Авторитаризм: сущность и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

В последние годы в учение о формах правления вводятся новые понятия, которые должны дополнить, а впоследствии и заменить господствующую до сих пор классическую триаду: демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Если раньше политические системы, которые трудно было назвать демократиями, относили к авторитарному либо тоталитарному типу, то сегодня все чаще говорится о "делегированных" демократиях, "дефективных" демократиях или "гибридных" системах и, соответственно, режимах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Авторитаризм и его сущность…………………………………………6
1.1. Понятие авторитаризма………………………………………………6
1.2. Признаки авторитарного политического режима ………………..12
1.3. Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма …………15
Глава 2. Специфика авторитаризма…………………………………………...21
2.1. Общее и особенное авторитарных и тоталитарных политических режимов……………………………………………………………………212.2. Структурные особенности авторитарной политической системы...22
2.3. Основные типы авторитарных политических режимов………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Глоссарий………………………………………………………………………...40
Список использованных источников…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

политология к.р..docx

— 64.97 Кб (Скачать)

 

Заключение

Авторитаризм обычно характеризуется  как тип режима, который занимает промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией.

Сущностно значимым при определении  авторитаризма является характер отношений  власти и общества.

Авторитарный режим допускает  ограниченный и контролируемый плюрализм  в политическом мышлении, мнениях  и действиях, мирится с наличием оппозиции.

Авторитарный режим —  государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой  и т.д.) при минимальном участии  народа. Авторитаризм присущ власти и  политике, но основания и степень  его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания авторитаризма могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.

Исторически авторитаризм существовал  в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах (например, античные греческие и  восточные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные абсолютистские режимы и т.д.).

Авторитаризм стал в XIX веке постоянным и важным течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать. К концу века авторитаризм стал рассматриваться как средство мощной национальной и социальной мобилизации  и управления сверху процессом государственного строительства (Г. Трайчке). Испанец  Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства  и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает  дисциплину и устанавливает в  обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают  данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей  диктатуры») в качестве наиболее оптимальной  формы политического обеспечения  перехода отсталых стран к современной  демократии.

Авторитаризм XX века в подобных трактовках стал все чаще принимать  националистический антидемократический  характер, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов. Фашизм довел теорию и практику авторитаризма  до крайних тоталитарных форм.

В послевоенный период появились  новые представления об элитарном  и технократическом авторитаризме, в котором роль авторитарного  правления отводится высшей администрации  государства, обладающей превосходящей  другие уровни политической системы  высокой профессиональной компетенцией. Авторитаризм стал, в конечном счете, формой решения политических проблем (реформ, преобразований, перестроек) сверху, силами власти, и оказался в этом смысле весьма уязвимым и зависимым  от отношения общества к действиям  авторитарной власти, перед выбором: демократизировать режим и получить поддержку народа, либо ужесточить политику и перейти к принуждению и диктату. Более распространенный вариант авторитаризма - режим замедленного развития, устоявшихся иерархических отношений, репрессивного контроля, экономической стагнации.

Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных  переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или  отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип  формирования и отправления власти показывает, что реально правящими  силами в обществе являются небольшие  элитарные группировки, которые  осуществляют власть либо в форме  коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том  числе харизматического, лидера.

В обощенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:

1) сосредоточение власти  в руках одного человека или  группы. Носителем власти может  быть харизматический лидер, монарх  или военная хунта. Как и  при тоталитаризме, общество отчуждено  от власти, отсутствует механизм  ее преемственности. Элита формируется  путем назначения сверху;

2) права и свободы граждан  ограничены главным образом в  политической сфере. Законы преимущественно  на стороне государства, а не  личности;

3) в обществе доминирует  официальная идеология, но проявляется  терпимость по отношению к  другим идейным течениям, лояльным  к правящему режиму;

4) политика монополизируется  властью. Деятельность политических  партий и оппозиции запрещена  или ограничена. Профсоюзы подконтрольны  власти;

5) государственный контроль  не распространяется на неполитические  сферы - экономику, культуру, религию,  частную жизнь;

6) обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

7) осуществляется цензура  над средствами массовой информации, которым разрешается критика  отдельных недостатков государственной  политики при сохранении лояльности  по отношению к системе;

8) власть опирается на  силу, достаточную, чтобы в случае  необходимости принудить население  к повиновению. Массовые репрессии,  как при тоталитаризме, не проводятся;

9) при положительных результатах  деятельности режим может поддерживаться  большинством общества. Меньшинство  борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

10) режиму свойственны  унитарные формы государства  с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств  ограничены.

Популизм является атрибутом  демократического развития общества, но нередко он приводит к созданию авторитарного режима в обществе. Для популизма характерны вера в  возможность простейшего решения  социальных проблем, выражающихся в  пристрастиях к экономическим и  политическим панацеям, вере в то, что  одно или несколько простых мероприятий  могут радикально улучшить всю общественную ситуацию. Политик-популист не думает ни о последствиях, ни о своих возможных действиях в случае прихода к власти. Для него главное - получить как можно больше голосов в данный момент, не заботясь о будущем. Так как настроения толпы переменчивы, популистская политика со стороны выглядит бесцельным метанием из стороны в сторону. На самом же деле здесь точный и тонкий расчет, состоящий в том, чтобы всегда быть в фарватере большинства. Различные меньшинства - политические, религиозные, национальные - популистов не интересуют, т. к. не определяют результаты выборов. Именно поэтому популизм, одержав победу, приводит зачастую к авторитаризму с явными тенденциями на установление тоталитарной диктатуры, потому что самый простой способ борьбы с недовольными - их физическое устранение.

Авторитарный режим можно  рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим  политическими режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жестче, антинароднее, чем демократический.

Самое существенное различие между ними состоит в характере  отношений власти с обществом  и индивидом. Если при авторитаризме  эти отношение дифференцированы и опираются на «ограниченный  плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает  плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стремится  ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Тоталитаризм — это диктатура  государства, а авторитаризм — диктатура  личности или группы. При авторитаризме  роль лидера высока, но в отличие  от тоталитаризма лидер, как правило, не харизматический.

При авторитаризме отсутствует  всепроникающий характер государственного воздействия на общество, тотальное  регулирование общественными процессами, поощряется самостоятельность и  инициатива граждан, государство отказывается от вмешательства в частную жизнь.

Авторитаризм допускает  размежевание и даже поляризацию  сил и интересов в обществе. При тоталитаризме террор носит  массовый характер по отношению к  противникам, а в авторитарном обществе проводится избирательный террор с  целью предотвратить возникновение  оппозиции. При авторитаризме главным  аргументом политической власти является авторитет, а не сила. Для авторитарного  режима характерна необязательность четко  разработанной единой идеологии.

Обобщая и систематизируя исторический опыт функционирования авторитарных систем и режимов, можно выделить наиболее устойчивые структурные особенности  организации этого типа власти. Так, в институциональной сфере авторитаризм отличается, прежде всего, организационным  закреплением власти узкой элитарной  группировки (или лидера). Соперничество  конкурирующих элитарных группировок  за власть, как правило, осуществляется в форме заговоров, путчей, переворотов. Стремление власть предержащих утвердить  свое положение подкрепляется полным доминированием структур исполнительной власти над законодательной и  судебной. Недооценка и игнорирование  представительных органов, означающая разрыв государства с интересами широких социальных слоев, обусловливает  низкий уровень гражданской самодеятельности и слабость горизонтальных связей внутри общества. Такое постоянное усечение механизмов представительства интересов  населения сокращает социальные источники власти и способы ее легитимизации, в конечном счете, предопределяя  и слабость вертикали власти.

Политический плюрализм  в политических системах авторитарного  типа строго дозирован. Множественность  политических сил инициируется властями и не способна вызвать угрозу сложившимся  порядкам.

С нормативной точки зрения авторитаризм отличается постоянным и  преимущественным использованием силовых  методов регулирования социальных и политических конфликтов. Как указывает X. Линц, для этого типа власти характерна четко очерченная компетенция властей и их функций во вполне предсказуемых границах.

В информационно-коммуникативной  сфере для авторитаризма характерен низкий статус идеологических способов удержания и укрепления власти, засилье  односторонних каналов в основном официального информирования общества. На информационном рынке полностью  доминируют проправительственные СМИ, отсутствуют свобода слова, гарантии равной конкуренции. В общественном мнении, в силу осознания широко распространенной коррупции и продажности  властей, складываются мощные настроения пассивности и разочарованности во власти.

Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие  их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.

Особенность партийных режимов  заключается в осуществлении  монопольной власти какой-либо партией  или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это  однопартийные режимы, но к ним  могут быть отнесены и формы правления  аристократических (Марокко, Непал) или  семейных (Гватемала) групп, а также  правление первых лиц государства  с их сплоченными политическими  «командами» (Белоруссия). Обычно такие  режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных условиях в странах Восточной Европы, где  были установлены коммунистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных  случаях режимы этого типа могут  представлять собой и результат  эволюции легитимного режима.

Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные  режимы. Они стали возникать после  Второй мировой войны в развивающихся  странах.

В современное время военные  режимы, как правило, возникают в  результате переворотов, заговоров  и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а  также Греция, Пакистан, Турция. Такие  политические порядки отличаются подавлением  значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью.

Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и  собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство  становится прибежищем сил, которые  используют прерогативы официальных  органов для защиты своих узкогрупповых  интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная  в государственном управлении система  квот, разрешительный порядок регистрации  предприятий, отсутствие контроля за деятельностью  государственных служащих. Наиболее распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является государственное предпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы.

Информация о работе Авторитаризм: сущность и специфика