Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Содержание

Введение
Глава 1
Характеристика детского изобразительного творчества.
1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе
Глава 2
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста
2.2Образная выразительность в рисунках детей дошкольного возраста.
2.3 Методика руководства изобразительной деятельностью в подготовительной группе
Выводы по II главе
Глава 3
Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.
3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированости передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.
3.2 Описание системы работы по формированию изобразительных навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)
3.3 Оценка эффективности методики специальной работы по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)
Выводы по III главе
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 224.75 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  Нижегородской области

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального  образования

«Нижегородский педагогический колледж»

 

 

 

 

Тютюникова Екатерина  Сергеевна

Студентка 404 группы

Спец., 0506071 «Дошкольное образование»

Тема:

«Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников»

 

 

 

Научный руководитель:

Преподаватель высшей категории

Ляхова Светлана Алексеевна

 

 

 

 

Нижний Новгород-2011 год.

Оглавление:

Введение

Глава 1

Характеристика детского изобразительного творчества.

1.1Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

1.2Взгляды учёных и исследований на проблемы развития ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.

1.3Требования к подбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по I главе

Глава 2

Влияние изобразительной  деятельности в развитии творческого  воображения детей дошкольного  возраста

2.1Роль творческого воображения в создании выразительного образа детьми дошкольного возраста

2.2Образная выразительность  в рисунках детей дошкольного  возраста.

2.3 Методика руководства  изобразительной деятельностью в подготовительной группе

Выводы по II главе

Глава 3

Экспериментальная работа по организации изобразительной деятельности в подготовительной группе.

3.1 Констатирующий эксперимент  по выявлению уровня сформированости  передачи выразительного образа детьми подготовительной группы.

3.2 Описание системы работы  по формированию изобразительных  навыков у детей подготовительной группы (формирующий эксперимент)

3.3 Оценка эффективности  методики специальной работы  по рисованию по литературным произведениям вподготовительной группе (контрольный эксперимент)

Выводы по III главе

Заключение.

Литература.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Задачи перестройки народного  образования в документах реформы  общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено –  дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная  деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие  возможности для их всестороннего  развития.Проблема отражения детьми старшего дошкольного возраста сюжетов  сказок в рисунках является многоаспектной и актуальной.

 

Актуальность  темы.

 

Художественная литература может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Она доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на слушателей.

Художественная литература располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово– все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие.

Эмоционально пережитая  сказка помогает определить отношение  детей к происходящему, к действующим  лицам и их поступкам, вызывает желание  подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие  потенциальные возможности всестороннего  развития ребенка. Однако эти возможности  могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость  и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным  развитием образной речи, дети более  глубоко проявляют свои чувства  и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.

Известно, что детское  творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как  отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий  художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Происходит игнорирование  специфики изобразительной деятельности. Это проявляется в том, что  ребенок не создает образ, а копирует изображение с заранее подготовленного  педагогом образца; в сознательном ограничении изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком уровне квалификации педагога.

В теории изобразительной  деятельности вопрос о роли средств  художественной выразительности в  создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова)[12;56,] формы (Р. 
Мирошкина)[21;44], композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин)[30;132]. Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи сказки, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.

Исходя из вышесказанного, можно предположить что тема исследования 
“Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников ” актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Объект исследования.

Качество выразительности  детских работ.

Предмет.

Процесс создания выразительности  детских работ под влиянием сказок.

Гипотеза.

Предполагаем, что качество выразительности детских работ  может быть достигнуто под влиянием использовании художественной литературы

 

 

Цель.

 

Изучение и влияние художественной литературы на передачу выразительного образа в рисунках старших дошкольников, применение соответствующей методики и проверка её эффективности на практике.

 

Задачи

 

  1. Изучить педагогическую и психологическую литературу по проблемам детского изобразительного творчества.
  2. Выяснить сущность выразительности, как качество детских работ.
  3. На основе полученных данных разработать комплекс занятий с детьми.
  4. Апробировать  систему работ на практике.

 

Методы исследования.

 

В ходе исследования были применены  следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме  исследования;

- наблюдение за воспитательно-образовательным  процессом в старших группах;

- экспериментальное обучение  и обработка полученных результатов  на основе математических методов  исследования.

Научно-теоретическая основа.

 

Наше исследование построено  на методологической основе деятельностного подхода в психологии А. Н.Леонтьева, Л. С. Выготского, исследований детского изобразительного творчества Г. В. Лабунской, Н. А. Ветлугиной, Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной , Г. С. Комаровой, Е. В.Шорохова, А. Михайловой.

 

Структура исследования.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава 1

Характеристика  детского изобразительного творчества.

1.1Своеобразие изобразительной деятельности

Детское изобразительное  творчество: что под этим следует  понимать?

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном  этапе. Решение ее должно начаться уже  в дошкольном детстве. Наиболее эффективное  средство для этого - изобразительная  деятельность детей в дошкольном учреждении.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные  чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое  главное: создавая изображение, ребенок  приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления  об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности  и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно  их использовать.

Что же представляет собой  изобразительное творчество ребенка  дошкольного возраста? Отечественные  педагоги и психологи рассматривают  творчество как создание человеком  объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая  и наклеивая, ребенок дошкольного  возраста создает для себя субъективно  новое. Общечеловеческой новизны и  ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его  значительна.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без  помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этого опыта  и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с  тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.

Характеризуя мышление ребенка, психологи обычно выделяют стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое. Наглядно-образное опирается  на зрительные представления и их трансформацию как средства решения  мыслительной задачи. Известно, вступление в новую стадию мышления не означает изживания предшествующей его стадии. Оно сохраняется у ребенка, помогает в развитии мышления новой стадии, составляет основу формирования разнообразной  деятельности и способностей. Более  того, специалисты считают - эта форма  мышления необходима не только для  детского творчества, но и для творчества человека любой профессии. Вот почему так важно развивать образное мышление, как и воображение, положительное  эмоциональное отношение, овладение  способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Детский  рисунок содержит духовную культуру содержания произведения. Известно, что  детское творчество – явление  уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий  художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

В теории изобразительной  деятельности вопрос о роли средств  художественной выразительности в  создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова[12;56,]), формы, композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин) [30;132]. Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи сказки, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.

 

 

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника.

В формировании личности ребенка  неоценимое значение имеют разнообразные  виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных  материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям  радость познания, творчества. Испытав  это чувство однажды, малыш будет  стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Информация о работе Влияние художественной литературы на создание выразительного образа в рисунках старших дошкольников