Возникновение и основные этапы развития политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.

Работа содержит 1 файл

shpory_po_politologii.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

* Власть держится преимущественно  на насилии. Вместе с тем  правящая партия прилагает большие  усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жёстким контролем.

* Экономика находится под жёстким  контролем государственных органов.

* Несмотря на жёсткий контроль  государством всех сфер общественной  жизни в обществе развито взяточничество  и коррупция. Люди живут по  нормам двойной морали: “говорим  одно, думаем по-другому”.

* Свойственны унитарные формы  государства с жёсткой централизацией власти.

* Формально права национальных  меньшинств провозглашены, но  на деле значительно ограничены.

 

Вопрос 19. Авторитарный режим  и посткоммунистическая трансформация  политических режимов.

 

Авторитаризм  по своим характерных чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Характерные черты авторитаризма:

Наиболее  влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в её руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

* Политические  права и свободы граждан в  значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне  государства, а не личности. Действует  принцип: “всё, что не разрешено - запрещено”.

* Государство  едва терпит легальную оппозицию  и всемерно старается сузить  возможность для её действия. Зачастую оппозиция ставится  в такие условия, что её деятельность  становится невозможной.

* В стране  может быть несколько партий, но они, скорее всего карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вообще.

* Существует  цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

* Полиция,  армия, спецслужбы выполняют функции  не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти не проводят массовых репрессий.

* В обществе доминирует официальная  идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

* Устойчивая поддержка власти  в обществе, которая основана  не только на насилии, но  и на разделяемой многими официальной  идеологии. Большинство общества  настроено к стране патриотично  и в целом поддерживает правление.  Меньшинство же выступает против  авторитаризма и борется за переход к демократии.

* Гражданское общество может  существовать, но сильно зависит  от государства.

* Обширный государственный сектор  достаточно жёстко регулирует  государством. Многие авторитарные  режимы вполне уживаются со  свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и мало-эффективна.

* При полной регламентации всех  сфер общественной жизни в  обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

* Свойственны унитарные формы  государства с жёсткой централизацией  власти.

* Права национальных меньшинств  существенно урезаются, ограничиваются.

 

Вопрос 20. Признаки демократического политического режима.

 

* Власть разделена на независимые  друг от друга исполнительную, законодательную и судебную власти. Верховный законодательный орган  - парламент. Высшая исполнительная  власть действует в пределах  своих прерогатив . Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

* Граждане обладают большим  объёмом прав и свобод, которые  не только провозглашаются, но  и юридически закреплены за  ними. Закон закрепляет прежде  всего права личности. Главный принцип: “всё, что не запрещено - разрешено”.

* Легальная оппозиция пользуется  всеми политическими правами  и свободами как и находящееся  у власти большинство. В демократическом  обществе оппозиция является  неотъемлемым элементом политического процесса.

* Функционирует многопартийная  система, при которой одна партия  может сменить у власти другую, на законных основаниях в результате  выборов.

* Средства массовой информации  полностью свободны от цензуры  и могут не только критиковать  власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

* Армия и спецслужбы - важные  опоры государства, выполняют  функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

* В обществе отсутствует какая-либо  одна официальная идеология. В условиях плюрализма  многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

* Граждане открыто и свободно  выражают мысли и позиции.  И при всей критике действий  властей большинство общества  сознательно и убеждённо поддерживает  демократические ценности.

* Возможен время от времени  раскол общества на остро противостоящие  друг другу политические силы. Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в то же время тесно сотрудничают с ним.

* Наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

* В демократическом обществе  могут происходить многие негативные  явления, и в то же время  дисциплина основывается на личном  интересе, а не на принуждении  со стороны властей. В демократическом  обществе терпимо относятся к  различным нормам  морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.

* Унитарные и федеративные (конфедеративные)  формы власти. Однако при унитарной  форме государственного устройства  в условиях демократии власть  на местах имеет большие полномочия.

* Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило в полном объёме.

 

Вопрос 21. Президентская, парламентская и смешанная формы  демократического режима.

 

Президентская (дуалистическая) республика представляет собой такую республиканскую  форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной чертой президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.

Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Президентская республика отличается также следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.

Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных  Штатах Америки на основе конституции 1787 года.

Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся  к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение  в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.

В настоящее время президентские  республики существуют в США, Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, Боливии  и др.

Парламентарная республика характеризуется  провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство  несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

В парламентарной республике правительство  формируется только парламентским  путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.

Глава государства в парламентской  республике избирается, как правило, парламентским путем, т. е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает практически никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вето, может быть осуществлено лишь с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В  настоящее время парламентарная республика существует в следующих  странах: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Исландии, Индии, Израиле, Ливане,  Турции и некоторых других.

В практике государственного строительства  зарубежных стран иногда встречаются  такие формы правления, которые  не укладываются в принятую в науке  конституционного (государственного) права классификацию. Речь идет о смешанных формах правления, в которых сочетаются различные элементы, порою крайне противоречивые.

Существуют такие формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентарной, так и президентской республик. Наиболее типичным примеров смешанной республиканской формы правления является V Республика Франции. По конституции Франции 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем президент может распускать национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления  эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной  политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран президент  избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

 

Вопрос 22. Понятие и  классификация групп интересов.

 

Группы интересов (ГИ) - это добровольные объединения граждан, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов во взаимоотношениях с гос-вом и другими политическими институтами. Наличие различных ГИ это первый шаг к формированию партий. Основанием для осуществления могут быть такие потребности: экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические. Функцииции ГИ: 1) Артикулирование - преобразован. эмоций, чувств, ожиданий граждан в опр. полит.. требования. 2) Агрегирование - согласован. частных потребн., установление между ними опр. иерархии и выработка на этой основе общегрупповых целей. Средства реализации этих 2-ух ф-ций: забастовки, лоббирование. 3) Информирование - донесение до органов власти сведений о той или иной проблеме в обществ. жизни. 4) Формирование политических элит, властных структур общества и базы для создания политических партий. Характерные особенности ГИ: 1) Не ставят целью завоеван. политической власти в гос-ве, а отстаив. интересы своих членов, оказывая влияние на властн. структуры. 2) Не ставят целью расширение социальной базы, а ограничиваются защитой частных интересов. Типы ГИ: 1) По характеру происхождения и степени организованности: а) атомические - стихийно возникает и также распадается; б) институциональные - формальные объединения с четко выраженной структурой, функциями и проф.. кадровым аппаратом. 2) По структуре: а) ассоциативные - высокий уровень специализации и организованности, официал. характер создания и добровольность объедининения, наличие устава; б) неассоциативные - после достижения цели распадаются, оказывают слабое влияние на власть. 3) По сферам жизнедеятельности: экономические (союзы промышленников, потребителей), политические (движения за мир), культурные (союз музыкантов, художников), сфера досуга и отдыха, социальные (инвалиды, афганцы).

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии