Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:29, курсовая работа
Цель исследования: Выявить особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста с синдромом двигательной гиперактивности.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с гиперактивным поведением школа №1 пос. Чишмы, 16 человек, 6 – девочек и 10 – мальчиков в возрасте 7 – 8 лет;
Предмет исследования: интеллектуальный уровень развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Субтест вызвал значительные
затруднения у 6 учащихся (37%). Наиболее
распространённой причиной
Субтест 8 – «последовательные картинки» - характеризует уровень развития невербального мышления, оценивает способности к установлению причинно-следственныхи временных связей, организацию ситуации, планированию, предвидению, а также эмоциональную ориентировку в ситуации.
Таблица №8 Субтест 8 «Последовательные картинки»
| № | Имя/№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | Итого |
| 1 | Кирилл | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
| 2 | Карина | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 |
| 3 | Виктория | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
| 4 | Альбина | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
| 5 | Вадим | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
| 6 | Александр | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
| 7 | Марсель | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
| 8 | Артур | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
| 9 | Анна | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
| 10 | Дарья | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
| 11 | Дмитрий | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
| 12 | Акрам | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
| 13 | Марат | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
| 14 | Руслан | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
| 15 | Айгуль | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
| 16 | Никита | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
| Максимальное
количество баллов 8 (100%)
Норма 6-8 баллов Ниже нормы 3-5 баллов | ||||||
Несмотря на интерес, который
проявили большинство
Субтест 9 – « кубики Кооса» - направлен на исследование таких функций мышления, как анализ и синтез, и оценивает способность анализировать целое через составляющие его части. Успешное выполнение субтеста зависит от степени сформированности пространственного воображения, конструктивного праксиса и зрительно-моторной координации.
Таблица №9 Субтест 9 «Кубики Кооса»
| № | Имя/№ вопроса | 1 | 2 | 3 | Итого |
| 1 | Кирилл | 2 | 2 | 1 | 5 |
| 2 | Карина | 2 | 2 | 1 | 5 |
| 3 | Виктория | 1 | 1 | 1 | 3 |
| 4 | Альбина | 2 | 1 | 2 | 5 |
| 5 | Вадим | 2 | 2 | 1 | 5 |
| 6 | Александр | 2 | 2 | 2 | 6 |
| 7 | Марсель | 2 | 2 | 2 | 6 |
| 8 | Артур | 1 | 2 | 1 | 4 |
| 9 | Анна | 1 | 1 | 1 | 3 |
| 10 | Дарья | 1 | 1 | 2 | 4 |
| 11 | Дмитрий | 2 | 2 | 1 | 5 |
| 12 | Акрам | 2 | 1 | 1 | 4 |
| 13 | Марат | 2 | 2 | 2 | 6 |
| 14 | Руслан | 2 | 1 | 2 | 5 |
| 15 | Айгуль | 2 | 2 | 2 | 6 |
| 16 | Никита | 2 | 2 | 2 | 6 |
| Максимальное
количество баллов 6 (100%)
Норма 5-6 баллов Ниже нормы 3-4 баллов | |||||
Двое испытуемых (12%) получили низкие оценки. Эти дети неправильно складывали фигуры из кубиков не всегда могли самостоятельно скорректировать допущенные ошибки, что свидетельствовало о недостаточной сформированности зрительно-пространственного восприятия и конструктивного праксиса. У остальных испытуемых выполнение задания не вызвало существенных затруднений.
Субтест 10 – «складывание фигур» - характеризует,
как и предыдущий субтест, уровень развития
наглядно-образного мышления, а также
способности к зрительно-пространственному
синтезу на предметном уровне, предвидению
и зрительно-моторную координацию.
Таблица №10 Субтест 10 «Складывание фигур»
| № | Имя/№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | Итого |
| 1 | Кирилл | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 |
| 2 | Карина | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 |
| 3 | Виктория | 3 | 2 | 1 | 1 | 7 |
| 4 | Альбина | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
| 5 | Вадим | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
| 6 | Александр | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 |
| 7 | Марсель | 3 | 2 | 1 | 2 | 8 |
| 8 | Артур | 3 | 3 | 3 | 2 | 11 |
| 9 | Анна | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
| 10 | Дарья | 3 | 2 | 1 | 2 | 8 |
| 11 | Дмитрий | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
| 12 | Акрам | 3 | 2 | 1 | 1 | 7 |
| 13 | Марат | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
| 14 | Руслан | 3 | 3 | 2 | 1 | 9 |
| 15 | Айгуль | 2 | 2 | 3 | 1 | 8 |
| 16 | Никита | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
| Максимальное
количество баллов 12 (100%)
Норма 9-12 баллов Ниже нормы 6-8 баллов | ||||||
Неудачно с этим субтестом справились 6 испытуемых (37%). При этом детьми допускались топологические ошибки (зеркальность, нарушение пространственных взаимоотношений между отдельными частями фигур), которые не корректировались самостоятельно, наблюдалось превышение лимита времени.
Субтест 11 – «кодирование» - выявляет нарушения зрительного восприятия, сенсомоторной координации, внимания и работоспособности.
Таблица №11 Субтест 11 «Кодирование»
| № | Имя/№ вопроса | Итого |
| 1 | Кирилл | 35 |
| 2 | Карина | 29 |
| 3 | Виктория | 25 |
| 4 | Альбина | 27 |
| 5 | Вадим | 34 |
| 6 | Александр | 22 |
| 7 | Марсель | 21 |
| 8 | Артур | 26 |
| 9 | Анна | 22 |
| 10 | Дарья | 18 |
| 11 | Дмитрий | 24 |
| 12 | Акрам | 27 |
| 13 | Марат | 29 |
| 14 | Руслан | 31 |
| 15 | Айгуль | 24 |
| 16 | Никита | 31 |
| Максимальное
количество баллов 40 (100%)
Норма 26-35 баллов Ниже нормы 20-25 баллов | ||
Почти половина испытуемых (7 детей – 43%) плохо справились с выполнением данного задания. Основная причина затруднений – слабость концентрации внимания, из-за которой ребёнок был не в состоянии запомнить соответствующие пары символов, постоянно обращался к образцам их правильного написания. Наблюдались также низкий темп работы и повышенная утомляемость. Свойственная детям с синдромом дефицита внимания с двигательной гиперактивностью импульсивность проявлялась в поспешном, неправильном выборе символов.
Субтест 12 – «лабиринты» - направлен
на оценку аналитико-
Таблица №12 Субтест 12 «Лабиринты»
| № | Имя/№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | Итого |
| 1 | Кирилл | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 |
| 2 | Карина | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 |
| 3 | Виктория | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
| 4 | Альбина | 2 | 1 | 1 | 3 | 7 |
| 5 | Вадим | 2 | 2 | 1 | 3 | 8 |
| 6 | Александр | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
| 7 | Марсель | 2 | 2 | 1 | 3 | 8 |
| 8 | Артур | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
| 9 | Анна | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
| 10 | Дарья | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
| 11 | Дмитрий | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
| 12 | Акрам | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
| 13 | Марат | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
| 14 | Руслан | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
| 15 | Айгуль | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 |
| 16 | Никита | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
| Максимальное
количество баллов 9 (100%)
Норма 6-9 баллов Ниже нормы 4-5 баллов | ||||||