Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление особенностей ценообразования на продукцию одного из ведущих предприятий ОПК.
Актуальность работы обусловлена наличием противоречия, с одной стороны - между необходимостью и возможностью ОПК обеспечить приемлемый уровень военной безопасности государства, а с другой – между необходимостью и возможностью предприятия, как подсистемы ОПК, обеспечить приемлемый уровень ОПК.

Содержание

Введение……………..…………………………………………………….….…3
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Предприятие в условиях рыночной среды…..………………….….5
1.2. Типы рыночных систем…………………………...……………….11
ГЛАВА II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Формирование себестоимости на предприятии……….…….……17
2.2. Ценовая политика предприятия…………………………………….25
2.3. Методы ценообразования……………….…………..………...……28
ГЛАВА III. Особенности ценообразования на предприятии
оборонно-промышленного комплекса…………….…30
Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………..………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ………

Работа содержит 1 файл

КР ЭП .doc

— 547.50 Кб (Скачать)

    1) роль в национальной экономике; 

    2) причины возникновения и сфера  функционирования;

    3) особенности возникновения и  поведения монополии;

    4) временные характеристики осуществления монопольной власти.

    Государство, предоставляя определенные права на осуществление какой-либо хозяйственной  деятельности, регулирует эту деятельность и административным путем создает  монополию. Если деятельность предприятия  подчинена реализации социально значимых проектов, таких как образование и медицина, защита государства, реализация прав и свобод его граждан, то государство создает определенные условия, которые реализуются в предоставлении права монопольного положения на рынке. При этом государство оставляет за собой право регулирования ценовой политики предприятия.

    Естественные монополии имеют собственный механизм функционирования, при котором их естественный монополизм определяется эффективным масштабом производства одного поставщика товара. Этот объем предложения близок к количеству, на который рынок предъявляет спрос по любой цене и достаточный для покрытия издержек производства естественной монополией.

    Рассматривая  естественную монополию как устойчивое состояние рынка при отсутствии конкуренции, можно выделить четыре основных типа естественных монополий (рис. 5).

    Наибольший  интерес, применительно к данной работе представляют государственные естественные монополии. Они возникают, как правило, на рынках, относящихся к исключительной компетенции государства. В производственной сфере – это выпуск таких особых товаров, как деньги, медали, наркотические вещества, продукция военного назначения и т.п., в непроизводственной сфере – организация и регулирование денежных потоков, налоговых сборов и других экономических функций государства.

      
 
 
 

    Поскольку рассмотренные монополии характеризуют  положение на рынке только товаропроизводителя, постольку было бы несправедливо  обойти вниманием другого участника  экономических отношений – покупателя. Поэтому необходимо отметить наличие такой монополии как монопсония.

    В экономической литературе [14] монопсония представлена экономическими отношениями, в которых выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно – ситуация, при которой предприятие является монополистом на рынке. Предприятие выступает покупателем и само устанавливает цены. Поэтому характеризуя экономические отношения, где цену устанавливает покупатель, применяют термин «монопсония». Существуют такие формы монопсонии как чистая монопсония, олигопсония и власть монопсонии.

    Чистая  монопсония довольно редкая форма и ее примером может служить рынок ядерного оружия, на котором государство (субъект макросистемы) выступает единственным покупателем. Государство закупает все рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.

    Олигопсония выступает другой формой отношений на рынке, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение. Данная форма отношений представлена такой ситуацией на рынке, когда нескольким покупателям противостоит большое количество производителей. Таким примером может служить рынок вооружений, товаров и услуг военного назначения, на котором в качестве покупателя выступает ограниченное количество государственных силовых структур. Данные покупатели, ограниченные рамками бюджета, могут влиять на цену продукции производителя.

    Власть  монопсонии характеризует такую ситуацию в экономических отношениях, когда единственный покупатель оказывает влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда производитель, обладающий властью монопсонии, увеличивает закупки, цена, которую он должен заплатить, увеличивается.

    Таким образом, анализ приведенных форм экономических  отношений между производителем и покупателем, образуемых на основе взаимосвязи типов экономических  отношений и механизма конкуренции позволяет:

    - отнести по совокупности ситуационных признаков монопольное право государства на производство продукции и услуг военного назначения к такому типу монополии как естественная;

    - определить применительно к естественной монополии экономические отношения в ОПК России как олигопсонию.

    Вследствие  этого, рассмотрение механизмов разработки ценовой политики и ценовой стратегии предприятия, ценообразования на продукцию, как отдельным предприятием, так и группой предприятий отрасли необходимо провести на основе выявленной формы экономических отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

ГЛАВА II

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

   2.1. Формирование себестоимости на предприятии

   Любое предприятие в экономической  литературе рассматривается как  основное звено экономической системы общественного устройства. Экономическим назначением предприятия является производство продукции (работ, услуг) для рынка

   По  материально-вещественному составу  продукция – это предметы питания, одежда, обувь, мебель, жилища, машины, материалы и т.п. Услуги – то, что производят для потребителя предприятия торговли, транспорта и связи, здравоохранения и образования, науки и культуры, рекламы и коммунально-бытового обслуживания. Работа – это деятельность по созданию продукции (услуг), не завершенная созданием конечной продукции (строительно-монтажные работы, сборочные работы, посевные работы и т.д.). На одном предприятии могут производиться и продукция, и работы, и услуги [19].

   Для оценки экономической деятельности предприятия используют термины «совокупная выручка» и «прибыль» [17]. Поэтому целесообразно рассмотреть содержание упомянутых терминов, приведенных в современной экономической литературе.

   Под «совокупной выручкой» (total revenue) предприятия принято понимать доход предприятия, т.е. денежные средства, которые оно получает при реализации произведенных благ [18].

   Под «прибылью» (profit - Pr) предприятия принято понимать разницу между совокупной выручкой (TR), полученной за продукцию, и издержками (ТС) на ее производство. Следовательно, прибыль производителя можно рассчитать по формуле: Pr = TR – ТС.

   Анализ содержания терминов (прил.1), приведенных в различных источниках, показывает, что прибыль предприятия формируется путем сложения доходов, полученных и поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих расходов и отчислений. Вследствие этого на предприятии различают несколько видов прибыли (прил.2):

   - реализационная прибыль или валовая;

   -операционная прибыль или прибыль от прочей реализации;

   - внереализационная прибыль;

   - балансовая прибыль;

   - чистая прибыль.

   Из  представленных видов прибыли наибольший интерес представляет реализационная прибыльреал), т.к. она наиболее точно отражает источники ее получения - продукция реализованная (РП) и себестоимость продукции (S).

   Таким образом, представление результата экономической деятельности предприятия через прибыль и анализ содержания терминов, приведенных в экономической литературе, позволили выделить источники ее получения. Следовательно, необходимым шагом в данной работе является рассмотрение источников и механизма формирования себестоимости продукции (S).

   Анализ  содержания терминов (прил.2) позволяет  выделить такие ключевые слова как  «расходы» и «затраты». Поэтому  можно говорить о том, что источником образования себестоимости продукции  являются расходы и затраты на ее производство. Рассматривая содержание термина «расходы» (прил.2), делаем допущение о том, что он используется в совокупности с термином «доходы», образуя тем самым парную категорию. Такой подход позволяет исключить в работе его дальнейшее использование. Опираясь на другое из приведенных определений, вычленяем из него понятие «издержки» и применяем его в работе.

   Длительный  период времени в России был распространен один единственный термин - себестоимость продукции. В экономической лексике термин «издержки» получил широкое распространение в России с переводом экономики на рыночные рельсы. Рассмотрим содержание данного термина, приводимого в различных источниках.

   Анализ  содержания приведенных терминов (прил.2) показывает, что ключевым словом являются затраты. Поэтому в данной работе, при рассмотрении структуры себестоимости, применительно к производственным расходам и расходам на реализацию продукции используется термин «затраты», а при определении доходов предприятия на основе учета совокупных (валовых) расходов – издержки.

   Затраты, образующие себестоимость, по содержанию группируют по экономически однородным элементам, представленным на рисунке 6. Данная структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции. При этом следует уточнить, что данные затраты носят текущий характер. Учет затрат, входящих в себестоимость и определяющих ее значение, получил название калькуляция (от лат. сalculation – счет, подсчет).

     
 
 
 
 
 
 

   По  объему учитываемых затрат различают  три вида себестоимости:

   - цеховая – затраты на производство продукции в пределах цеха;

   - производственная (себестоимость готовой продукции) – с учетом цеховой себестоимости включает затраты вспомогательного производства;

   - полная себестоимость или себестоимость реализованной (отгруженной продукции) – это производственная себестоимость продукции и плюс затраты по ее реализации.

   Перечень  статей калькуляции себестоимости  единицы продукции представлен  на рисунке 7.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   При калькуляции затрат используют методы калькуляции, образующих две группы. Под методом калькулирования понимается способ калькулирования в зависимости от калькуляционной единицы.

   К первой группе относят методы предварительного калькулирования:

   - метод удельных затрат;

   - агрегатный метод;

   - балльный метод;

   - параметрический метод.

   Ко  второй группе относят методы производственного калькулирования:

   - позаказный;

   - попередельный;

   - нормативный.

   В многономенклатурных производствах  первые шесть статей обычно относятся  к прямым (технологическим) затратам, а остальные – к косвенным (накладным) затратам, связанным с организацией производства и управлением. В простых производствах все затраты рассматриваются как прямые.

   Первые  десять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней коммерческих затрат, включающих в себя затраты по реализации продукции, получают коммерческую (полную) себестоимость.

   В состав коммерческих (ранее внепроизводственных) затрат входят затраты, связанные с  упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателем сверх цены на продукцию), рекламой, включая участие в выставках, ярмарках и другие аналогичные затраты.

   Таким образом, рассмотрение структуры затрат на производство продукции (работ, услуг) и ее реализацию позволило выявить  такие составные части себестоимости как производственная себестоимость и коммерческая (полная) себестоимость.

   Товар и стоимость.

   Целью деятельности предприятия является производство продукции (работ, услуг) и последующая их реализация через  рынок. Поэтому произведенная продукция, представленная на рынок, переходит в категорию товар.

Информация о работе Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса