Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.

Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6

1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6

1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6

1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8

1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11

1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15

1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23

Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29

2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой

культуре………………………………………………………………………. 29

2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в

условиях ДОУ……………………………………………………………….…32

2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в

воспитании детей…………………………………………………………...... 36

Заключение………………………………………………………………………….. . 42

Список литературы…………………………………………………………………... 44

Приложения…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике - копия.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

  Так народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

  Весь  уклад жизни народа, опробованный и испытанный веками, дает опыт, огромный педагогический материал, неподдельную радость жизни. Но чтобы народная культура не канула навсегда под натиском современного мира, прививать любовь к ней необходимо с младенчества.

  В настоящее время педагогам предоставляется  возможность творческого подхода к воспитательно-образовательному процессу. И, конечно, на современном этапе невозможно обойти огромный пласт истории народа, его культуру, искусство, традиции, обычаи, обряды, праздники, игры – богатейший и живой материал для работы с детьми. Национальное достояние изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику.

  Для решения задач по воспитанию детей  в народных традициях в детском  саду необходима стройная система мероприятий, помогающих воспитывать настоящий вкус, разбираться в искусстве, отделять пошлое, безвкусное, сиюминутное от настоящего, неподдельного богатства народного опыта. Но важно не проводить эти мероприятия ради «галочки» или моды. Необходимо проводить эту работу, объединяя все звенья в одно целое, предоставляя педагогам возможность осуществлять преемственность в работе с детьми от 2 до 7 лет.

  Работа  по этнокультурному образованию  или знакомству детей с традиционной народной культурой  - это комплексная система обучения и воспитания в детском саду на основе истории, культуры, традиций, игр, обрядовых и календарных праздников, а также народного декоративно-прикладного искусства. Она должна быть направлена на восстановление утраченных связей поколений, воспитание национальной гордости, самосознания, повышение культурного уровня как детей, так и взрослых, как педагогов, так и родителей. В ней должны прослеживаться важнейшие мировоззренческие идеи: взаимосвязь человека и природы, человека и общества, человека и его ближайшего окружения, в частности, - семьи.  

  2.3.Рекомендации  родителям по использованию  народных игр в  воспитании детей 

  Мир ребенка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто – другой. Долгое время  ребенок не владеет в достаточной  мере способами общения и разрешения проблемных ситуаций, предлагаемых ему взрослыми. Он просто к ним не готов. Наиболее полно ребенок выражает свои чувства и переживания через игру. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Однако, неверным было бы представление, что вступающий в игру взрослый опускается на более низкий уровень общения. Скорее наоборот: игра с детьми требует от взрослого пробуждения многих способностей и талантов.

  Говоря  о важности игр в системе отношений  «ребенок – взрослый», нельзя не отметить их личностное значение для самого взрослого. Родители устают и у них  часто скапливаются негативные эмоции, однако, они часто не позволяют в нужный момент дать выход отрицательному эмоциональному заряду или просто отдохнуть. Универсальным средством физического и душевного отдыха, помимо аутотренинга, в этой ситуации может служить игра. В играющем взрослом к жизни пробуждается его собственный внутренний ребенок. А значит – наиболее творческая, активная часть личности, открытая познанию, радостному мировосприятию, интуитивно находящая выход из любых ситуаций и нестандартные ответы на многие вопросы.

       Народные игры — это заклички  к природе, как коллективная  просьба реализации тех или  иных событий, явлений, действий: это диалог с природой как  с матерью, через общую игру  человек находит ответ. С малых  лет он усваивает алгоритм  общественного бытия.

  Аналоги подобных игр можно встретить  у всех народов планеты, что говорит  об общей для землян культуре, в  основе которой — знание законов  природы и разумный диалог с нею.

  Понимание о том, что образ проективен, может оздоровить культуру от фантазий и негативных наслоений.

    «Лапта». 

  Это самая распространенная игра в мире. В этой образной игре развиваются  и реализовываются сильные качества человека, которые находят применение в любой конкретной обстановке, в  экстремальной ситуации: смелость, 
организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, кругозоркость и ловкость, 
быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.

  Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта — круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см. 
На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой  — кон. Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит. 
Горожане начинают игру. «Метала» лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. «Водилы» ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу, 
чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игроки бьющей партии выступают в роли «метал». Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч. Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт, когда мяч забьёт следующий игрок, — тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. 
Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим. 
Правила игры: «Подавалы» не должны переступать черту города. 
Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. 
Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

  Вариант 2. Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков. «Подавала» подбрасывает мяч, «отбивала» отбивает его лаптой. Остальные игроки, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. 
Поймавший мяч на лету, идёт отбивать его, а бывший «отбивала» переходит к ловцам. Если никто не поймал мяч, то его берёт тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его «подавале». Если «подавала» поймает его на лету, 
то становится «отбивалой», а «поддавалой» становится тот, который удачно бросил ему мяч. «Отбивала»  идёт к ловцам.

  Правила игры: «Подавале», ловя брошенный ему мяч, не выбегать за свою черту .  Если он не поймал на лету возвращенный ему мяч, то подаёт его снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из игроков набрал 10 очков, т.е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

    «Снежинки, ветер  и мороз».

  Игра  воспитывает спокойное восприятие холодных качеств природы как  радостных и полезных.

  Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают  в ладоши, приговаривая:

  Ой, летят, летят снежинки,  
     Словно белые пушинки  
     На дороги, на поля.  
     Стала белой вся Земля.

  На  каждое слово делают хлопок то в  свои ладоши, то в ладоши с товарищем. 
Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

  Правила игры: Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». 
В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.

    «Пятнашки» 

  Игра  развивает ловкость, увёртливость, стремление к победе. 
Учит быть честным и оптимистом, сохранять душевное равновесие, развивает чувство юмора. Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой». 
Варианты:  
1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой – то предмет.

2. Зайки. «Пятнашка»  может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности. 
3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга — дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме — за кругом не пятнать.

  «Салки»

  Одна  из популярнейших игр в мире. Она  выводит детей к природе, развивает  координацию движений, глазомер, меткость, способствует тому, что в непринужденной обстановке дети видят способности друзей, учатся друг у друга. 
Ход игры: Все роют ямки–салки по размеру мяча (3–4 см). Игроки встают около салок, а водила выбирает одну на расстоянии 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одного 
из разбегающихся в стороны детей. В кого мяч попал, тот становится водилой. 
Правила игры: Бросать мяч можно только с места и только в ноги игроков.

  «Хоровод  с подснежниками».

  Ладны весенне–летние хороводы, связанные с ладом и любовью на Земле, 
почитаемы народом. Хороводные песни — это заклички сил на труды у  весны, а также дождей и погожих деньков. Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только вежливая просьба и терпение, и эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом. Народная песня «Веснянка»:

Стало ясно Солнышко припекать, припекать, 
Землю словно золотом заливать, заливать.  
Громче стали голуби ворковать, ворковать.  
Журавли — к нам опять, к нам опять. 
А в лесу подснежники расцвели, расцвели —  
Много цвету вешнего у Земли, у Земли. 
Ой, ты, Ясно Солнышко, посвети, посвети! 
Хлеба, Земля–Ладушка, уроди, уроди!

  Описание: Дети танцуют парами плавным хороводным шагом.

  «Кувшинчик».

  Это игра на закличку дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей. 
Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания.

  Ход игры: Избранный водящий берёт  мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о  землю, поёт:

Я кувшинчик  уронила и о пол его разбила. 
Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

  Сразу же по окончании песни водящий  сильно ударяет мяч о землю, а  участник, имя которого было названо  в песне, ловит его.

  Поймавший мяч отходит в сторону, все  остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все  подряд, что ребята говорят:  
Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

  Игрок с мячом поёт:

Я знаю всё подряд, что ребята говорят: 
Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так!

  И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит Главная задача не техническая, а дать возможность душе открыться.

   

    Практически неограниченные возможности игровых методов всегда предполагают оговорку: игра – один из самых стихийных видов деятельности чаще всего она начинается спонтанно, ради себя самой, «для удовольствия», без заранее намеченных и продуманных методических целей.

  Народные  игры показывают, насколько разнообразны возможности скрытые в них.

Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников