Возникновение и основные этапы развития политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.

Работа содержит 1 файл

shpory_po_politologii.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

 

Вопрос 23. Происхождение  и классификация партий.

 

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных свальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем, завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Массовые политические партии в  Европе начали формироваться во второй половине XIX в. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированы на осуществление постоянного, длительного и широкого политико-идеологического воздействия на общество, на рекрутацию в свой состав как можно большего числа членов, оперировали значительным арсеналом средств политической деятельности: агитация, пропаганда, политическое просвещение, воспитание и т.п.

Первой массовой политической партией (1861) явилась либеральная партия Англии; в 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия – Всеобщий Германский Рабочий Союз, основанный Лассалем. К концу XIX в. массовые партии (в основном – социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы.

В странах Азии, Африки и Латинской  Америки партии вырастали из национально-освободительных  движений, отличались тесной связью с общинными, племенными и религиозными структурами, нередко являли собой своеобразные партии-фронты. Широкое распространение получили национально-демократические организации и партии.

В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции:

1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы,  партии стремятся определить  стратегии и убедить граждан  в возможности альтернативных  или иных действий.

2. Выражают и агрегируют общественные  интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов.

3. Мобилизуют и социализируют  граждан. Создают долгосрочную  социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ.

4. Формируют правящую элиту,  местные органы власти, вначале  теневой, а затем и реальный  состав правительства, других  центральных органов власти; обеспечивают связи между представительными органами власти и обществом; формируют вместе с другими политическими институтами механизм государственного и общественного управления; обеспечивают стабильность правительственных структур и механизмов.

Классификация партий:

По классовой природе:

* рабочие: социал-демократические,  коммунистические

* буржуазные: мелкобуржуазные, национальной  буржуазии, компрадорской, торгово-ростовщической  буржуазии

* средних слоев: демократические

* крестьянские

* межклассовые: рабоче-крестьянские, интеллигенции, националистические, конфессиональные, трибалистские (племенные)

По средствам политической деятельности:

* преимущественно парламентские

* преимущественно внепарламентского  действия

По отношению к существующему общественному строю:

* революционные

* реформистские

* либеральные

* консервативные

По типу организационной структуры:

* кадровые

* массовые: жестко или гибко  организованные

По месту и роли в политической системе общества:

* доминирующие (правящие или неправящие) или маловлиятельные

* “левые”, центристские, правые

* оппозиционные

По отношению к форме государственного устройства:

* унитаристские

* федералистские

* сепаратистские

По отношению к идеологии:

* жестко идеологизированные: ортодоксальные  или неортодоксальные

* прагматические: классовые или  избирательные.

 

Вопрос 24. Партийные системы. Многопартийная система в России.

 

Системы с единственной партией. Эти  системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они  формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах – партии типа широкого национального фронта.Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных – правящая партия берет на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стрежнем всей политической системы общества. Так, в странах “государственного социализма” правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всей общественной жизнью.

Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве  стран мира. Число партий может  колебаться от 3–4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России).

Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс  агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система в определенной степени “стабилизирует” правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством.

Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием различных факторов, среди которых  можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности также способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может порождать тенденцию к двухпартийности.

Многопартийные системы с господствующей партией. Понятие “господствующая партия” принадлежит М. Дюверже. Им он обозначал действующую в условиях многопартийности партию, которая на протяжении длительного времени имеет явное превосходство над соперничающими организациями и проводит линию на самоотождествление с нацией в целом. Например, Индийский национальный конгресс в 50–70-е гг.

Достоинство данной системы состоит  в том, что она может обеспечить определенную стабильность достаточно продолжительное время. Недостатки – в укреплении внепарламентской оппозиции, отстранении отпредставительства в различных органах власти некоторой части электората.

Партийная система в России прошла три основных этапа в своем  развитии. Первый (1905–1917) – характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. Для второго (1917–1990) – была характерна однопартийность (правительственный блок “большевиков” и левых социалистов-революционеров просуществовал лишь до лета 1918 г. – до “лево-эсеровского заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.

Процесс образования современных  партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989–1990 гг. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991 г. Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС, и вышедшие из ее состава известные политики. В п. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации говорится: “В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность”. В п. 4. Конституции РФ отмечается, что “общественные объединения равны перед законом”.

В конце 90-х гг. Министерством юстиции  Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Функционируют  также небольшие по численности  политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации-однодневки.

 

Вопрос 25. Избирательные системы.

 

Избирательная система – порядок  формирования выборных, прежде всего  представительных, органов власти и  распределения мест в них после  определения результатов голосования. Избирательная система как определенный порядок формирования выборных органов власти базируется на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Последнее обычно закреплено в общем виде в конституции и конкретизируется в избирательных законах. Оно основывается на неотъемлемом праве граждан участвовать в формировании выборных органов государства: активном – праве избирать, праве голоса, дающем возможность участвовать в выборах и референдумах, и пассивном – праве быть избранным. Избирательная система включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, а также организацию и процедуру самих выборов, в том числе и порядок отзыва выборных лиц. Избирательные системы формально основываются на общепринятых принципах всеобщности и равенства, однако при конкретном применении в них вводятся различного рода ограничения (цензы). В современных условиях из многочисленных и распространенных в Новое время цензов (имущественных, образовательных, оседлости, пола) действует в основном возрастной и ценз гражданства. Кроме того, в избирательных законах ряда стран прямо указывается на некоторые группы, которые в силу специфических условий не имеют избирательного права. Выборы – могут быть прямыми или косвенными, т.е. многоступенчатыми, когда депутаты или должностные лица выбираются нижестоящими выборными органами или специально избираемыми коллегиями выборщиков.

Избирательные системы бывают мажоритарными, пропорциональными или смешанными. При мажоритарной системе представительства  избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. Различаются мажоритарные системы абсолютного большинства (Франция, первый тур выборов) и относительного большинства (США, Великобритания, Мексика). Под абсолютным большинством понимается 50%+1 голос; под относительным – превышение числа голосов одного кандидата над числом голосов каждого из его соперников по отдельности. Существует и так называемое квалифицированное большинство – 3/4 от общего числа избирателей. На места кандидатов, не получивших большинства, назначаются перевыборы, как правило, уже на основе относительного большинства, причем в списке остаются только два первых кандидата. При пропорциональной системе представительства распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов. Как правило, при пропорциональной системе избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата. Внутри списка мандаты распределяются по порядку кандидатов (Италия, Россия). В большинстве стран избирательные системы используются либо комбинированно (для второго тура), Либо параллельно (выборы одних органов, например, парламента, по одной системе, местных органов власти – по другой). В России 50% депутатов Государственной Думы (225 человек) избирается по пропорциональной системе (“списки партий и движений”), а другие 50% депутатов (225) – по мажоритарной. Президент России и местные органы власти Российской Федерации избираются по мажоритарной системе представительства.

 

Вопрос 26. Актуальность проблем  национальной политики для современных  государств.

 

Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных  проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического осуществления и регулирования этих процессов, в том числе территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические.

Национальный вопрос не остается неизменным, его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержания реально сложившихся межнациональных отношений. Представляется, что в современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширении, их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов.

Межнациональные конфликты – это  крайнее обострение противоречий между  нациями (народами), возникающих в  ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем.

Речь идет о конфликтах между  целыми этносами и их отдельными представителями. Они могут возникать и действовать  на социально-психологическом и  идеологическом уровнях национально-этнического сознания народов, а также на уровне деятельности национально-государственных институтов законодательной власти.

Наибольшей остроты национальные конфликты достигают именно тогда, когда они происходят на межгосударственном уровне, куда их выводят некоторые политики, преследуя свои цели. Не поняв этих целей, народы дают втянуть себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.

Разумеется, межнациональные конфликты  имеют свои объективные причины, нередко коренящиеся в исторически  сложившихся условиях жизни народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои права. Как бы там ни было, всегда надо исходить из интересов всей нации, всего народа, а не из интересов своекорыстных националистических или шовинистических групп и отдельных личностей. К тому же необходимо стремиться к разрешению межнациональных конфликтов демократическим способом. Свою роль здесь может сыграть и этническая социология, если она поможет обнаружить причины и предотвратить развитие тех или иных межнациональных конфликтов, предложив рациональные способы их разрешения.

Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать  цивилизованными способами межнациональные  конфликты – важный показатель его  гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства. Всестороннее развитие гражданского общества, демократизация политической системы и создание правового государства – важнейшие социальные предпосылки цивилизованного решения национального вопроса в современных условиях.

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии