Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние театральной деятельности на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР.
Объект исследования - показатели развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - изменение показателей развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе применения театральной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические предпосылки применения театральной деятельности в работе по коррекции развития эмоциональной сферы детей с ОНР,
- исследовать влияние применения театральной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР на показатели развития эмоциональной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности эмоционального развития детей с ОНР
1.2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с ОНР
1.3. Театральная деятельность как средство развития дошкольников
1.4. Цели, задачи и содержание театральной деятельности с детьми дошкольного возраста
2. Исследование влияния театральной деятельности на показатели развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР
2.1. Характеристика объекта, предмета и условий исследования
2.2. План и задачи педагогического исследования
2.3. Методологическая база исследования
2.4. Определение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)
2.5. Коррекция эмоциональной сферы посредством влияния театральной деятельности (формирующий эксперимент)
2.6. Оценка влияния театральной деятельности на процесс коррекции эмоционального развития старших дошкольников с ОНР
Заключение
Библиографический список
Приложение 1. Стимульный материал и критерии оценки эмоционального развития к методике «Сказка»
Приложение 2. Бланк протокола тестирования развития эмоциональной сферы дошкольников
Приложение 3. Сводная таблица результатов исследования
Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: «Литературная викторина»
Приложение 6. Релаксационные техники для дошкольников
Приложение 7. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе первичной диагностики
Приложение 8. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе повторной диагностики
Приложение 9. Игра «Лиса и петушок» (по сказке «Кот, петух и лиса»)
Приложение 10. Игра «Петушок»
Приложение 11. Сценарий театрализованного праздника в старшей группе. Тема: «В гостях у сказки»

Работа содержит 1 файл

Эмоц коррекция в процессе театральной деятельности_нов.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

На основе данных первичной  диагностики была определена система занятий с применением методик театрализованной деятельности, а также разработан практический материал для детей и педагогов, который поможет развивать и корректировать эмоциональную сферу ребенка дошкольника. Данные техники были включены в занятия по физической культуре, музыке, развитию речи.

Проведение повторной  диагностики по завершении применения комплекса занятий с применением методик театрализованной деятельности показало, что:

- ни один ребенок не показал высокого уровня эмоционально-личностного развития,

- количество  детей, показавших средний уровень эмоционально-личностного развития значительно выросло,

- уменьшилось  количество детей с низким  уровнем развития эмоционально-личностной  сферы,

- наибольшие изменения  произошли в группе детей с  низким уровнем эмоционально-личностного  развития по показателю развития невербальных средств при передаче эмоциональных состояний,

- значительные изменения  произошли также и в подгруппе  детей с уровнем эмоционально-личностного  развития ниже среднего,

- в среднем по всей  выборке детей старшего дошкольного возраста с ОНР произошли позитивные изменения по всем исследуемым показателям - наибольшие изменения произошли по показателю эмоционально-личностного развития, меньше всего изменился показатель эмоциональной выразительности речи.

В целом гипотеза о  том, что показатели развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР изменяются под влиянием занятий с применением методик театрализованной деятельности в сторону оптимизации, доказана полностью.   

Для компенсирования  эмоционального недоразвития детей с ОНР, одной профилактики недостаточно. Необходимо развивать механизмы эмоциональной регуляции поведения так же, как и формы интеллектуальной деятельности. При этом необходимо принимать во внимание следующие моменты:

- поскольку ведущим  видом деятельности дошкольников является игра, целесообразно для детей с ОНР использовать занятия с применением методик театрализованной деятельности, построенные на игровых моментах. При этом следует учитывать, что у таких детей отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость (инфантилизм). Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям;

- учитывая тот факт, что детям дошкольного возраста  с ОНР сложно воспринимать словесные инструкции педагога, целесообразно выполнять комплексы вместе с детьми, осуществляя четкий показ и контроль за качеством движений;

- релаксация должна  осуществляться под руководством  и контролем педагога и психолога.  Занятия с релаксацией проводятся 1 раз в 2 месяца. Упражнения и  элементы игр на мышечное и  психическое расслабление можно использовать на каждом занятии.

Таким образом, можно  говорить о том, что гипотеза исследования о том, что использование театральной деятельности в процессе речевого развития является эффективным, подтвердилась.

Библиографический список

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш.и средн. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 400 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
  3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.
  4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
  5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 94с.
  6. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.:  изд. АН СССР, 1955. – 154с.
  7. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова,  
    М.С. Певзнер - М., 1973.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург, 1997.
  9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 111 с.
  10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.
  11. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. И.М. Гилевич. - М., 1997.
  12. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. -М., 2004.
  13. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др..; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1996. – 224 с.
  14. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения// Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – 480 с.
  15. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. - М., 1994.
  16. Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалёв. - М., 1979.
  17. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.
  18. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
  19. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750 с.
  20. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / И. Лубовский. - М., 1989.
  21. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под ред. Хомской Е. Д. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 340 с.
  22. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
  23. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1988. – 157с.
  24. Мамайчук И. И.Психологическая помощь детям с проблемами в разви 
    тии / И. И. Мамайчук. - СПб., 2001.
  25. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. - М., 1997.
  26. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста / Ю. М. Миланич..- Л., 1998.
  27. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников / В. М. Минаева. - М., 1999.
  28. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.
  29. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение,  1974. – 148с.
  30. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.
  31. Семаго Н. Я. Проблемные дети; основы диагностической и коррекционной работы / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. - М., 2000.
  32. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175с.
  33. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – 280с.
  34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - М., 1999.
  35. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
  36. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
  37. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.С.Никольской, Е.Р. Баенской. - М., 1990.
  38. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.

 

Приложение 1. Стимульный материал и критерии оценки эмоционального развития к методике «Сказка»

 

Нормальные  ответы

Настораживающие ответы

Сказка «Птенец»

Цель: выявить степень  зависимости ребенка от одного родителя или от обоих вместе.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький  птенец.

Вдруг налетел сильный  ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз, все оказываются на земле.

Папа летит и садится  на одну ветку, мама - на другую. Что  делать птенцу?

Птенец тоже полетит  и сядет на какую-нибудь ветку.

Полетит к маме, потому что испугался.

Полетит к папе, потому что он сильнее.

Останется на земле. Потому что не умеет летать, но будет  звать на помощь, и мама (папа) прилетит и заберет его.

Не умеет летать, поэтому  останется на земле.

Попытается лететь, но не сумеет.

Умрет во время падения.

Умрет от голода, дождя, холода и т.д.

О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит.

Сказка «Годовщина свадьбы родителей»

Цель: понять, ревнует  ли ребенок своих родителей, т.е. чувствует ли он себя обделенным вниманием  с их стороны из-за проявления ими  чувств друг к другу. Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздничную дату, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок остается в саду один. Что произошло, почему он ушел?

Будет рвать цветы  для мамы.

Пошел немного поиграть.

Со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один.

Ему надоело находиться на празднике.

Ему сделали замечание  за то, что он плохо ест (горбится и т.д.)

Другие ответы о возможной  скуке на празднике так же могут  рассматриваться как нормальные.

Ушел, потому что разозлился.

Хотел остаться один.

Загрустил.

Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти.

Сказка «Ягненок»

Цель: контроль за тем, как  ребенок перенёс отнятие от груди.

Жила - была овца со своим  ягненком. Ягненок был большой и даже ел траву. Вечером мама давала ему немножко молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?

Будет есть больше травки.

Заплачет, а потом станет есть больше травки.

Пойдет к другой овце и попросит у неё молока.

Умрет от голода.

Пойдет к другой овце и больше не вернется к матери.

Не будет больше обращать внимания на маму, потому что она  оставила его без молока.

Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему.

Сказка «Похороны»

Цель: выявить отношение  ребенка к смерти, а это значит к агрессивности, разрушительности и тесно взаимосвязанным чувству  вины и самобичеванию. По улице движется похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме» Кто умер?

Неизвестный человек.

Дедушка/бабушка какого-то ребенка.

Человек, который был  очень болен.

Очень важный человек.

Старик (старушка)

Мальчик (девочка)

Папа одного мальчика.

Мама одного мальчика.

Младший (старший) брат одного мальчика.

Сказка «Страх»

Цель: задать прямой вопрос, искусно замаскированный и имеющий  познавательную цель.

Один мальчик говорит  себе тихонечко: «Как страшно!» Чего он боится?

Вел себя плохо и теперь боится наказания.

Пропустил уроки в  школе, поэтому боится, что мама будет  его ругать.

Боится темноты.

Боится какого-то животного.

Ничего не боится, просто пошутил.

Боится, что его украдут.

Чудовище хочет украсть  его и съесть.

Боится остаться один.

Боится, что какой-нибудь зверь заползет к нему в кровать.

Боится, что придет вор  и ударит его ножом.

Боится, что умрет мама (папа).

Сказка «Слоненок»

Цель: выявить трудности, возникающие у мальчика в связи  с развитием сексуальности, в частности, его отношение к так называемому кастрационному комплексу.

У одного мальчика есть слоненок. Очень приятный, с маленьким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик  видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?

Слоненок в шутку  перекрасился в другой цвет.

Слоненок вырос.

Он ушел, т.к. ему надоело  оставаться все время в закрытой комнате.

Он сломал игрушку  мальчика, который набьет его за это.

У слоненка нет впереди  хобота, т.к. его отрезали.

Слоненок вел себя плохо и у него отвалился хобот.

Хобот ему мешает, и  он не знает, что делать.

Слоненок плачет, т.к. ему плохо, но никто ему не помогает.

Слоненок умер.

Вместо слоненка в  комнате появилось другое животное.

Сказка «Песочный домик»

Цель: Контроль за тем, насколько ребенок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.

Один мальчик построил из песка домик, довольно просторный, чтобы мальчику было играть одному внутри него. Он построил его сам  и гордится этим. Мама мальчика попросила  подарить ей этот домик, т.к. он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?

Немного поиграет, а потом  подарит домик маме.

Прежде чем подарить домик маме, покажет его папе.

Поделит его с мамой.

Отдаст его маме, но иногда будет просить обратно - поиграть.

Захочет оставить себе, так  как домик очень красивый.

Никому его не отдаст.

Поиграет, а потом разрушит его.

Будет жить в домике всю  жизнь.

Почему он должен отдавать домик маме?

Сказка «Прогулка»

Цель: выявление степени  привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Проводится дифференцирование в зависимости от пола ребенка, тестирование должно проводится родителем противоположного пола.

Сказка для мальчика.

Один мальчик идет с мамой погулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось и почему?

Сказка для девочки.

Одна девочка идет с папой в лес погулять, и  они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у мамы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?

У него (нее) довольное  выражение лица, так как они  вернулись домой.

У него (нее) усталое лицо, так как он (она) работал (а).

У него (нее) было сердитое лицо, так как они долго отсутствовали  и он (она) беспокоился (ась) за них.

Пока они отсутствовали, разбилось стекло и т.п.

Он (а) болеет

Он (а) увидел (а), что мальчик (девочка) простудился (ась) во время  прогулки и у него (нее) температура.

Он (а) раздражен (а), так  как тоже хотел (а) пойти на прогулку, но мальчик (девочка) был (а) против.

Он (а) плакал (а), так как  боялся (ась),что они больше не вернутся.

Сказка «Новость»

Цель: выявить у ребенка  чувства неоправданной тревожности или страха, а также наличие невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители даже не подозревают.

Один мальчик возвращается с прогулки, и мама ему говорит: «Наконец-то ты пришел. Я должна сообщить тебе новость». Какую?

К обеду придут гости.

Кто-то позвонил и сообщил  приятную новость.

Мама хочет, чтобы он сел за дела.

Кто-то в семье умер.

Мама хотела отругать мальчика.

Мама хочет что-то запретить.

Мама сердится, так  как мальчик опоздал, и хочет  сказать ему, что больше не выпустит его на улицу и т.п.

«Сказка «Дурной сон»

Цель: контроль за всеми  предыдущими тестами. Необходимо выяснить взаимосвязь ответов по этому  тесту с ответами, полученными  по предыдущим тестам.

Однажды утром один мальчик  резко просыпается и говорит «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Я не знаю.

Приснился страшный фильм.

Приснилось плохое животное.

Приснилось, что он заблудился.

Ему приснилось, что мама (папа) умерла (умер).

Ему приснилось, что он умер.

Ему приснилось, что пришли забрать его.

Ему приснилось, что его  хотели бросить под машину.


 

Приложение 2. Бланк протокола тестирования развития эмоциональной сферы дошкольников

 

1. Изучение особенностей  использования детьми мимики  и пантомимики при демонстрации  заданной эмоции (методика Л.П. Стрелковой)

 

Ф.И. ребенка

веселый

печальный

испуганный

сердитый

удивленный

М

П

М

П

М

П

М

П

М

П

                     

М - мимика, П - пантомимика

 

2. Изучение эмоциональной выразительности речи

 

Ф.И.ребенка

радостно

грустно

испуганно

сердито

удивленно

           
           

 

 

3. Изучение понимания  детьми эмоциональных состояний  людей

 

Ф.И. ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивление

           
           

 

 

4. Эмоционально - личностный  тест «Сказка» (методика Л. Дюсс)

 

Наименование теста

Норма

Патология

Тест 1 «Птенец»

   

Тест 2 «Годовщина свадьбы родителей»

   

Тест 3 «Ягненок»

   

Тест 4 «Похороны»

   

Тест 5 «Страх»

   

Тест 6 «Слоненок»

   

Тест 7 «Песочный домик»

   

Тест 8 «Прогулка»

   

Тест 9 «Новость»

   

Тест 10 «Дурной сон»

   

 

Приложение 3. Сводная  таблица результатов исследования

 

Использование невербальных средств  выражения эмоционального состояния

Эмоциональная выразительность речи

Понимание эмоционального состояния  других людей

Уровень эмоционально-личностного  развития

Первичная диагностика

1

4

3

3

5

2

6

4

3

7

3

6

4

4

6

4

7

4

3

7

5

3

2

3

4

6

4

3

3

5

7

4

2

1

5

8

5

3

2

5

9

2

1

2

3

10

4

3

3

4

11

3

2

2

3

12

3

2

3

4

Среднее по группе

4,25

2,75

2,67

4,83

Повторная диагностика

1

5

4

4

7

2

7

4

3

8

3

7

5

5

7

4

8

5

3

8

5

5

4

4

5

6

5

4

4

7

7

4

4

4

6

8

5

3

3

7

9

4

2

4

4

10

5

3

3

5

11

5

4

4

5

12

4

2

3

4

Среднее по группе

5,33

3,67

3,67

6,08

Информация о работе Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности