Влияние СМИ на социализацию студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является социализация студенческой молодежи.
Предмет исследования – влияние СМИ на социализацию студенческой молодежи.
Целью работы является изучение влияния СМИ на студенческую молодежную аудиторию.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристики СМИ.
2. Выявить сущность влияния СМИ на социализацию студенческой молодежи.
3. Обосновать методику исследования влияния СМИ на социализацию студенческой молодежи.
4. Провести анализ полученных данных.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА I.doc

— 3.98 Мб (Скачать)


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

    1. Характеристика средств массовой информации

 

Под средством массовой информации понимают специальные учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам. СМИ – это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации. Отличительные черты СМИ – это публичность, специальное техническое обеспечение, непостоянный объем аудитории, варьирующийся в зависимости от подаваемого материала. СМИ - средство распространения информации, характеризующееся: обращенностью к массовой аудитории и  общедоступностью [25].

Рассмотрим три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение. В печати информация распространяется путём нанесения текста на бумагу при помощи специальных технических средств в типографии. Радио вещает при помощи электромагнитных волн, которые расшифровываются радиоприёмником. Телевидение также распространяет информацию при помощи электромагнитных волн, но к звуку добавляется изображение. Сигнал принимается на телевизор.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем “репертуаром” сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер “извлечения” (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

Во-вторых, можно пользоваться возможностями “отложенного чтения" - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь "при себе" и обращаться к “извлечению" информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.).  При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает  другим СМИ. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других СМИ), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает  в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его "потребителем". Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

Вторым по времени  появления средством массовой информации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Если первоначально  радио было способно транслировать  только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или “цитировать” давно прошедшие передачи, и т.д. [22].

 Характерной особенностью радио является то, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно - музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом “задает рамки” слушательской фантазии).

Однако особенности  радио определяют и некоторые  его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа “сначала новости вкратце”), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно).

К одному из чудес XX столетия по праву причисляется телевидение, которое играет весьма существенную роль в развитии общества – его культуры, информированности. Столь существенная роль телевидения достигнута благодаря прогрессу телевизионной техники и базовых для нее научных и инженерных отраслей.

По-настоящему массовым средством электронной информации телевидение становится в послевоенные годы. В это же время возникла проблема передачи программ от одних центров к другим, разделенных часто большими расстояниями.

Идеи создания глобального  телевизионного вещания ещё более осложняли проблему доставки ТВ сигналов до абонента. Строительство наземных телекоммуникаций огромной протяжённости создавало дополнительные трудности в достижении требуемого качества ТВ сигнала в аналоговой форме из-за многочисленности ретрансляционных участков [22].

Телевидение зарождается  на стыке радио и кино, вобрав в себя положительные особенности  и того и другого. От радио телевидение  вобрало в себя возможность передавать звук в виде электромагнитных волн на расстояния, а от кино – возможность отображать на экране картинку (будь то подвижное изображение, фотография, график, диаграмма или просто печатный текст).

Отдельно стоит выделить ещё два составляющих, относящихся  к средствам массовой информации – это реклама и интернет.

По сравнению с другими СМИ (газеты, журналы, листовки, брошюры и т.д.), информация, находящаяся в глобальной сети является более доступной (поскольку доступ к ней имеет любой человек, подключенный к сети интернет), регулярно обновляемой, не имеет ограничений по объему, сопровождается большим количеством графической информации (фотографии, видеоролики). На страницах сайта могут быть размещены интерактивные элементы, позволяющие наладить связь между пользователем и владельцем сайта (гостевые книги, почтовые службы). Отсутствие пространственных границ делает информацию, размещенную в интернет, доступной вне зависимости от местоположения пользователя.

Наиболее распространенными интернет-сервисами являются: хранение данных; передача сообщений и блоков данных; электронная и речевая почта; организация и управление диалогом партнеров; видео-сервис. Все эти сервисы предоставляются службами интернета. Таким образом, интернет является мощным средством массовой информации, позволяющим связывать между собой группы пользователей, вне зависимости от их географического расположения, пола, возраста, семейного положения и других значимых социальных характеристик. Интернет способствует сужению интересов, уходу от реальности,  поглощенности компьютерными играми, социальной изоляцией, ослаблению эмоциональных реакций и другими негативными эффектами [2].

Реклама — информация, распространенная любым способом, в  любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение  внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама - это часть нашей жизни. Она является предметом изучения исследователей во многих областях. Все пытаются провести анализ, каким же образом реклама может так воздействовать на потребителя, чтобы он подвергся внушению, принял на переосмысление стороннюю информацию и как результат. Для современных СМИ реклама - один из основных источников дохода. Однако это обстоятельство имеет один существенный отрицательный момент - чрезмерное использование рекламы, внушение мысли о том, что приобретение тех или иных товаров сделает человека более счастливым, более привлекательным или будет способствовать более высокому статусу в обществе, приводит к деформации системы ценностей человека, подменяя стимулы внутреннего, духовного развития стимулами потребления.

Г. Шиллер пишет: «Подобно тому как реклама мешает сосредоточиться  и лишает весомости прерываемую  информацию, новая техника обработки  информации позволяет заполнить  эфир потоками никчемной информации, еще более осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла» [28].

Теперь рассмотрим те функции, которые выполняют (или  должны выполнять) средства массовой информации.

С.Г. Корконосенко выделяет четыре сферы, на которые оказывают непосредственное влияние СМИ: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную. В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли: производственно-экономическую,  регулирующую,  духовно-идеологическую, информационно-коммуникативную. Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам. С.Г. Корконосенко предлагает, далее, субъектный подход к вычленению системы функций СМИ, то есть попытку классифицировать функции на основе потребностей субъектов, “вступающих во взаимодействие с прессой”. Суть данного подхода, согласно автору, “заключается, прежде всего, в признании того факта, что структура функций многогранна и многослойна. На объективные возможности СМИ накладываются субъективные интересы, воля, возможности тех, кто вступает во взаимодействие с прессой” [8].

Л.Н. Федотова выделяет такие  функции СМИ как информирования, воспитания, организации поведения, снятия напряжения, коммуникации [24].

В учебном пособии  «Средства массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я. Н. Засурского [6], выделяются следующие функции СМИ:

- информационную  ( сообщение   о  положение  дел, разного   рода  фактах   и событиях ) ;

 - комментарийно - оценочную (часто   изложение   фактов   сопровождается комментарием  к  ним, их  анализом  и  оценкой ) ;

-  познавательно    -    просветительную    (передовая    многообразную    культурную,  историческую,   научную    информацию,   СМИ    способствуют    пополнению  фонда знаний  своих  читателей, слушателей, зрителей ) ;

- функцию  воздействия  (СМИ   не  случайно  называют   четвертой   властью;   их  влияние  на  взгляды   и   поведения   людей   достаточно   очевидно,   особенно  в  периоды  так   называемых  инверсионных  изменений   общества   или  во  время  проведения  массовых  социально  -  политических   акций,   например  в  ходе  всеобщих   выборов  главы  государства);

- гедонистическую  (речь   здесь   идет   не   просто   о   развлекательной    информации, но  и о  том,  что   любая   информация   воспринимается   с    большим   положительным   эффектом,  когда   сам   способ   ее   передачи    вызывает   чувство   удовольствия,  отвечает    этическим    потребностям    адресата).

Информация о работе Влияние СМИ на социализацию студенческой молодежи