Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление особенностей ценообразования на продукцию одного из ведущих предприятий ОПК.
Актуальность работы обусловлена наличием противоречия, с одной стороны - между необходимостью и возможностью ОПК обеспечить приемлемый уровень военной безопасности государства, а с другой – между необходимостью и возможностью предприятия, как подсистемы ОПК, обеспечить приемлемый уровень ОПК.

Содержание

Введение……………..…………………………………………………….….…3
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Предприятие в условиях рыночной среды…..………………….….5
1.2. Типы рыночных систем…………………………...……………….11
ГЛАВА II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Формирование себестоимости на предприятии……….…….……17
2.2. Ценовая политика предприятия…………………………………….25
2.3. Методы ценообразования……………….…………..………...……28
ГЛАВА III. Особенности ценообразования на предприятии
оборонно-промышленного комплекса…………….…30
Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………..………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ………

Работа содержит 1 файл

КР ЭП .doc

— 547.50 Кб (Скачать)

   Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт труда, специально произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческую потребность; любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи [7].

   К.Маркс определял товар как «внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности» [16].

   Для перехода в категорию «товар» вещь должна иметь:

   - полезные для потребителя свойства;

   - стоимость;

   - ограничение в доступе.

   Понятие товар является основой для функционирования рыночной экономики. Сегодня товаром называют всё, что можно продать. В современных условиях самостоятельным товаром может выступать любое право на что-либо. Сегодня вещь часто передается как приложение к приобретенному праву (полной собственности, пользования, прослушивания). Следовательно, товаром можно назвать передаваемое другому лицу право на что-либо, которое может сопровождаться передачей вещей.

   Целью любого производства является доведение  продукта от производителя к конечному  потребителю. В условиях рынка это  происходит при обмене товара на товар  или товара на деньги. Способность  одного товара обмениваться на другой определяется, прежде всего, его потребительной стоимостью – полезностью вещи, его свойствами удовлетворять определенную человеческую потребность.

   Вторым  условием, необходимым для обмена товара, является его стоимость. Перед  началом производства экономисты и нормировщики на основе требований технологического процесса определяют нормативную себестоимость изготовления единицы продукции. Из совокупности нормированных себестоимостей элементов и процессов складывается нормативная себестоимость (производственная себестоимость) продукции.

   Исходная  ценность продукции заключена в  ценности материалов (полуфабрикатов, заготовок и пр.). Если продукция  изготовлена из данного полуфабриката, то возникает «добавленная ценность»  в виде готовой продукции. Но если при изготовлении продукции нормативные затраты превышены, между нормативной и фактической добавленной стоимостью появляется расхождение. Из этого следует, что производитель (предприятие) или распространитель продукции только добавляют затраты, другой вопрос - какая часть этих добавленных затрат превращается в реальную стоимость, а какая - в пустую трату сил и отходы. И только потребитель определяет реальную стоимость продукции, принимая или не принимая себестоимость, рассчитанную предприятием на товарную продукцию. Следовательно, переход экономических категорий одной в другую, таких как «себестоимость» в «стоимость», происходит на рынке под воздействием спроса и предложения.

   В процессе обмена разнокачественных товаров человечество постоянно сталкивалось с необходимостью выбора справедливого эквивалента такого обмена. Таким мерилом стала стоимость как общественно необходимые затраты труда (живого и овеществленного), необходимые для изготовления товара (услуги) при наличии общественно-нормальных условий производства, при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, с учетом чистого дохода, необходимого для интенсивной деятельности предприятия, а также внесения платежей в бюджет.

   Общественно-необходимые  затраты вбирают в себя не только затраты отдельного товаропроизводителя, но и величину дополнительных, внешних для самого предприятия затрат, связанных с последствиями загрязнения окружающей среды, стоимостью трудовых и производственных ресурсов общества, которые используют в своей деятельности предприятия, т.е. имеет место тот случай, когда общественные затраты оказываются выше частных. Для того, чтобы обмен товаров состоялся, необходимо, как минимум, сравнить их стоимости. Большинство затрат, входящих в стоимость, поддаются учету, анализу, планированию. Поэтому стоимость выступает объективной основой обмена на рынке.

   Таким образом, товар и стоимость как парная экономическая категория, находят свое проявление там, где имеет место реализация предприятием своей продукции, где реализация выступает как операция обмена одного товара другой или его эквивалент, выраженный в денежной форме.

   Реализация  и рыночная цена.

   В экономической литературе существует несколько наиболее распространенных определений цены:

   а) классическое определение К.Маркса: «цена есть денежное выражение стоимости товара»;

   б) цена определяется не «затратной» стоимостью, а «альтернативной» стоимостью, т.е. цена данного товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести за эту же денежную массу [13];

   в) определение цены в системе маркетинга: «цена определяется как денежная сумма, взимаемая за конкретные товар»;

   г) цена как форма общественной оценки ресурсов, товаров и услуг.

   Приведенное содержание цены не может претендовать на полную объективность, поскольку  является выражением заинтересованных сторон, как потребителя, так и производителя. Однако позволяет вычленить такие ключевые слова как «денежное выражение стоимости», «денежная сумма», «форма оценки».

   В экономических отношениях цена является социальной формой проявления закона стоимости, опосредующей различные стадии воспроизводственного процесса. Она призвана отражать множество условий производства и реализации товаров. Поэтому на рынке существуют различные группы цен, образующих их единую систему.

   Система цен как их совокупность, используемая всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса и находящаяся в постоянном движении под воздействием множества розничных факторов, состоит из отдельных блоков национальных и мировых цен. Она представлена разнообразием их видов, в рамках которых цены распределены на группы по общим признакам (прил.4).

   Ведущую и определяющую роль во всей системе  цен играют цены на продукцию базовых  отраслей: топливно-энергетической отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. При этом изменение цен на энергоносители приводит к быстрому изменению в уровне цен всех отраслей экономики.

   В соответствие такому общему признаку, как сфера обслуживания национальной экономики (сфера товарного производства), цены подразделяются на виды, представленные в таблице 1.

   В соответствие такому признаку как  зависимость от территориального действия различают: цены единые или поясные; цены региональные (зональные, местные и т.д.)

   В соответствие такому признаку как  транспортная составляющая в цене различают следующие виды цен:

   - цена в месте  производства продукции;

   - единая цена;

   - зональные цены;

   - цены, определяемые  на основе базисного  пункта.

   Т а б л и ц а  1.

Виды  цен с соответствие обслуживающей  сфере товарного производства  

 п/п

Отрасль народного  хозяйства, направление хозяйственной  деятельности Виды цены Определение цены
Промышленность Оптовая цена на продукцию промышленности Цена, по которой  реализуется продукция промышленного  предприятия независимо от форм собственности
    А) Оптовая (отпускная) цена Цена изготовителя продукции, по которой он реализует  продукцию оптово-сбытовым организациям или др. предприятиям
    Б) Оптовая цена промышленности Цена, по которой  предприятия и организация-потребитель  оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям
Строительство Сметная цена Полный перечень всех работ, расцененных по известным  нормам и нормативам на строительство  каждого объекта
    Прейскурантная  цена Усредненная сметная  стоимость единицы конечной продукции типового строительства объекта (за 1 кв.м жилплощади, за 1 кв.м окрашиваемой поверхности и др.)
    Договорная цена Цена, устанавливаемая  по договоренности между заказчиком и подрядчиком
Сельское хозяйство Закупочная цена Цена, по которой  реализуется сельскохозяйственная продукция колхозов, совхозов, фермеров, населения
Транспорт Тарифы грузового  и пассажирского транспорта Плата за перемещение  грузов и пассажиров, взимаемая транспортными  организациями с отправителей грузов и населения
Торговля Розничная цена Цена, по которой  товары реализуются в розничной  торговой сети населению, предприятиям и организациям
Услуги (коммунальные, бытовые, связь, образовательные, здравоохранения) Тарифы на услуги Плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами, предприятиями связи, учреждениями образования и здравоохранения
Международная деятельность Экспортная и  импортная цены (мировые цены) Цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот
 

   Для такой сферы деятельности как  маркетинг сложилась своя, достаточно устойчивая терминология. К используемым в маркетинге ценам следует отнести такие как:

   - цена проникновения;

   - цена снятия сливок;

   - престижные цены;

   - падающие цены;

   - психологические  цены;

   - гибкие цены;

   - цены «следования  за лидером».

   Таким образом, существующее видовое многообразие цен реализации на товарную продукцию (услуги) представлено системой цены, в  основе которой лежит их классификация  по различным экономическим признакам.

   2.2. Ценовая политика предприятия

   Для работающего на рынок предприятия, разумные методика установления цены и ценовая тактика, используемые при реализации ценовой стратегии определяют успех его деятельности. При этом ценообразование является средством достижения целей предприятия. Отечественный опыт свидетельствует, что, несмотря на широкое развитие неценовых методов конкуренции, ценовая политика и методы формирования цен для продвижения товаров на внутренний и мировой рынки сохраняют свое непреходящее значение.

   На  государственном уровне под политикой цен принято понимать действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, проводимые для регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроль их соблюдения. В соответствии с рекомендациями Министерства экономики РФ под политикой цен предприятия понимаются общие цели, для достижения которых предприятие использует цены на свою продукцию.

   Получение прибыли как главная цель предприятия  может быть достигнуто посредством реализации частных задач:

   - защита своих интересов;

   - подавление конкурентов;

   - завоевание новых рынков;

   - выход на рынок с новым товаром;

   - быстрое возмещение затрат;

   - стабилизация доходов.

   Ценообразование как процесс (рис.8) может быть представлен совокупностью взаимосвязанных стадий, при этом каждая стадия содержит совокупность фаз, как времени реализации одной управленческой работы.

Информация о работе Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса