Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 23 экзаменационных вопроса по философии
25.Георг Давид Фридрих Гегель(1780-1831)
24.КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА(ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ).

Работа содержит 1 файл

философия шпоры.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

    -бог – благо

    - физич процессы и явл

    - отдельные  разряды существ

    - идеи предметов

    - идеи отношений.

    Теория познания Платона бьыла построена на том  что необходимо раскрыть идеи, расставив  душу притомить эти идеи, которые  она до рождения видела.

    Категории души:

    -разум (мудрецы и философы)

    -страсть (воины)

    -вожделение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

11. Философия  Аристотеля как энциклопедическое  учение.

Не называл  свою фил метафиз. Аристотель систематизировал антич знания. Логика – введение в любую науку. Категории:

-род бытия

-форма мысли

-высказывание

Различает: первые сущности, которые обладают самостоятельным  существованием. «нечто неопр но само по себе индивидуальное»;вторые сущности, те к которым, как к видам принадлежат  первые сущности.

Законы формальной логики: закон тождества, закон исключенного противоречия, закон исключенного третьего.

На основе этих учений Аристотель строит учение о  силлогизме. Добродетели: приобретаемые  качества. Им можно научиться. Человек  – политическое животное. Акт(энергия) деятельное осуществление чего либо. Потенция – осуществляющая сила. Основные типы простр-ва и времени:

-субстанциональный  – рассматривает простр-во и  время как самостоятельные сущности, первоначало мира.

-реляционный  – рассматривает сущ-ние материальных  объектов.

      Иерархия  уровней всего сущего:

-Неорганические  образования

-Мира растений  и живых существ

-мир различных  видов животных

-человек

Бог – перводвигатель, абсолютное начало всех начал. Душа не может существовать без тела, но сама не телесна. «Именно душа придает  смысл и цель жизни». Душа различает и познает сущее, но сама «много времени проводит в ошибках». Смерть тела освобождает душу для вечной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Эллинистическая  и римская философия: кинизм  и эпикурейство.

     Эпикуреизм. Представители. Эпикур и Гуреций. (5-6 века нэ)

Прежде всего  ставят вопрос устрояения комфорта личности, в сложных ист условиях. Огнеподобность души – это основа ощущений. У  них на 1-м плане ощущения сообразные с природой. Основной эпический принцип  – удовольствие. Учение которое во главу стави удовольствие это гедонизм. Чуств мир – настоящая реальность. Она изменчива и множественна. Есть предельные формы чувств – чувствительные атомы. Атомы он наделяет самопроизвольностью, «свободной волей». Атомы движутся по кривым, сплетаются и расплетаются. Эпикуреец обладает свободой воли. «Пока мы существуем нет смерти, когда есть смерть нас боле нет». Основные положения:

-все состоит  из атомов, которые могут самопроизвольно  отклонятся от прямолинейных  траекторий

-чел сост  из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольсвтий

-мир чувств  не иллюзорен

-боги безразличны  к чел делам

-для счастоливой  жихзни необходимо отсутвтвие  телесного страдания, невозмутимость  души и дружба.

      Скептицизм. Представители: Пиррон, Секст, Эмпирик.

Отвержение позновательности жизни. Скептик убежден что подлинное  знание не достижимо. Бытие выступает  во всем благообразии своей текучести: Вроде бы и есть что то, но оно  тут же исчезает. Время есть, но его  и нет. «ухватится за него нельзя». Мудрецу  скептику лучше молчать.

Основные положения:

-мир текуч  но у него нет смысла и  определенности.

-всякое утверждение  есть вместе с тем и отрицание.  всякое да есть вместе с  тем и нет, подлинная философия  скептицизма – молчание.

-следуйте миру  явлений. Сохраняйте внутренний покой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Эллинистическая  и римская философия: стоицизм  и неоплатонизм.

     Стоицизм 3-3в донэ нэ. Венон Китийский, Клеанф и Хрисипп.

Считается что тело мира составленно из огня воздуха земли и воды. Душа мира – это огонь и воздух. Огонь считается основным элементом поэтому весь космос и человек – единый огненный организм, со своими законами и текучестью. Стоики стремятся обнаружить смысл жизни и место чел в космосе. Главные положения:

-космос –  огненный организм

-чел существует в рамках косм законов, отсюда его фатализм, судьбоноснть, своеобразная любовь.

-смысл мира  и человека – это лектон, значимость  слова, которое нейтрально как  к псих так и к физ.

-понимание мира  приводит к бесстрастности.

-человек и  люди в целом состовляет единство с космосом.

      Неоплатонизм  – стремились дать фил картину  всего сущего, в том числе космоса  в целом. Существующее устроено иерархически: единое – благо; ум; душа; материя. Единое – подлинно первосущее, хват всего  в одной точке. Единое – благо  достигается лишь в результате сверхразумного экстаза. Единое как бы переполнено собой, изливается образуя мировой ум. Мировой ум включает числа и идеи. В их системном взаимосвязанном виде. Ум есть первообраз всех вещей. Эманация приводит к мировой душе, которая выражает собой все одушевленное. Душа производит все живые существа. Все что движется образует космос. Низшая форма бытия – материя. Сама по себе она не активна, она восприемница форм и смысла. Неоплатоники везде видят гармонию и красоту. За них ответсвенно единое – благо. Даже хаос гармоничен. 

14.Теоцентризм  в средневековой фил.

Философия средних  веков охватывет 5-15 века. Этот период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с проблемой  бога. В этот период утверждалась идея бессмертия души. Подлинная истории я – история взаимоотношений человека и бога. Бог заранее предрешает судьбу мира. Он создатель всего. Принцип креационизма. Чел – это слепое оружее в руках бога. Он лишь выполняет бож волю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15.Спор между  номиналистами и реалистами в средневековой фил.

Эпоха схоластики известна спором реалистов и номиналистов. Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные  предметы, сущ в чувственном мире. Номинализм представлял собой зачатки материализма. Согласно номиналистам общие понятия – только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются наивысшим умом путем абсрагирования некоторых принципов. Реалисты показывали что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и сущ реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существования, независимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы по их мнению представляет лишь форма проявления общих понятий. Универсалии существовали до вещей, это мысли и идеи в бож разуме.

      В споре средневековых реалистов  и номиналистов несколько особняком  держали концептуалисты. Они как  и номиналисты считали что  универсалии сами по себе не существуют.  В то же время они обвиняли номиналистов в сотрясении воздуха. Имелось виду что они считают понятия всего лишь словами, не раскрывая их подлинной природы. Концептуалисты расценивали общие понятия как концепты – доопытные мысленные образование, необходимые для понимания мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16. Патристика. Суть  учнеия и основные предсавители

При все внутренней ценности средневековой философии  в ней четко выделяются этапы  патристики(1-6века) и схоластики(11-15). Патристика это совокупность теолого философских взглядов «отцов церкви», которые взялисб за обоснование христианство, опираясб на античную философию, прежде всего на идеи плтаоны. Августин Блаженный является крупнейшим представителем эпохи патристики.

Этапы:

-аппологетика(2-3 век) сыгравшая важную роль  в оформлении и защите христианского мировоззр. Ее представители наз апологетами. Это название они получили потому что их сочетания нередко носили характер апологий, т.е. сочинений напр на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан.

      Объектом  осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифолог образы и прелставления эмпирич рел сознания частично заимствованные из ближневост рел, и частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых соц и духовных факторов.

-Классическая патристика – систематизированное христианское учение.

-заключительный  период стабилизировавший догматику.

      Аврелий Августин(354-430). Основные идеи.

В мире постоянно  идет борьба между царством бога и  дьявола. Олицетворение царства  бож – христианская церковь. Философия теоцентрична. Бог – высшая сущность. Душа состоит из разума и воли. Бог – абс добро, абс зла нет. Зло – отсутствие добра. Чем дальше человек от бога тем меньше добра. Вера – способ согласного понимания, верю чтобы понимать, понимаю чтобы верить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17. Схоластика  и ее роль в фил средневековья.

Схоластика представляет собой тип философствования при  котором средствами чел разума пытаются ообосн принятые на веру идеи и формулы. Этапы развития: 1-й – ранняя форма(11-12), зрелая форма(12-13), поздняя схоластика(13-14). Главная отл особенность схоластики сост в том, что она сознат рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Фома Аквинский(1226-1274). Философ и теолог. Систематизатор схоластики на базе христ аристотелизма. Сформировал 5 док-в бога:

-перводвигатель

-первопричина

-бог как необходимость

-бог эталон

-первоцель

Утверждал что  прир завершается в благодати. Разум  в вере, фил познания и естественная теорлогия в сверхчувств откровении. Учение Фомы лежит в основе томизма и неотомизма. Бог – бытие. Бытие это бог. Разум может вступать в противоречия  с верой. Отсюда – ошибается разум. И тем не менее разум лучше чем слепая вера. Полагал что истиной обладает теология, но она основывается она философии. Положения Теолог нуждаются в фил обосновании. Цель жизни – служение богу. Обладая волей он сам делает выбор между добром и злом. Этика: Вечное право – совокупность правил, сост бож руководство мира. Естественное право дано всем живым существам.

Чел право –  законы общ-ва и права

18. Антропоцентризм – философия эпохи возрождения.

Внимание возрожденческих  философов направленно на человека. Он становится центром фил интереса. Мыслителей интересует сам человек. Так осуществляется сдвиг в сторону  антропоцентризма.

Появление понимания  человека как творческой личности. В СВ считалось что творчество – прерогатива бога. Теперь считают  что человек подобен богу. Он в  состоянии реализовать себя и  в искусстве и в политике и  в технике. Эстетическое становится доминирующим аспектом философии. Возрожденческое мировоззрении выдвигает на первый план искусство и вместе с тем прекрасное. Главным объектом иск0ва становится чел тело и безмерное любование его красотой.

Гуманизм как  широкое общ движение, складывается в эпоху возрождения. Это воззрение, осн на самоценности чел-ка как личности, его праве на свободу и счастье. В эпоху возрождения было выработано новое фил мировоззр, прежде всего благодаря творч-ву философов, таких как Никола Кузанский, Марсимо, Фичино, да Винчи, Микеланджело, Бруно. Осн принцип философии возрождения – антропоцентризм, который реализуется в  совокупности антропоцентрических, неоплатонических построений. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"