Возникновение и основные этапы развития политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.

Работа содержит 1 файл

shpory_po_politologii.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

 

Результатами политики социального  государства являются государство  всеобщего благосостояния, близкого по своим параметрам к европейским  образцам; мощный средний класс; системы  социальной поддержки европейского типа; система образования, отвечающей требованиям и вызовам XXI века; вхождение России в число экономически развитых стран мира.

 

Вопрос 35. Понятие политической культуры и механизм ее формирования.

 

Политическая культура – это  система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную  с политикой. Она выражается в  достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. Результат и мера политической культуры – политический человек, качество политической жизни общества в целом.

Политическая культура включает: ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов; характер участия людей в политике; уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культуру реализации их достижений; оценки политических явлений, политические ориентации людей по отношению к власти, собственной политической позиции и поведения; эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля); образцы политического поведения, стиля, которые определяют как можно и должно поступать; характер и ценности политической социализации; религиозно-политические ориентации и оценки.

 

Вопрос 36. Структура политической культуры.

 

В структуре политической культуры целесообразно выделять познавательные, нравственно-оценочные и поведенческие  элементы.

* Познавательные элементы политической  культуры включают знание и  понимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни.

* Ценностные элементы политической  культуры воплощают: общекультурные  ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; политическую самооценку.

* Поведенческие элементы политической  культуры характеризуют осознанное  участие граждан: в обсуждении  проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.

Каждый структурный элемент  предполагает наличие и использование  общих достижений человечества в  политической сфере жизнедеятельности общества.

В своем реальном движении политическая культура, существует в двух основных деятельных формах: а) в духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, ориентации, установки и символы, проявление чувств в политике; б) в предметно-функциональной (определенные способы, формы, образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, материализующей достижения политологической мысли, характер политического процесса). Обе формы тесно взаимосвязаны, воплощены или воплощаются в политических процессах и политической жизни общества.

 

Вопрос 37. Особенности  политической культуры в современной  России.

 

Целесообразно проанализировать наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из евразийских культурно-цивилизационных приоритетов и особенностей развития России.

* это особое значение государственности,  роли государства как собирателя  земель и народов, их опоры,  основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.

* это особая роль общины и  традиций взаимоустройства, взаимопомощи  и сопереживания, на основе  которых воспроизводятся устойчивые  коллективистские ориентации.

* это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка.

* это особое положение личности  на обширных российских просторах,  традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации.

* вследствие известных исторических  условий развития России в  XX в. левоцентристские партии  и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.

* в различных республиках, краях  и областях Российской Федерации  наблюдаются те или иные социальные  и национальные приоритеты в  политических ориентациях.

* высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.

* возрастает политическая роль  бюрократии и плутократии, распространены  патернализм и клиентилизм в  политических отношениях (стремление  быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привелегий.

* характерно отсутствие цивилизованных  отношений между элитами и  массой, определенный правовой нигилизм  управляющих и управляемых.

Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората.

 

Вопрос 38. Политическая социализация. Неполитические и политические институты социализации.

 

Политическая социализация – процесс  усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике.

Под политической социализацией следует  понимать всю совокупность процессов  становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Это понятие шире, чем политическое воспитание или просвещение, так как включает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политической линии, не только стихийное влияние, но и собственную политическую активность субъекта.

В результате процесса политической социализации индивидуум приобщается  к политической культуре, формирует  свою политическую ориентацию и позицию. Изменения в модели политической культуры также осуществляются посредством политической социализации.

Типы и модели политической социализации: гармонический тип политической социализации характеризуется психологически нормальными отношениями человека с институтами власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям; гегемонистский тип, характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”; плюралистский тип – признание человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и ее поддержке.

 

Вопрос 39. Взаимодействие политики и религии.

 

Традиционные формы переплетения политики и религии, выявившиеся в истории России, основные направления их взаимодействия сводятся к следующему:

1. Воздействие религии на политику  неизменно ощущается прежде всего  в том, что религия как определенная  мировоззренческая система, включающая  обязательные общественно-нравственные установки, влияет на умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.

Разумеется, воздействие это тем  сильнее, чем глубже вера приверженцев данной религии, чем больше их готовность следовать ее нормам в повседневной жизни.

Это наблюдалось на протяжении всей истории, особенно наглядно при бурных социальных и национальных выступлениях. То же имеет место и сегодня.

2. Среди элементов религиозного  комплекса, оказывающих воздействие  на политику, особое место принадлежит конфессиональной организации, деятельности самих священнослужителей. В зависимости от особенностей данной религии это воздействие бывает открытым и всеобъемлющим или преобладающим (например, в ряде мусульманских регионов). Чаще, однако, особенно в регионах с развитыми светскими традициями, руководство религиозных объединений высказывается за неучастие в политической жизни, против вмешательства в политику партий, в государственные дела.

На деле же, как правило, определенную политику осуществляют не только собственно религиозные учреждения, но и примыкающие к ним специфические общественно-политические институты, в первую очередь, различные созданные по конфессиональному признаку движения и структуры.

Формы осуществления политики во многом определяются организационными и догматическими особенностями конфессиональных объединений России. Так, по протестантскому вероучению важнейшим условием спасения души является индивидуальная вера в Иисуса Христа, что ослабляет роль духовенст-ва как особого посредника между Богом и человеком, тем самым ослабляется общественный авторитет духовенства, а стало быть его политические возможности.

3. Взаимодействие политики и  религии осуществляется и путем  использования религии в своих  интересах политическими деятелями различных ориентаций, но в первую очередь, стоящими у власти.

При этом применяются различные  средства:

* предоставление материальных  привилегий,

* определенное давление со стороны  власть имущих,

* апелляция к общим интересам. 

Эта форма переплетения политики и религии имеет в России давнюю традицию, проявлявшуюся и при царизме, и при советской власти.

Следуют ей и современные российские политики. Политические и государственные  деятели стремятся получить (и  нередко получают) благословение  многих своих социально-политических начинаний, обращаются к религии в демонстративных, показных целях, добиваясь подобным образом повышения своего авторитета.

Националистические экстремистские группировки в Центре и на местах, местные элиты в своей борьбе за власть и материальные привилегии нередко прибегают к религии, усугубляя тем самым межнациональную и межконфессиональную напряженность.

Используется авторитет религии  и при военных столкновениях.

Сепаратисты в Чечне и Дагестане  в целях легитимизации и освящения своих действий постоянно взывают к Аллаху, ратуя «за возврат к исламскому обществу в соответствии с учением Корана», введение законов шариата.

Современная российская политическая оппозиция также стремится опираться  на общественно-политический авторитет церкви, открыто провозгласив курс на стратегическое сотрудничество с ней. В Манифесте, принятом в ноябре 1998 г. II съездом Народно-патриотического союза России, сказано: «Возрождающаяся Церковь станет в нашем растерзанном смутой обществе одним из главных гарантов национального единства, защитником народных святынь и традиций, хранителем и проповедником вечных ценностей православной духовности и христианского патриотизма…»

4. Религиозный фактор присутствует  в политике и в тех случаях,  когда в силу конкретных обстоятельств сами верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собст-венных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. При этом используется та же система аргументации, но уже в социальных и политических целях, определяемых политическими установками участников данного движения, задачами, которые они стремятся решить.

Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись широкие народные (социальные и национально-освободительные) движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих ее регионах.

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии