Возникновение и основные этапы развития политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.

Работа содержит 1 файл

shpory_po_politologii.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

Политическая  система характеризуется рядом  специфических особенностей:

1. Верховенством  политической системы по отношению  к другим общественным сферам. Именно с ее помощью осуществляется  политическая власть в обществе. Принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Основная функция политической системы – мобилизация ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его руководящие социально-классовые силы.

2. Обусловленностью  или зависимостью от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества.

3. Относительной  самостоятельностью. Она также в  определенной степени формализована,  так как отношения в ее рамках  обычно регулируются правовыми  и политическими нормами.

Основные  функции политической системы общества:

* определяет  Цели и задачи общества, вырабатывает  программы его жизнедеятельности;

* мобилизует  ресурсы общества на достижение  поставленных целей;

* интегририрует  все элементы общества вокруг  общих социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и политической культуры;

* управляет  политико-коммуникационными процессами;

* распределяет  ценности в обществе в соответствии  с интересами сохранения данной  системы собственности и власти, осуществляет политическое развитие в соответствии с ее интересами и его основными политико-культурными доминантами;

* контролирует  выполнение законов и правил, пресекает действия, нарушающие  политические нормы.

 

Вопрос 14. Модель политической системы  Д. Истона.

 

По Д.Истону Политическая система - это саморегулирующийся и развивающийся  организм, реагирующий на поступающие  извне импульсы.

У системы есть вход, на который  извне поступают импульсы в форме  требований (конструктивных и деконструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающий среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти её символам. Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определённых процедур.

Выход информации - результат функционирования политической системы - осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоёв и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случая полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда политическая система не имеет достаточно информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-то одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

     Выходные действия  политической системы, по Истону, обусловлены её главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении политических решений, авторитарном распределении и обеспечении принятия их населением. Политическое решение и является формой авторитарного распределения ценностей.

 

Вопрос 15. Модель политической системы Г. Алмонда.

 

Г. Алмонд рассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений, как государственных, так  и негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмечает, что любая  политическая система имеет свою собственную структуру, многофункциональна; все политические системы осуществляют одни и те же функции и смешаны в культурном смысле. Важной особенностью является многофункциональность политической системы.

Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона. Она учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы поступающие не только извне, от народа, но и поступающие от правящей элиты. Правительство, к примеру, решает множество вопросов, имеющие мало общего с интересами и желаниями граждан (Применение насилия в отношении отдельных социальных групп, начало войны).

Выход информации, по Г. Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации  населения, анализа существующих интересов (высказанных и не высказанных, укрупнения (обобщения и интеграции интересов)), политических коммуникаций(связей и взаимосвязей различных политических сил).

Функции выхода информации состоят  из установления правил (законодательная  деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализация правил (придания им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). Таким образом, к важнейшим функциям политической системы относятся изучение ситуации и  учёт её особенностей, а также политическое решение выделенных проблем.

В данной модели основное внимание уделено  множественности различных интересов  внутри самой системы, их столкновению и объединению, учёту этих интересов системой.

 

Вопрос 16. Классификация  политических систем.

 

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном  мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры .

1. Англо-американская система характеризуется  гомогенной (однородной) политической  культурой. Она гомогенная в  том смысле, что политические  цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, чётко выражена, организована и бюрократизирована.

2. Континентально-европейские системы  отличаются фрагментарностью политической  культуры, имеющей в целом общие  корни и общее наследие. Для  них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично  индустриальные политические системы  имеют смешанную политическую  культуру. Трудности коммуникации  и координации, резко расходящиеся  политические ориентации, слабая  степень диверсификации  ролей  всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

4. Политические системы тоталитарного  типа. Тоталитарная политическая  культура создаёт принудительный  тип политической активности. В  ней отсутствуют добровольные  объединения, а политическая коммуникация  контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические системы  мира на пять категорий: 1) либеральные  демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) коммунистические системы с приоритетом равенства  социальных благ и пренебрежением к  либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ как правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в после-военные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

 

Вопрос 17. Понятие и  классификация политических режимов.

 

Политический режим – совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившим отношении государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношёний, состояния политической культуры и сознания.

Научный подход к анализу любой  разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных  критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую  характеристику. Достаточно полное представление  об изучаемом явлении можно получить, назвав:

* социально-политические группы, интересы  которых выражает данный режим;

* методы осуществления политической  власти, избираемые правящими кругами;

* характер участия граждан страны  в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

* соблюдение принципа законности  и защиты прав личности:

* идеологическое оформление властных  отношений.

Наиболее распространено деление  режимов на тоталитарные, автократические  и демократические:

Характерные черты демократических режимов:

* признание народа в качестве  источника власти;

* выборность основных органов  власти и должностных лиц, их  подотчетность избирателям;

* подконтрольность и ответственность  государственных Органов, формируемых  путем назначения, перед выборными учреждениями;

* провозглашение основных демократических  прав и свобод; равенство всех  граждан перед законом; 

* легальное существование плюрализма  в обществе, наличие развитой  двух- или многопартийности;

* государственное, устройство по  принципу “разделения властей”;

* создание необходимых условий  для развития “среднего класса”,  выступающего социальной основой  демократического режима.

При тоталитарном режиме государственная  власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства – как правило, пожизненно -- становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции, Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные “избирались” нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше “эмиссарами” либо утрачивают самостоятельность.

Авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, нередко используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Особую разновидность авторитаризма  представляют политические режимы в  некоторых государствах арабского  Востока, где и сегодня сохраняется  традиционная форма правления – абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

 

Вопрос 18. Предпосылки  становления и признаки тоталитарных политических режимов.

 

Понятие “тоталитаризм” происходит от латинского слова “totalis” (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

* Всеобщая политизация и идеологизация  общества. Законодательная, исполнительная  и судебная системы контролируются  из одного центра - политического  и идеологического института - партии.

* Политические свободы и права  граждан зафиксированы формально,  но реально не существуют. Законы  защищают только интересы государства.  Действует принцип “запрещено  всё, что не приказано”.

* Легальная политическая оппозиция  отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

* В стране признаётся право  на существование только одной  правящей партии. Подавляются всякие  попытки создания альтернативных  политических и общественных  объединений.

* Существует строгая цензура над всеми средствами массой информации, запре щено критиковать представителей власти.

* Полиция, армия, спецслужбы  наряду с функциями осуществления  правопорядка выполняют функции  карательных органов государства  и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

* В обществе функционирует только  официальная идеология, жёсткому  преследованию подвергаются все  иные идейные течения.

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии