Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление особенностей ценообразования на продукцию одного из ведущих предприятий ОПК.
Актуальность работы обусловлена наличием противоречия, с одной стороны - между необходимостью и возможностью ОПК обеспечить приемлемый уровень военной безопасности государства, а с другой – между необходимостью и возможностью предприятия, как подсистемы ОПК, обеспечить приемлемый уровень ОПК.

Содержание

Введение……………..…………………………………………………….….…3
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Предприятие в условиях рыночной среды…..………………….….5
1.2. Типы рыночных систем…………………………...……………….11
ГЛАВА II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Формирование себестоимости на предприятии……….…….……17
2.2. Ценовая политика предприятия…………………………………….25
2.3. Методы ценообразования……………….…………..………...……28
ГЛАВА III. Особенности ценообразования на предприятии
оборонно-промышленного комплекса…………….…30
Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………..………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ………

Работа содержит 1 файл

КР ЭП .doc

— 547.50 Кб (Скачать)

   При установлении цен необходимо учитывать, что низкая цена не приносит прибыль, а слишком высокая не позволяет  сформировать достаточный объем спроса на продукцию. Более точное определение цен руководство предприятия осуществляет на основе ценовых стратегий.

   Стратегия управления ценами (ценовая стратегия) представляет собой комплекс мер по поддержанию условных цен при их регулировании в соответствии с разнообразием и особенностями спроса, конкуренции на рынке. Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке. Может попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую собственные интересы. Выбор ценовой стратегии также во многом определяется тем, какой товар предприятие предлагает на рынке: новый, модифицированный или традиционный [11].

     
 
 
 
 
 
 
 
 

   Ценовые стратегии делятся на три большие группы, каждая из которых делится на подгруппы (рис.9)

   Стратегии дифференцированного  ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам: стратегии периодических, случайных скидок, скидок на вторичном рынке и др.

     
 
 
 

   Стратегии конкурентного ценообразования опираются на конкурентоспособность предприятия в зависимости от цены: стратегия проникновения на рынок, ценообразование по «кривой освоения продукции», стратегия сигнализирования, географическая стратегия.

   Стратегии ассортиментного  ценообразования используются в том случае, когда предприятие выпускает аналогичные, сопряженные или взаимозаменяемые товары: стратегия «набор», «комплект», «имидж» и т.д.

   Таким образом, реализация всей совокупности частных задач в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, при различных цене предприятия и соотношении между ценами, на основе стратегий ценообразования, обеспечивает достижение главной цели – долгосрочной максимизации прибыли.

    Этапы формирования цены и ее структура.

   Одним из сложных вопросов ценообразования  является определение величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. Но прибыль невозможно рассматривать  отдельно от себестоимости и стоимость, т.к. последние также являются элементами цены. Поэтому данное обстоятельство обусловливает необходимость раскрытия механизма формирования цены с учетом всех ее составляющих.

   На  первом этапе формирования цены в результате соединения факторов производства в воспроизводственном процессе предприятия создается добавленная или новая стоимость, которая может быть представлена и как производственная себестоимость продукции. Прибыль производителя потенциальна, поскольку возможный доход заключен во вновь созданной продукции, но еще не реализован, т.е. произведенные блага не проданы и за них не выручены денежные средства.

   На  втором этапе формирования цены при поступлении на реализацию производственная себестоимость трансформируется в коммерческую или полную себестоимость. В результате реализации образуется прибыль (рис.10) предприятия как разница между величиной совокупной выручки и совокупных затрат предприятия на производство. Величину прибыли можно выразить несколько иначе и представить прибыль производителя через разность рыночной цены на товар и его себестоимость.  

    Стоимость товара
    Добавленная (новая) стоимость Старая стоимость

    (стоимость  полуфабрикатов)

    Прибыль (экономическая) Заработная плата  
    Рента Процент Прибыль (до выплаты  налогов)  
 
 

Рис.10. прибыль в структуре стоимости товара

   Рыночная  цена состоит из совокупности элементов, составляющих ее структуру. В структуру  цены (прил.5) входят надбавки (скидки) посредников, несущих затраты по продвижению товара.

   Таким образом, рассмотрение цены как совокупности элементов и их взаимозависимости, позволяет говорить о том, что изменения одного из элементов влекут за собой изменения других, что приводит и к изменениям в уровне. 

   2.3. Методы ценообразования 

   В условиях ограниченности благ перед  потребителем всегда стоит проблема выбора. Потребность в том или благе вынуждает потребителя соотносить между собой их полезности, учитывая при этом и их доступность.

   Находящиеся в основе полезности различные группы качества могут быть выражены и как ценностные свойства блага: долговечность, надежность, простота в использовании и т.д. И тогда ценность блага приобретает у потребителя стоимостную оценку, которая в денежном выражении отождествляет величину набора групп качества у одного товара перед другим. Поэтому ценность выступает в форме денежной оценки потребителем полезности блага. И в этом смысле ценность имеет синоним - стоимость, где оба термина взаимозаменяемы. Вследствие этого появляется необходимость рассмотреть всю совокупность способов, лежащих в основе механизма ценообразования.

   Ценовые методы, используемые предприятиями при формировании цен на свои товары и услуги, могут быть классифицированы по группам (табл. 2). В основе каждого из них лежат затраты производства, при этом разница между методами ними заключена в объеме и способе учета производственных затрат [12].

   Т а б л и ц а  2.

   Система методов формирования цен

ЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ
Рыночные Параметрические Затратные
  • С ориентацией на спрос
  • Удельной цены
  • Полных издержек
  • Следования за лидером
  • Балловый
  • Стандартных издержек
  • С ориентацией на уровень конкуренции
  • Регрессивного анализа
  • Прямых издержек
  • Запечатанного конверта (тендерное ценообразование)
  • Агрегатный
  • Прямых стандартных издержек
  • безубыточности
  • Учета рентабельности инвестиций
 

    Сущность рыночных методов ценообразования (прил.6) заключается в том, что формирование цен происходит на основе исследования рыночных факторов.

   Сущность  параметрических методов (прил.6) ценообразования, как следует из их названия, состоит в том, что ценообразование происходит на основе одного или нескольких параметров (показателей) товара.

    Сущность  затратных методов ценообразования (прил.6) состоит в том, что в их основе лежит учет затрат производства и реализации продукции. При этом производитель определяет цену на основе себестоимости производства и необходимости получения прибыли от её реализации.

    Таким образом, рассмотрение этапов формирования ценовых политики и стратегии  предприятия, структуры цены и методов  ценообразования позволяют перейти  к выявлению их особенностей на предприятии  ОПК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

   ГЛАВА III

   ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 

   Ведущие предприятия ОПК России (прил.7), вошедшие в первую десятку его крупнейших предприятий, в 2006 г. заработали более 200 млрд.руб. Из 20 крупнейших оборонных предприятий России себе в убыток работают только три. Выручка остальных предприятий ОПК не превышает 10 млрд.руб. Общий рост выручки по 20 ведущим предприятиям ОПК России достиг 11.1%. В структуре общего объема производства более 40% составляет экспорт военной техники, немногим менее – гражданская продукция и только 15% - государственный оборонный заказ (ГОЗ).

   Федеральный закон РФ "О государственном  оборонном заказе" [2] определяет правовые и экономические принципы, порядок формирования и размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ). Им определено, что работы по осуществлению федеральной программы создания ВВТ на 10-летний период планируются первые 5-ть лет на каждый год. Указанная программа уточняется один раз в 5-ть лет, не позднее, чем за 9-ть месяцев до начала соответствующего периода.

   Экономическое стимулирование реализации ГОЗ предусматривает: выделение за счет федерального бюджета ассигнований на строительство и реконструкцию организаций, оснащение их современным оборудованием, освоение новой техники, технологий и материалов; фиксированный уровень рентабельности по видам оборонной продукции, ежеквартальную индексацию ассигнований в связи с инфляционными процессами; поквартальное или поэтапное авансирование за счет средств федерального бюджета работ по выполнению ГОЗ в размере не менее 40% их стоимости; освобождение головного исполнителя ГОЗ от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимые отечественной промышленностью и ввозимые для технического переоснащения организаций, выполняющих ГОЗ, а также другие льготы. При отсутствии действенного исполнительного механизма имеют место факты, когда на март месяц текущего года отсутствует финансирование ГОЗ.

   На  федеральном уровне, в современных условиях, когда объем ГОЗ не обеспечивает загрузки всех производственных мощностей предприятия ОПК, на повестке дня не просто корректировка основной производственной деятельности, а существенное изменение общей стратегии и переход в сферу непривычного гражданского рынка, диверсификации производства при одновременном сохранении и совершенствовании его военной составляющей.

   Сохраняет свою актуальность и региональный аспект. Многие предприятия ОПК являются градообразующими, вносят значительный вклад в совокупный объем промышленного производства региона и влияют на формирование бюджета. В то же время нет примеров, когда региональные бюджеты через целевые программы и напрямую оказывают финансовую поддержку предприятию.

    Больше  всех в отечественном ОПК зарабатывает концерн ОАО «ГКСБ «Алмаз-Антей»1, выручка от реализации которого составила 62.17 млрд.руб. Относительно низкая доля экспорта указывает на то, что КБ, в отличие от большинства других предприятий, работает не только на экспорт, но и в интересах Министерства обороны РФ. Это свидетельствует о пока редкой для российских предприятий хорошей сбалансированности бизнеса.

   Рассмотрим  краткую характеристику предприятия.

   Как следует из аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2007 г., «…основным содержанием деятельности ОАО «ГКСБ «Алмаз-Антей» являются: выполнение работ по созданию сложных систем ВВТ в интересах обеспечения обороны Российской Федерации; разработка и изготовление гражданской продукции широкой номенклатуры и товаров народного потребления; разработка и реализация инвестиционных, научно-технических и социальных программ, связанных с развитием Организации и ее дочерних предприятий» [23].

   ОАО «ГКСБ «Алмаз-Антей» образовано Указом Президента РФ №142 от 23.04.2002 г. Численность предприятия составляет свыше 2 тыс.чел., место нахождения – г.Москва, Ленинградский проспект, д.80, к.16 [24].

   Стоимость имущества 11236379 тыс.руб., в т.ч. основных средств – 350911 тыс.руб. (прил.7). С 2008 г. на предприятии предпринята попытка планирования экономической деятельности в форме долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования:

   - с учетом высокой динамичности военно-политических и социально-экономических процессов, протекающих в Российской Федерации, сложности их прогноза, продолжительность долгосрочного планирования составляет 10 лет;

   - исходя из конституционного периода сменяемости высших органов военно-политического руководства Российской Федерации (Президент - 6 лет, депутаты ГД – 5 лет), обеспечения преемственности руководства военным строительством, а также создания устойчивой кооперации организаций и предприятий, участвующих в разработке и производстве ВВТ глубина среднесрочного планирования составляет 5 лет;

Информация о работе Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса