. Апельсин

Ребенок лежит  на спине, голова чуть набок, руки и  ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).

 «Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

3. Сдвинь камень

Ребёнок лежит  на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступнёй) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.)Затем нога возвращается в исходное положение; «нога тёплая…, мягкая…, отдыхает…». Затем тоже самое проделывается с левой ногой.

4. Черепаха

Упражнение  делается лёжа, лучше на боку или  животе. Попросите ребёнка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на жёлтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря – по желанию ребёнка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая её и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки, ноги, как бы втягивая их под панцирь, 5 – 10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и её шея, ручки, ножки стали тёплыми и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.).

5. Расслабление  в позе морской звезды

Попросите ребёнка  закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда хорошо и безопасно себя чувствует. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает там то, что хочет, от чего он испытывает удовольствие. Продолжительность упражнения 1 – 2 мин. В конце упражнения попросите ребёнка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.

6. Муха

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Пусть ребенок  сядет удобно: руки свободно лежат  на коленях, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представит, что на его лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Задача ребенка, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

7. Лимон

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали «весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. За тем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

8.Сосулька («Мороженое «)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 -2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.

9.Воздушный  шар

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 -2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.

И, наконец, при сильном нервно психическом напряжении вы можете выполнить 20 -30 приседаний либо 15 -20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

10. Мячики

 У каждого  из вас есть свой внутренний  мир, где он может представить  себе все, что захочет. Там  все возможно, даже самые невероятные  вещи, каких не бывает во внешнем  мире. Вы можете летать или  стать невидимкой, быть великаном или карликом. Во внутреннем мире вещи могут изменить свой цвет и форму. Мы можем совершить прогулку в свой внутренний мир. Чем больше вы о нем узнаете, тем легче вам будет жить во внешнем мире.

Закройте  глаза. Если вы делаете это неохотно, тогда закройте их наполовину и снова откройте, когда станет неприятно. Вы сами увидите: пока глаза у вас были закрыты, ничего страшного не произошло.

Теперь откройте глаза и представьте себе, что  в центре комнаты висит маленький  белый мяч. Какое-то время он просто висит в пространстве, а затем начинает медленно подпрыгивать вверх и вниз. Потом мячик подпрыгивает до потолка и касается его. От потолка к полу, касаясь его тоже. От пола к потолку, от потолка к полу. Вниз – вверх, вниз – вверх. Вниз – вверх… Теперь мячей уже два. Вниз – вверх, вниз – вверх.

Когда вы отчетливо  увидите прыгающие вниз вверх  мячики, закройте глаза и представьте  их в этой комнате. Если вам это  неприятно, можете снова открыть  глаза и увидеть прыгающие  мячики открытыми глазами… Вниз – вверх, вниз – вверх…

Информация о работе Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности