Античная философия

Автор: Алексей Ильюшихин, 02 Ноября 2010 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

1. Классический этап античной философии: Платон. Учение об идеях, утопиях
2. Аристотель: критика теории идеи, метафизика
3. Эллино-римский период (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники)

Содержание

Введение 3
1. Классический этап античной философии: Платон. Учение об идеях, утопиях 5
2. Аристотель: критика теории идеи, метафизика 9
3. Эллино-римский период (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники) 13
Заключение 18
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Контр. раб. (Философия (Античная философия).doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В этом его главное отличие от них, но при этом, он все же считал (в соответствии с общегреческим представлением о человеке), что наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом.

     Принципом свободы воли Эпикур обосновал возможность  независимости человека от общественных связей, его лозунгом было жить незаметно, не по законам общества, а по природе. Популярности Эпикура особенно поспособствовала поэма «О природе вещей» Лукреция Кара (ок. 99 г. – ок. 55 гг. до н. э.), которая излагает взгляды Эпикура в поэтической, доступной форме.

Если  рассматривать стоицизм как философское  направление, то оно

просуществовало с III в. до н. э. до III в. н. э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский (ок. 336-264 гг. до н. .э.), Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон (106-43 гг. до н. э.), Сенека (ок. 5 г. до н. э. – 65 г. н. э.), Марк Аврелий. Если насчет многих нынешний обыватель мог и не слышать, то про Марка Аврелия (121-180 гг. н. э.) - императора, аналогично с Платоном, слышал, наверное, каждый как про выдающуюся личность своего времени.

     Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности – силой своего чувства и выразительностью поэзии, - и это объяснялось изменением социальных условий: подтачивалось достоинство людей и их уверенность, иссякал психологический запас прочности. У них ведущими чертами становится не гордость, достоинство, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

     Физические  воззрения стоиков малооригинальны. Главный вопрос для них состоит  в определении места человека в Космосе. После долгих раздумий они приходят к выводу, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. Судьбу или рок можно ненавидеть, стоик же, скорее, склонен ее любить, получая отдохновение в рамках доступного. Они стремятся обнаружить смысл жизни. Формы и категории Платона и Аристотеля их уже не устраивают, т. к. они не могут усмотреть в них текучесть жизни и ее смысл.

     По  их мнению, суть субъективного есть слово, его смысловое значение (лектон). Лектон – смысл – выше всяких положительных и отрицательных  суждений, речь идет о суждении вообще. Стоики отнюдь не безразличны ко всему  происходящему, наоборот, они относятся ко всему с максимальным вниманием и интересом. Но так как они еще определенным образом понимают мир, закон, то в полном соответствии с ним сохраняют душевное спокойствие.

Можно выделить главные моменты стоической картины мира: 1) Космос - это огненный организм; 2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому;      3) смысл мира и человека – лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому; 4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии (греч. невозмутимости).

     Можно в заключение еще отметить, что  уже ранние стоики выделили ряд глубочайших  философских проблем. Если человек  подвластен различного рода законам, физическим, биологическим, социальным, то в какой мере он свободен? Как ему относиться ко всему тому, что его ограничивает? Такие вопросы задают себе стоики и отвечают на них по своему учению.

     Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности1.

     Постепенно  все большее влияние стали  приобретать отрицавшие возмож-ность что-либо доказать – скептики. Главным аргументом античных скептиков являлось существование разных точек зрения по различным вопросам, а какая из них является истинной, определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений.

     Из  воздерживания от суждений следует  невозмутимость, потому что мы не можем знать, что произойдет в следующий момент. Из известных скептиков выделяется Пиррон (ок. 360 – ок. 280 гг. до н. э.). Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него.

     Другими словами, пройдя круг развития, философия  вернулась к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю», но с  добавлением «я не знаю даже и этого» Скептики замкнули круг, но этот опыт был  не бесполезен, именно в нем зародилась философия.

     Неоплатонизм  – реакционная философия эпохи  упадка Римской империи 

 (3-6 вв. н. э.). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала.

     Наиболее  видным представителем платонизма был  Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую  религиозную философию.

     Неоплатоники  стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу.

     Единое  – это подлинно первосущее, охват  всего в одной точке. Единое как  бы переполнено собой, оно «изливается», образуя Ум, Мировой Ум. Это  изливание», или эманация, не является неким вещественным процессом. Речь  идет о сущностной связи; сущность находится везде, но реализуется через другое. Единое существует посредством Ума. Мировой Ум включает числа и идеи в их системном взаимосвязанном виде, он есть первообраз всех вещей. Эманация Ума приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное, она производит все живое. Все, что движется, образует Космос, низшей формой бытия выступает материя, которая сама по себе не активна и воспринимает возможные формы и смысл.

     Основная  задача человека состоит в том, чтобы  глубоко продумать, прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло – снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа - Ум – Единое соответствует последовательность: чувство – мысль – экстаз.

     Неоплатоники  везде видят гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Понятие «философия» занимает очень важное место в жизни людей. Оно дает возможность для появления мировоззрения людей на мир и на себя самих.

     Античная  философия - совокупность философских учений древнегреческого и древнеримском рабовладельческих обществ, начиная с 7 в. до н. э. вплоть до начала 6 в. н.э. Она состоит из трех периодов: древне-греческого, классического и эллино-римского. В своей контрольной работе, я рассмотрела более подробно два из них, а именно классический и эллино-римский. Особенность античной фило-софии - выстраивание в кристаллизированную форму материализма и идеализма.

      Делая краткий обзор, можно выделить, пять основных идей Платона, из которых только последняя, пятая не выдержала проверки временем: 1) Идея вещи есть смысл вещи; 2) Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи; 3) Идея вещи есть общность составляющих ее особенностей и единичностей; 4) Идея вещи невещественна; 5) Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием. Платон исходил из того, что мир идей есть реальный мир.

     Утопия  Платона заключается в том, что, имея веру в человеческий разум, наивную  убежденность о достаточности правильно  созерцать идеи, уповая на всемогущую силу идеального мира, можно добиться того, что вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главу проектированного им утопического государства он ставил философов, управляющих всем государством.

     Из  недостатков учения Платона можно  выделить рассмотрение теории идеи в  отрыве от всякого их научного назначения, рассмотрение идеи как мифа, но надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

     Ценность учения Платона заключается в создании концепции существования, помимо чувственного мира, мира сверхчувственного; создании всеобщей закономерности вещей. На современную философию он оказал большое влияние как создатель философского направления – идеализма.

      Аристотель  определил направления разработки философского метода на многие века вперед. Он оказал сильное влияние на современную философию, так как он, фактический подвел итог развитию классической древнегреческой философии, создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне. Даже в наше время, критикуя крайности платоновского идеализма, философия опирается на мнения Аристотеля.

     Критика Аристотеля дуализма была направлена в первую очередь против односторонней  вульгаризации и упрощения теории идей Платона. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями.

      Он  изобрел четырехпринципную структура  всякой вещи, понимаемой как организм. Аристотелизм был самой настоящей революцией в отношении платонизма, признававшего существование обособленного мира идей. Также Аристотель был самым глубоким и самым тонким отождествителем формы и материи, соединившим мир идеальных сущностей и вещей, считая все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой – метафизикой.

     Главным для Эпикура было практическое значение философии – прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по вели-чине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм; он ввел понятие спонтанного «отклонения» атома от прямой линии.

     Эпикур  существенно преобразовал систему киренаиков. Он отдал предпочтение наслаждению покоем, считая, что динамические наслаждения несут страдания, а статические удовольствия – состояние равновесия. Он делил желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные, считая их стимулом динамических удовольствий. Эпикур задавался вопросом, а все ли желания следует исполнять. Для него чувства – источник счастья, отказавшись от критерия интенсивности при оценке удовольствия, предпочел в качестве него длительность. Считал, что стремиться надо к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий. Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, но, тем не менее, наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом. Принципом свободы воли Эпикур обосновал возможность независимости человека от общественных связей. Его лозунг был жить незаметно, не по законам общества, а по природе.

     Главные моменты стоической картины мира: 1) Космос – это огненный организм; 2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фата-лизм, судьбоносность; 3) смысл мира и человека – лектон; 4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии. По мнению стоиков, суть субъек-тивного есть слово, его смысловое значение (лектон). Фактически нынешние фата-листы, сами даже того не подозревая, получается, следуют учению стоиков. Ценность учения стоицизма в современной философии состоит в рассмотрении глубочайших философских проблем, таких как свобода человека, ограничение его. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

Информация о работе Античная философия