Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление особенностей ценообразования на продукцию одного из ведущих предприятий ОПК.
Актуальность работы обусловлена наличием противоречия, с одной стороны - между необходимостью и возможностью ОПК обеспечить приемлемый уровень военной безопасности государства, а с другой – между необходимостью и возможностью предприятия, как подсистемы ОПК, обеспечить приемлемый уровень ОПК.

Содержание

Введение……………..…………………………………………………….….…3
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Предприятие в условиях рыночной среды…..………………….….5
1.2. Типы рыночных систем…………………………...……………….11
ГЛАВА II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Формирование себестоимости на предприятии……….…….……17
2.2. Ценовая политика предприятия…………………………………….25
2.3. Методы ценообразования……………….…………..………...……28
ГЛАВА III. Особенности ценообразования на предприятии
оборонно-промышленного комплекса…………….…30
Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………..………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ………

Работа содержит 1 файл

КР ЭП .doc

— 547.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
 
 

Кафедра экономики и антикризисного управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 

на тему: «Особенности ценообразования на продукцию  оборонно-промышленного комплекса» 
 
 
 

                Студент отделения заочного обучения, группа  

                Научный руководитель 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва  2009  

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Стр.

Введение……………..…………………………………………………….….…3

      ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

       ЦЕНЫ  ПРЕДПРИЯТИЕМ

       1.1. Предприятие в условиях рыночной среды…..………………….….5

       1.2. Типы рыночных систем…………………………...……………….11

ГЛАВА II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

      2.1. Формирование себестоимости на предприятии……….…….……17

    2.2. Ценовая политика предприятия…………………………………….25

      2.3. Методы ценообразования……………….…………..………...……28

    ГЛАВА III. Особенности ценообразования на предприятии

         оборонно-промышленного  комплекса…………….…30 

Заключение…………………………………………………………………….34

Список  используемой литературы…………………..………………37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

    Введение

    Изменение геополитического и геостратегического положения России оказало существенное влияние на ее национальную безопасность и, в частности, на такие ее элементы, как экономическая и военная безопасность государства.

   Сложные процессы реформирования российской экономики и обеспечение приемлемого уровня военной безопасности обусловили необходимость принятия военно-политическим руководством России адекватных мер. Это выдвинуло перед экономикой и военно-промышленным комплексом (ВПК) России, как элементом военной безопасности новые задачи, к решению которых они оказались готовыми не в полной мере.

   Реализация  задач через проведение фундаментальных преобразований затронула такие отрасли как газовая и электроэнергетическая, железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, сферы телекоммуникации, водоснабжения и ряд других, традиционно находящихся в государственной или муниципальной собственности и являющихся естественно монопольными сегментами экономики.

   Реформы осуществлялись в направлении децентрализации и внедрения конкуренции, модернизации методов государственного регулирования. Этим предполагалось обеспечить повышение эффективности функционирования реформируемых отраслей и дальнейшее дерегулирование национальной экономики.

   Десятилетие преобразований в России не привело к оформлению завершенности форм модели реформирования. При этом характерная для экономической политики последнего времени апробация зарубежных образцов и моделей привела к тому, что преобразования естественных монополий в российских условиях остались без должной научной разработки. В связи с этим большой интерес представляет развитие теоретических основ регулирования такой естественной монополии как военно-промышленный комплекс России.

   Целью работы ставилось выявление особенностей ценообразования на продукцию одного из ведущих предприятий ОПК.

   Актуальность  работы обусловлена наличием противоречия, с одной стороны - между необходимостью и возможностью ОПК обеспечить приемлемый уровень военной безопасности государства, а с другой – между необходимостью и возможностью предприятия, как подсистемы ОПК, обеспечить приемлемый уровень ОПК.

   Достижение  цели, поставленной в работе, обеспечивалось решением совокупности частных задач:

   уточнением  сущности понятия «оборонно-промышленный комплекс»;

   определением  роли места ОПК в системе национальной безопасности;

   выявлением  факторов, влияющих на функционирование ОПК и его структурного предприятия;

   рассмотрение  теоретических основ ценообразования  и их практической реализации в деятельности конкретного предприятия.

   В качестве объекта в данной работе выступает оборонно-промышленный комплекс как подсистема национальной экономики.

   В качестве предмета в данной работе выступает предприятие как основная хозяйствующая единица.

   Работа  состоит из введения, двух глав и заключения.

   Во  введении раскрыта актуальность темы, сформулировано противоречие, определяющее содержание работы.

   В первом разделе проведен анализ содержания термина «военно-промышленный комплекс», приводимого различными источниками». Уточнено его содержание применительно к данной работе, выявлены место и роль ОПК в обеспечении военной и национальной безопасности государства. Рассмотрены опосредованные и непосредственные факторы, их влияние на эффективность функционирования предприятия. уточнены требования к предприятию в современных условиях хозяйствования.

   По  отношению к национальной экономике  производство вооружений выступает  как естественная мономолизация. При  этом государственным монополистом выступает ОПК. В силу объективного действия законов диалектики показана необходимость сосуществования естественной монополии государства на производство вооружений и конкуренции на данном сегменте рынка.

   Во  второй главе рассмотрены теоретические положения ценообразования.

   В третьей главе на основе рассмотренных теоретических положений проведен анализ практической деятельности отдельного предприятия ОПК.

   В заключении обобщены выводы по параграфам.

 

ГЛАВА I

факторы, влияющие на формирование цены предприятием 

1.1. Предприятие в условиях рыночной среды 

    Рынок выступает по отношению к предприятию той внешней средой, в которой предприятие реализует свою производственную деятельность. Вполне логично, что руководство любого предприятия, перед выходом на рынок, проводит его оценку для выявления факторов, влияющих на эффективность функционирования предприятия (в работе рассматривается предприятие, производящее продукцию военного назначения, далее по тексту - ПВН). Для выявления факторов, влияющих на его производственную деятельность, необходимо определить его место в национальной экономике.

    Становление и последующее развитие государства  сформировало такие сферы его  деятельности как политическая, экономическая, социальная, экологическая, военная, культурная и информационная (рис.1).

      
 

      
 
 

    Сам факт существования любого государства  обеспечивается его национальной безопасностью. Поэтому сферы государственной деятельности позволительно рассматривать в качестве компонентов национальной безопасности, где военная безопасность также может быть представлена совокупностью элементов (рис.2).

    Анализ рисунков 1 и 2 показывает, что оборонно-промышленный комплекс является составной частью национальной и военной безопасности государства, одним из институциональных компонентов государства, производителем специфического рода услуг и продукции.

    Рассматривая понятие «оборонно-промышленный комплекс» или другой его широко используемый синоним, как «военно-промышленный комплекс», необходимо уточнить содержание представленных терминов. Анализ содержания приведенных терминов (прил.1) позволяет:

    во-первых, выделить такие ключевые слова как «монополия», «представители вооруженных сил», «часть государственно-административного аппарата», «прослойка интеллигенции, профсоюзных руководителей...», «совокупность организаций и предприятий», «поставки вооружений и военной техники»;

    во-вторых, выделить такой их характеризующий признак как совокупность государственных учреждений, предприятий и организаций специфического сектора экономики, предназначенных для удовлетворения военных потребностей государства.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Военная экономика государства, как часть его производственного комплекса, обеспечивает военные потребности государства и включает: оборонные отрасли промышленности и их материально-техническое обеспечение; трудовые и финансовые ресурсы, направляемые на военные нужды; экономические отношения внутри и вне военной организации государства с различными секторами экономики [22]. Для обозначения военно-промышленного комплекса государств, создающих и использующих его в оборонительных целях, в научной литературе употребляется и термин «оборонно-промышленный комплекс» [6]. В соответствии с положениями Военной доктрины России [1], определяющими ее оборонительную направленность, в дальнейшем используется термин «оборонно-промышленный комплекс» (ОПК).

   Таким образом, выявление места ОПК в системе национальной безопасности России, представление его через совокупность органов государственного управления, учреждений, организаций и предприятий по выпуску ПВН, позволяют перейти к выявлению факторов, воздействующих на предприятие, входящего в структуру ОПК. Значимость факторов определяется тем, что их учет позволяет уточнить требования к предприятию, соответствие которым определяет эффективность его производственной деятельности.

   В соответствии с Перечнем стратегических предприятий и организаций в структуру ОПК входят 1043 стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в т.ч.: ФГУП, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства – 502; ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации, в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства – 541 [4].

    В научной литературе «фактор» определяется как: момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь явлении, процессе [8]; причина, движущая сила какого-нибудь процесса, определяющая его характер или отдельные черты [5].

   Анализ  места предприятия в системе ОПК показывает, что на него будут воздействовать факторы, разные по своей значимости. Поэтому, в научной литературе они классифицированы как опосредованные и непосредственные. К наиболее значимым из опосредованных факторов следует отнести такие как политическая, экономическая, социальная и информационные безопасности.

   Первое  место по своей значимости занимает такой фактор как политическая безопасность. Ее воздействие проявляется через господствующую в государстве идеологию, отражает внешние устремления государства и закрепляется программными документами. Ее реализация, в конечном счете, находит свое проявление в формировании государственного оборонного заказа (ГОЗ).

   Другим фактором, выступает экономическая безопасность. Деятельность любого предприятия отражает состояние национальной экономики в целом, а состояние экономики определяет положение предприятия. Поэтому предприятие по производству ПВН отражает те процессы, которые происходят в ОПК и наоборот, состояние ОПК определяет состояние предприятия, входящего в его структуру. Вследствие этого, состояние ОПК как подсистемы национальной экономики является одним из условий, определяющих экономическую безопасность государства.

Информация о работе Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса