Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.

Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6

1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6

1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6

1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8

1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11

1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15

1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23

Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29

2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой

культуре………………………………………………………………………. 29

2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в

условиях ДОУ……………………………………………………………….…32

2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в

воспитании детей…………………………………………………………...... 36

Заключение………………………………………………………………………….. . 42

Список литературы…………………………………………………………………... 44

Приложения…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике - копия.doc

— 282.00 Кб (Скачать)
 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка  в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6

     1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6

    1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6

    1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8

    1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11

    1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15

    1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23

Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29

     2.1.  Народная педагогика игры и её положение в современной игровой  

           культуре………………………………………………………………………. 29

           2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в 

        условиях ДОУ……………………………………………………………….…32

           2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в

           воспитании детей…………………………………………………………...... 36

Заключение………………………………………………………………………….. . 42

Список  литературы…………………………………………………………………... 44

Приложения………………………………………………………………………….. 46 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Народная  педагогика игры представляет собой  самостоятельную и неотъемлемую часть народной педагогики и педагогической культуры в целом, обладающую культурно – исторической и педагогической ценностью и требующую ввиду своей самобытности особого рассмотрения, а также специфических методик практического использования и развития личности.                                                     

  Специфика народной педагогики игры связана с  тем, что она является подсистемой  не только педагогической и народной (этнической) культуры, но еще и чрезвычайно  своеобразной игровой культуры, а через нее  - полноценного творческого развития личности.

   Как и народная педагогика в целом, народная педагогика игры – исконное, но непрерывно развивающиеся явление человеческой культуры,  которое не осталось только в прошлом, но и сейчас живет, приняв, конкретно-историческую форму народной педагогики игры настоящего времени.

     Основное назначение народной педагогики игры социально-педагогическое: обеспечить наилучшее использование для воспитания и развития человека всех потенциальных возможностей, заложенных в национальной игровой культуре – играх, игрушках, относящихся к игре заповедях, обрядах и т.д. Каждый народ веками отбирал и совершенствовал, передавал от поколений к поколениям лучшие игровые формы, чем в первую очередь и отличается народная педагогика игры от «педагогики» обыденной.

   Современная народная педагогика игры – это  прежде всего то, что сохранилось  от прошлого. Остаются любимыми играми детства исконные «Прятки», «Салки», «Лошадки», «Дочки-матери» и т.д.

   На  воспитательном и развивающем значении игры настаивали признанные мыслители разных эпох и народов (Платон, Дж.Локк, З.Фрейд, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, и др.), уже не говоря о педагогах по профессии (Г.Песталоцци, Я.А.Коменский, Е.Славинецкий, К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) Эти выдающиеся люди рассматривали игру широко, включая народные традиционные игры, и по этим свободно и естественно развивающимся игровым формам преимущественно определялась сущность игры в целом.

   Веками  народная педагогика игры была арсеналом всех отобранных длительным опытом игровых средств воспитания. С появлением педагогов – профессионалов стали выделяться и интенсивно разрабатываться узко специализированные средства, требующие особых условий и профессиональной подготовки: игры на иностранных языках, игры на изобретенных счетных устройствах, дидактические игрушки, системы игровых упражнений и конкурсов и т. п. Они ускорили педагогический процесс, но и вызвали противопоставление народным истокам и опыту развития.

   К XIX в. дидактические игры столь развились, что Фребель смог построить на них целую педагогическую систему, получившую широкую популярность. Однако К.Д.Ушинский указал на односторонность его подхода в сравнении со складывающимся в России народно-педагогическим подходом: «Фребель поступил бы, может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые придуманы уже веками /…/. Обратить внимание на эти народные игры /…/, создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».*

   Наверное, время осуществления программного положения отца российской научной педагогики пришло. Ведущим принципом служит для нас соединение традиционных для отечественной педагогики идей – народности воспитания,  целостности процесса воспитания, всестороннего и гармоничного развития личности, признания игры неотъемлемым компонентом детской жизнедеятельности и развития – с актуальными и идеями современной педагогики – гуманизации, общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного образования с достаточным развитием творчески-поисковых направлений и диалогических форм взаимодействия педагогов с воспитанниками.

____________                      

*Ушинский К.Д. Собрание сочинений  Т. 3. – М. – Л., 1948, с.498.

         Отсюда народная педагогика игры рассматривается не только в её                                                                                                               традиционных для прошлого формах, но и в ее современном состоянии. Можно предположить, что народная педагогика игры сохранилась только в памяти о прошлом, а педагогике будущего и настоящего остается собирать и как-то использовать лишь обломки этого прошлого. Однако в любом случае, народная педагогика игры предстает как единство прошлого, настоящего и будущего, где центральным звеном служит настоящее. Изучение функций народной педагогики игры – ее влияние на формирование личности  - соединяется с решением проблем целостного развития личности. Поэтому, нами выбрана тема курсовой работы: «Влияние народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста».

   Таким образом, цель курсовой работы – изучение народной педагогики игры как самостоятельного педагогического процесса.

   В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.

   Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

   Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
  2. Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.

      Методы изучения:

   Анализ  и синтез теоретической литературы по теме.

      Курсовая работа состоит из введения, главы I «Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры», главы II «Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей», заключения, списка литературы, приложения.  

Глава I. Теоретические  основы воспитания ребенка  в развивающем  пространстве народной игры 

1.1. Развитие и становление  народной педагогики  игры 

1.1.2. Этнографический  аспект проблемы

   Если  научная педагогика закреплена письменно, имеет даты, авторов, то народная педагогика создавалась ее «безымянными носителями» и передавалась устно из поколения в поколение с неизбежными при этом потерями. В возможности восстановить ее историю сомневался даже такой энтузиаст, как Г.С.Виноградов. *

   И хотя много сведений о народной педагогике утрачены, часть сохранилась. Историзм не столько в количестве сведений о прошлом, сколько в подходе к ним. Нельзя вырывать факт из исторических условий его существования и изучения, в том числе – условий современной эпохи.

   Будем различать народную педагогику игры прошлого, причем, разных эпох, и современную народную педагогику игры. Выявить развитие можно, выделив лишь его последовательные периоды.

   1-й  – допрофессиональный, или период всеобщности, нерасчлененности народной педагогики, являвшийся тысячи лет единой ведущей формой развития педагогической культуры; характеризуется максимальной слитностью мыслей с практикой, что вынуждает использовать обобщенное понятие педагогической культуры.

   2-й период знаменуем выделением профессиональной педагогики (в широком смысле), в значительной мере противопоставленной народной и стремящейся к особому, господствующему положению в педагогической культуре за счет привилегированного положения своих воспитанников, ускоренного развития средств обучения и особенно в силу письменного

____________        

*Виноградов  Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1926, с 6-8.

 закрепления  и распространения своих достижений.

   3-й период – взаимопроникновение профессиональной и народной педагогики на основе развития педагогической науки, для многих выдающихся представителей которой характерна опора на достижения обеих этих форм педагогической культуры, стремление к ее целостности.  Это способствовало ускорению и параллельности развития обеих ветвей педагогики.

   Правда, в общей игровой культуре не выделялась конкретно народная педагогика игры. Но когда-то и вся игровая культура не вычленялась из общей культуры.

   Отношение к народным играм уже издавна  не было на Руси однозначным. Первый русский летописец-христианин Нестор сетовал на стойкое пристрастие русичей к своим исконным, еще языческим, а потому «бесовским» игрищам. Гонений на народные игры требовали церковный «Стоглав», «Домострой», грамоты царя Алексея Михайловича и т.д. И все же народные игры жили повсеместно, что видно из тех же указов. *

   С пушкинских времен начинается в России осознанное и целенаправленное стремление к познанию народной игры со стороны  уже и образованной части общества, хотя отдельные порывы к этому можно отметить у некоторых выдающихся людей предшествующих эпох ( Владимир Мономах, Епифаний Славинецкий, И.И.Бецкой, Н.Львов, Н.И.Новиков, М.И.Попов, А.Н.Радищев, А.В.Суворов и др.). «Волшебное слово» пушкинской поэзии коснулось детских, юношеских да и взрослых забав. Они заиграли чудесными гранями, лукаво прикрытой мудростью, заманчивой загадкой.

   Целая плеяда современников-писателей, художников, скульпторов подхватила тему игры. В конце своей короткой жизни А.С.Пушкину довелось оказывать поддержку первому русскому специалисту по собиранию народных игр И.П.Сахарову, чьи «Сказания о русских народных играх» появились в 1837 г.

____________  

*История  физической культуры в СССР  с древнейших времен и до конца XVIIIв. Хрестоматия / Сост. А.В. Грачев, М.С. Коган. М. – Л., 1940.  
 

И.П.Сахаров  собрал и описал около 70 наиболее типичных русских традиционных игр. Так, специальное  изучение народных игр в России началось лишь в 30-е годы XIX в. Но за последующие полвека российские исследования народной педагогики игры достигли такого уровня, что Д.К.Ушинский смог смело спорить со знаменитым Фребелем о месте народной игры в воспитании.  

   1.1.2. Педагогический аспект  проблемы

Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников