Эстетическое наследие Хоссе Ортеги-и-Гассет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» — мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 Особенности искусства и эстетические мысли ХХ века…….5
§ 1 Искусство XX века…………………………………………………..5
§ 2 Эстетические концепции XX века…………………………………14
Глава 2 Понятие массовой культуры и
эстетическое наследие Хоссе Ортеги-и-Гассета………………………21
§ 3 Массовая культура…………………………………………………..21
§ 4 Дегуманизация искусства…………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………33

Работа содержит 1 файл

Эстетическое наследие Хоссе Ортеги-и-Гассет.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1 Особенности  искусства и эстетические мысли  ХХ века…….5

§ 1 Искусство  XX века…………………………………………………..5

§ 2 Эстетические концепции XX века…………………………………14

Глава 2 Понятие массовой культуры и

эстетическое  наследие Хоссе Ортеги-и-Гассета………………………21

§ 3 Массовая культура…………………………………………………..21

§ 4 Дегуманизация  искусства…………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………….31

Список использованной литературы……………………………………33

 

Введение

     Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» — мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

   Возникая  в процессе совместной жизни и  деятельности людей, эстетические ценности воплощают значения, связанные с  соразмерностью человеку его окружения  (целесообразность, ритм, мера, симметрия). Между тем, искусство, выступая областью концентрации художественных ценностей, наиболее ярко выявляет в специфической форме содержание жизнедеятельности, демонстрирует эстетические нормы и правила. Так осуществляется ретрансляция эстетического феномена в социокультурную жизнь.

   Актуальность  выбранной темы объясняется тем, что эстетика – это раздел философии  изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты. В XX веке эстетика получает в феноменологии все необходимые средства для своего развертывания и существования в контексте довольно сложной духовной картины

   Объектом  написания данной курсовой работы выступает философия ХХ века, а непосредственным предметом работы является эстетические мировоззрения Хоссе Ортеги-и-Гассета, которые отражены в его труде «Дегуманизация искусства».

   Целью работы является стремление раскрыть и объяснить особенности эстетической концепции в философии ХХ века, а так же подробно изучить эстетическое наследие Ортеги-и-Гассета.

При выполнении этой работы были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть  искусство XX века и его представителей;
  • Определить основные эстетические концепции XX века
  • Дать понятие массовой культуре и выяснить, что в нее входит;
  • Узнать, что означает «Дегуманизация искусства»
 

    

 

Глава 1 Особенности  искусства и эстетические мысли

ХХ века

   § 1 Искусство XX века

   Искусство ХХ века удивительно полно отражает всю сложность происходящих в  этот период культурных процессов. Оно сохраняет традицию великих достижений XIX в., что проявляется в продуктивности  реалистического и романтического методов, на основе которых создаются наиболее значительные произведения столетия.

   В искусстве XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство, не только в развитии охранительских тенденций и в новаторстве, отвергающем художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме. Никак не в меньшей мере действие законов перелома сказывается в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с остротой, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросы о том, что значит, для чего существует и что может искусство. Наконец, с точки зрения классических эпох, создающих совершенные художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде, искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях неудовлетворительным.

   Таким рисуется искусство XX века в восприятии значительной части его современников, испытывающих сомнение в том, что выдвигается искусством в качестве его позитивных ценностей; само же искусство нередко проникается неудовлетворенностью и собой, и окружающей жизнью, возбуждая при этом сомнения по части того - всегда ли удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность действительностью. 1

   Искусство XX века не первая переломная, ''неклассическая" эпоха во всеобщей истории искусств. Местоположение таких переломных этапов между эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля, а в своем коренном, основополагающем значении - Художественная культура целой социально-исторической формации, глубоко закономерно. Роль и тех и других эпох самоочевидна. Они прочно связаны друг с другом в единой цепи историко-художественного процесса, и обсуждение первородства классических или неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначальнее - курица или яйцо.  Изменения, переживаемые в переломные эпохи, обнимают как внутреннюю структуру искусства, так практически и всю сферу его взаимоотношений с окружающим миром, в которой действуют отнюдь не только собственно художественные, стилевые, но и целый комплекс в нестилевых сил. Они могут быть сгруппированы по трем крупным направлениям: идейно-художественная проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности его национального и интернационального характера. Все они глубоко проникают в историю искусства, существуют и действуют в ней во взаимосвязанном виде.

   Ясно, что такие события, как появление новых отраслей художественного творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных школ, развитие международных художественных движений и многое иное, касающееся идейного строя, форм и функций искусства, никак нельзя свести только к эволюции стиля, проходящей своим собственным, относительно самостоятельным порядком. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика названных нами трех аспектов истории искусства и их взаимоотношений.

   Соответственно, исследование каждой из переломных эпох в истории искусства требует  сочетания трех критериев: социально-исторического, национального и интернационального, идейно-художественного. Особую значительность их взаимодействие приобретает в том случае, когда мы обращаемся к эпохе великих перемен в истории человечества - к XX веку.  Исходя из предпосылок, попытаемся в предварительном виде очертить некоторые особенности состояния и развития искусства XX века.

   Итак, генеральное свойство искусства XX века заключается в том, что оно принадлежит эпохе великих переворотов, совершающихся на путях социальной и национальной борьбы, разрешающейся мировыми войнами, революциями, становлением нового общественного строя. В XX веке утверждается и развивается социалистическая художественная культура, первые движения которой вызревают в недрах капиталистического общества м соотносятся с буржуазной культурой. Однако в исторически обозримое время старый мир никуда не исчезает и в свою очередь успешно продолжает свое развитие. В силу этого социально-историческую панораму искусства стран и народов мира образуют в XX веке художественные культуры самых различных типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен, находящихся на уровне родоплеменного строя, и от средневековых по типу художественных культур до разнообразных по своему состоянию художественных школ капиталистических и социалистических стран.

   Социально-историческая типология той или иной культуры определяет основополагающие историко-художественные свойства искусства стран и народов мира, которые вместе с тем существуют на земном шаре одновременно.

   С точки зрения национальной и интернациональной  проблематики искусство XX века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, региональных общностей и международных художественных движений. Их особенности, и динамика самым неотъемлемым образом связаны с социально-исторической типологией искусства и ее развитием. В соответствии с этой типологией к началу XX века в мировом искусстве образовалось несколько крупных региональных общностей, состав которых в своих основных чертах отвечал географическому делению стран света. Таковы искусство стран и народов Европы, а также интенсивно развивавшихся США; искусство стран Латинской Америки; искусство стран Азии и арабского Востока; искусство народов Африки, Океании, ряда других местностей; свою общность образовало искусство, развившееся на колонизованных территориях Канады и Австралии. Общность искусства каждого из этих регионов получила наглядное выражение в уровне развития художественной жизни региона и составляющих его стран, в том значении, которое художественная деятельность обрела в их духовной жизни, а также в той международной роли, которую та или иная национальная школа искусства играла тогда в качестве носителя авторитетных движений в искусстве, опыта художественного обучения, центра, притягивающего к себе художников других стран. 

   Панорама  мирового искусства XX века, рассматриваемая в свете социальной и национальной проблематики, обнаруживает нечто, в высшей степени примечательное. Взаимоотношения образующих ее искусств, различных по социально-исторической типологии и национальному характеру, имеют двоякую природу. Диахронную, отвечающую их местоположению и роли в историческом развитии художественной культуры человечества, и синхронную, поскольку все они связаны друг с другом как современники одной и той же эпохи. То есть совмещенные в одном хронологическом периоде художественные культуры соотносятся друг с другом и как старое и новое, в соответствии со своим историческим генезисом, и как одновременно существующие социальные и национальные художественные силы, взаимодействие и контакты которых происходят на одном поле и сплошь и рядом заключаются в столкновении разных ответов на одни и те же вопросы.

   Очевидно, что в мировом искусстве XX века, как это естественно для художественной культуры переломной эпохи, в которой действуют различные социально-исторические, национальные и международные силы, развитие идет несколькими рядами. Не представляется возможным определить не только некий общий единый стиль мирового искусства в XX веке, но и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так, скажем, фовизм либо кубизм не являются следствием развития реализма рубежа XIX-XX веков или же неореализм конца 40-х годов не проистекает из абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т.д. Более того, ни один из существующих в искусстве XX века даже самых крупных рядов стилевой эволюции не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в целом. За пределами развития реализма также остается немалое число весьма существенных явлений. Каждому из таких рядов развития свойственны свои закономерности. Лишь в совокупности и взаимодействиях все они образуют историю искусства XX века, многорусловое движение которого соединяет в себе диахронные и синхронные начала.

   В предварительном же виде можно отметить разный характер стилевых движений - новых и традиционных, возрастающих и угасающих, локальных и общезначимых, глубоких и поверхностных, строго соответствующих социальным или национальным условиям, в которых они развивались, или формализованных, допускающих наполнение различным социальным содержанием и различную национальную интерпретацию. В отличие от примерно однотипных по структуре, связанных каждое определенным единством идейного и стилевого начал движений в искусстве XIX века-реализма, романтизма, академизма и т. п., -искусство XX века резко распадается на течения, которые формируются на различных основах и отличаются друг от друга природой, составом и объемом своих признаков. Часть этих движений консолидируется по признакам того или иного способа художественной интерпретации мира, часть же объединяется вокруг той или иной социальной или национальной идеи; для одних из этих движений определяющее значение имеет так или иначе, позитивно или негативно понятая задача эстетического познания, для других - функциональная программа и т.д.; иным же присуща взаимосвязь этих аспектов. Как бы то ни было, однако каждое из всех этих движений в свойственной ему форме дает свой ответ на основополагающий вопрос - отношения художественного творчества к социальной действительности.

   Реальная  история искусства XX века показывает также, как одни из художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро исчерпывают себя как, например, кубизм. Другие же - устойчиво существуют на протяжении всех восьми десятилетий XX века, лишь видоизменяясь на тех или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как, например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда возникает то или иное движение, далеко не всегда определяет его место в истории и художественных процессах XX века. Нередко более важную роль играет длительность жизни таких движений, продолжавших свое развитие вслед появившимся позже и. казалось бы, отменявшим их, но кратковременным течениям.2

   В XX веке в цветении таланта находилась целая плеяда художников, по праву называемых гордостью русской литературы и искусства: М. Горький (1868—1936), А. Блок (1880—1921), И. Бунин (1870—1953), молодой В. Маяковский (1893-1930), В. Брюсов (1873-1924), А.Ахматова (1889—1966); живописцы И. Репин, В. Серов, М. Врубель, М. Нестеров; композиторы А. Глазунов, А. Скрябин, С. Рахманинов; новаторский коллектив МХТа во главе с К. С. Станиславскими В. И. Немировичем-Данченко, оперные певцы Ф. Шаляпин, Л. Собинов и др. Одновременно само искусство пережило потрясения, едва ли не самые крупные за все время существования реализма. В 20 в. продолжали работать Л. Толстой и А. Чехов-классики рус. реализма. Плодотворно работали в это время В. Г. Короленко (1853 — 1921), В. Вересаев (1867-1945), А. Куприн (1870—1938), Л. Андреев (1871 — 1919). Однако самый принцип «старого» реализма, когда тенденция должна была сама собой вытекать из положения и действия, подвергся энергичной критике из разных литературных лагерей, требовавших более активного, непосредственного вторжения в жизнь и воздействия на нее. Эту критическую работу начал Л. Толстой, в последние годы жизни, после духовного перелома, призывавший к резвому усилению «учительного», проповеднического начала в литературе.

 

   § 2 Эстетические концепции  XX века

   В конце XX века в европейской философско-эстетической мысли происходят процессы радикального пересмотра классических форм философствования. 3

   Возникая  в процессе совместной жизни и  деятельности людей, эстетические ценности воплощают значения, связанные с  соразмерностью человеку его окружения (целесообразность, ритм, мера, симметрия). Между тем, искусство, выступая областью концентрации художественных ценностей, наиболее ярко выявляет в специфической форме содержание жизнедеятельности, демонстрирует эстетические нормы и правила. Так осуществляется ретрансляция эстетического феномена в социокультурную жизнь.

Информация о работе Эстетическое наследие Хоссе Ортеги-и-Гассет