Возникновение и основные этапы развития политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.

Работа содержит 1 файл

shpory_po_politologii.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

Важнейшими формами рекрутирования  элит  являются  система  гильдий  и антрепренерская (предпринимательская)  система (термины  ввел  американский политолог Б. Рокиэн). Характеристиками системы гильдий являются ограниченный круг претендентов на управленческие должности, большое число институциональных фильтров (формальных критериев), решающее значение мнения вышестоящего руководителя при назначении на  должность.  Неизбежно  порождая кастовость, неоправданные привилегии, низкопробные угодничество и  карьеризм (законченный вариант системы гильдий – это номенклатурная  система в нашем недавнем прошлом), система гильдий, вместе с тем, обеспечивает, при условии

ее эффективного применения, профессионализм, компетентность, ответственность.  Именно  этими  критериями,   помимо   личной   преданности начальству, должен обладать претендент на должность,  требующую  участия  в принятии решений. За рубежом при  формировании  административной  бюрократии (аппарата  исполнительной  власти),  а  также  высшего и среднего  корпуса менеджеров  в частно-корпоративном секторе   экономики   система   гильдий преобладает.

Антрепренерская система – это, прежде всего, система  выборов  органов  самоуправления  и  представительной   власти,   а   также   -   первых   лиц администраций разного уровня, система выборов  в  общественных  организациях разного типа, иногда -  выборы на  низшие  и  средние  должности  в  частном секторе. В этих случаях - круг претендентов  на  выборную  должность  весьма широк,  каналы  попадания  в  этот  круг  многообразны,  одной   из   важных характеристик  претендента  на  выборную  должность  становится  его  личное умение или умение команды его помощников и  советников  создать  пресловутый имидж. Несомненный недостаток анрепренерской  системы  –  это  необходимость сочетания  различных  (а,  нередко,   противоречащих   друг   другу   и   не совмещающихся в одном человеке) качеств у претендента на должность:

* умение «продать себя» как  социально-политический «товар»  ,   с  одной стороны, и качеств, необходимых любому ответственному лицу:

* умение  принять  решение,  работать  с  конкретными   людьми,   а   не «электоратом»,  компетентность и профессионализм,  с другой.

 

Вопрос 43. Рекрутирование современной элиты в России.

 

Проблемы формирования новой элиты являются  едва  ли  не  краеугольным камнем  социально-политической  модернизации  и  формирования   гражданского общества  в  современной  России.  При  всей   противоречивости   переходных процессов,  рядовые  граждане  достойно   восприняли   новые   реалии:   они изыскивают   дополнительные   источники   заработка,  пробуют себя    в предпринимательской деятельности. Именно элита поняла  свободу  как  свободу воровать. Появление большого числа публикаций  авторов,  не  знающих  ни  К. Маркса, ни М. Вебера и объясняющих, что воровство  и  взяточничество  –  это неизбежные синонимы первоначального  накопления  капитала,  отражает  мнение

худшей части номенклатурной элиты, пополненной криминалитетом.

Формирование новой элиты –  это долгий  процесс  выращивания  в  недрах гражданского  общества  новых  ответственных  и  профессиональных   лидеров. «Сейчас ясно, - писал известный московский политолог Г.К. Ашин  в  мае  1993 года, - что для того, чтобы руководить тяжелейшим  процессом  выхода  страны из глубочайшего экономического и социального кризиса,  спасения  и  развития ее культуры, нужны  поистине  незаурядные  люди.  Они  должны  обладать,  по меньшей  мере,  такими   качествами,   как   честность   и   компетентность, благоразумие  и  дальновидность».  Многочисленные  серьезные   социально- политические исследования, а не обывательские выкрики о том,  что  «политика

– это грязное дело», доказывают  явное  несоответствие  нынешней  российской элиты перечисленным  критериям (Г. Ашин, М. Афанасьев, Ш. Ривера, В.  Гельман и др.). Проблемами, наложившимися друг на друга и  ведущими  к  резонансному разрушению социума, стали отсутствие контрэлиты  в  советское  время  и  тот факт, что за десятилетие реформ так  и  не  сложилась  контрэлита.  Практика политической борьбы не способствует формированию демократической элиты.  Тем не менее, перечислим некоторые пути и факторы формирования новой элиты:

* институционализация  и   профессионализация   политического   лидерства, формирования рациональной  бюрократии[7];

* сохранение и развитие ростков  гражданского общества;

* соблюдение закона как органами  и отдельными представителями  власти, так и гражданами, прекращение  проповеди  «богатства  любой   ценой»,  «взяток  и воровства   как  двигателя  модернизации»,   создание   естественной   для цивилизованного  общества   атмосферы   непринятия   норм   и   принципов преступного мира;

* развитие начал плюрализма, демократии,  местного  самоуправления  и   иных форм гражданского и общественного  контроля власти.

Прошедшие  годы  показали  насколько  сложен  и  противоречив  процесс  выращивания ростков гражданского общества и его элиты.

На основе работ посвященных  анализу российской элиты,  можно  выделить четыре основных этапа элитной  трансформации в России[8]:

1. Латентный период (1985 – 1989). Постепенные изменения общественно политического характера создают условия для включения советской элиты ( номенклатуры) в новые для нее виды  деятельности.  Это – период  так называемой  комсомольской экономики,   кооперативного движения,  первых оценок доли  теневого  капитала  в экономической сфере и т. п.

2. Период конверсии (1989 – 1991). Подготовленная номенклатура активно  участвует в  создании  новых   институциональных,   экономических   и политических условий развития страны. Собственно говоря – это время установления новых правил игры. Появление совершенно новых  сфер  – публичной политики и бизнеса – открывает неизвестные  ранее  каналы рекрутирования кадрового  корпуса  элиты.  Именно  на  этот  период приходится  первая  волна  обновления  высших  слоев  и  происходит основное  кадровое  пополнение  «людьми  со  стороны».  Оформляется бизнес-элита.  В продолжение разразившегося экономического кризиса, парализовавшего   страну,    и    как    следствие   внутриэлитной напряженности ,  происходят  события августа   1991г.,    которые повлияли на изменения в старых и новых слоях политической элиты.

3. Период конфронтации (1991 – 1993). В условиях открытого перехода  к рынку,   реформы  государственных   органов  власти  и   интенсивной политической  фрагментации  формируются   главные   ветви   элитной системы:  администрация  президента,   правительство,    парламент, региональные элиты,  бизнес-элита. Главная характеристика  этапа  – жесткая   конфронтация.   Происходит   четкая   поляризация    сил, складывается новая конфигурация элитных группировок.

4. Период стабилизации (1993-начало  1998).  После силового  введения  новых  правил  игры  устанавливается   новый   расклад сил,  не позволяющий   ни  одной  из  фракций   элиты   занять   доминирующее положение. Политический процесс этого этапа определяют две основные тенденции.   Первой   из   них   является   движение   в    сторону «суперпрезидентской» республики. Другая тенденция – стремление к консолидации,  о  чем  свидетельствуют  события  вокруг  выборов  в 1996г.

Нынешнюю  ситуацию,   отличительной  особенностью   которой   является доминирование Президента  при  сохранении  плюралистической  структуры  элитиных отношений,  можно определить,  как неустойчивое равновесие. Приведенная характеристика  процесса  трансформации  российской  элиты свидетельствует  о  том,   что  элитическая  теория  перехода  к  демократии применима для описания российских реалий,  но с некоторыми оговорками.

Во-первых,  опыт нашей страны отчетливо свидетельствует о том,   что результатом элитных    взаимодействий   может   оказаться   не   достижение нормативной демократии,  а ситуационное разрешение внутриэлитного кризиса.

Во-вторых,   при  описании  российских  элит   необходимо   непременно учитывать  соответствующий  институциональный  контекст  при   использовании элитистской теории.

 

Вопрос 44. Содержание и  природа политического лидерства.

 

Полит. лидер (ПЛ) - лидер, ведущий, руководящий. Лидеры бывают формальные и неформальные. Сверхчеловек - человек, кот. игнорирует христианскую мораль. Лидер по Платону - государь. Лидерство - влияние, авторитет, контроль одних над другими. Условия: такое влияние должно быть постоянным, распространено на всю организацию (общества), полит. лидера выделяет главенствующую роль. Лидер является субъектом (по своим особым качествам он становиться во главе движений, наделяется властными полномочиями) и объектом (в решении полит вопросов он всегда испытывает влияние др. политических сил, должен быть готов к компромиссу). Функции ПЛ (по Такеру): 1) диагностическая - ПЛ анализирует, определяет ситуацию, ставит ей диагноз. 2) предписывающая - ПЛ разрабатывает направления действий для решения проблемы. 3) мобилизующая - ПЛ добивается поддержки своего плана, организовывает его выполнение.

 

Вопрос 45. Типология политического  лидерства.

 

Типы ПЛ: 1) Н. Макиавелли: «Все лидеры делятся на лис и львов»: а) лиса - умение избегать капканов, скрывать свои истинные цели, лавировать; б) лев - прямолинейность, силовые методы, основной принцип - уничтожить противника в открытом бою. 2) Авторитарные - наличие у человека безраздельной власти над людьми. 3) Демократическое - учет интересов всех членов организации в их участии в управлении. 4) М. Вебер: а) традиционный - вождь племени, монарх; б) легитимный - президент, премьер-министр, депутат; в) харизматический - божья благодать, появляется, когда страна переживает острый кризис.5) По методам и способам деятельности: а) великий гос. Л - действует на переломном этапе развития общества, руководствуется не личными, а общенациональными интересами (Петр I, А. Линкольн). б) политик-практик - решает повседневные проблемы (Лужков); в) гражданский Л - не занимает государств. пост, но оказывает большое влияние на общество (А.Д. Сахаров); г) Л-демагог - использует любые средства (человеческие слабости, предрассудки) в своих интересах, много обещает. 6) По масштабам: общенацион., Л класса, местный.

 

 

Вопрос 46. Политическое лидерство  в России.

 

В современной политологии нередко выделяют следующие образы лидера: «знаменосец», «служитель», «торговец», «марионетка» и «пожарник». Лидера-знаменосца (В.И.Ленин) отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, способный увлечь массы. Лидер-служитель (Л.И.Брежнев) всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца (В.В.Жириновский, Б.Е.Немцов, Г.А.Явлинский, другие лидеры современных политических партий) характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, привлечь массы к их осуществлению. Лидер-марионетка (К.У.Черненко) зависит от воли и интересов своего ближайшего окружения. Лидер-пожарный (Б.Н.Ельцин) ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, на­сущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни в чистом виде эти образы лидерства не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

В современной России отчетливо  проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления  о лидерстве - институциализация  и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня  проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.

С этим связана вторая тенденция  в развитии лидерства — его  профессионализация. Политическое лидерство  сегодня — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Политик фактически превратился в  специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение  четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

Главная особенность в процессе формирования современного политического  лидерства в России заключается  в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные  политическим лидерам демократических государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они  зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

Стоит отметить, что в странах  Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния, богатством, позволяющим ставить  политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии