Шпаргалка по "Ценообразование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование".

Работа содержит 1 файл

ценообраз шпоры 1-68 .docx

— 197.62 Кб (Скачать)

9. Ценообразование в  условиях чистой монополии.

Крайним типом рынка  несовершенной конкуренции является рынок чистой монополии, сочетающийся с чистой монопсонией, когда предложение представлено только одним продавцом, а спрос — одним покупателем. Один из важных признаком монополизма — взаимозаменяемость совокупности продукции. Фирма только в том случае может считаться монополистом, если выпускаемая ей продукция не имеет на рынке близких заменителей. Коэффициент перекрестной эластичности, который ее характеризует, равен или близок к нулю. При других условиях покупатели могут переключиться на продукт-заменитель. Фирма может быть монополистом на одном рынке и не быть им на другом, где действует несколько конкурентов. Поэтому для оценки монополизма важно установить, какую часть рынка фирма контролирует.

Отличительным признаком  монополизма являются также значительные барьеры при вхождении на рынок. Эти барьеры могут возникать  вследствие различных причин. В их числе исключительные права, предоставляемые  правительством; патенты и авторские  права; монополизация исходного  ресурса, сырья; значительные единовременные вложения в основной капитал; значительные транспортные издержки, обусловливающие  формирование региональных рынков и  некоторые другие.

В отличие от рынка  свободной конкуренции монополист не зависит от цен, действующих на рынке, а сам их устанавливает. Цена в таком случае считается монопольной, а дополнительный доход — монопольной  прибылью. Монополист, как правило, производит меньше продукции, чем при  совершенной конкуренции, и по более  высоким ценам.

В равновесном рынке  монополия либо преодолевается, либо обуздывается государственным контролем  и регулированием. Неравновесный  рынок создает питательную среду  для монополизма, укрепления его  позиции. В результате монополизм может  действовать разрушительно на экономику  или консолидировать зону застоя, пассивности по отношению к новым  импульсам спроса. Отсутствие конкуренции  на рынке неизбежно ведет к  росту затрат и цен, требуются  дополнительные издержки на поддержание  барьеров для вхождения в рынок. Вместе с тем объединение нескольких фирм обеспечивает сокращение условно-постоянных расходов, связанных с управлением, и позволяет получать эффект за счет масштаба производства, дает возможность  вести масштабные научные исследования и использовать их в производстве. Таким образом, для монополии  свойственны как отрицательные, так и некоторые положительные  стороны.

В развитых странах конкуренция  на товарных рынках и антимонопольные  меры регулируются специальным антимонопольным  законодательством. Для белорусского рынка характерна чрезвычайно высокая  монополизация рынка по большинству  продуктов. Уровень ее во многих отраслях достигает 90—100 %. Высокая концентрация производства при узкой специализации  привели к производственному  монополизму в подавляющем числе  обрабатывающих отраслей, особенно в  машиностроении. 

10. Система цен и взаимосвязь  между различными видами цен.

Система цен  очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношения  между которыми постоянно меняются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования. Используемые в настоящее время виды и разновидности  цен можно классифицировать по ряду признаков .


1.В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают регулируемые и свободные (договорные) цены.

Регулируемые цены — это цены, уровень которых складывается под влиянием спроса и предложения, но они испытывают соответствующее воздействие со стороны государства.

Свободная (рыночная) цена  цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции.

2.Классификация цен в зависимости от стадий ценообразования или стадий движений товара отражает взаимосвязь между ценами, складывающуюся в ходе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Характерной особенностью данного движения является то, что цена на каждой предыдущей стадии является составным элементом цены последующей стадии. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.


Рис. 2.3. Виды цен по стадиям товародвижения

Отпускная цена предприятия-изготовителя (оптовая цена предприятия) − цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения.

Отпускная цена оптового предприятия (оптовая цена промышленности) формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям, покупателям с учетом всех рыночных факторов.

Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничной торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.

Каждый из последующих видов  цен в этой цепочке включает в  качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия  включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена – отпускную  цену оптового предприятия.

3.В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары).

Движение потоков во внешней  торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары. Внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществляются экспортно-импортные сделки. При определении внешнеторговых цен особое значение имеет информация о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.

Розничные цены на импортные потребительские  товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.

4. В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйства различают оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бани, фото, медицинские, юридические и др.) услуги.  Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой.

5. В практике хозяйствования  широкое распространение получили  виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен "франко":

- франко-склад поставщика: при данном виде цен все расходы по транспортировке продукции от предприятия-поставщика до покупателя несет покупатель, и поэтому расходы по доставке продукции в цену не включаются;

- франко-станция (порт, пристань) отправления: в данном случае поставщик продукции включает в цену расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и отправке. Эти расходы можно относить на себестоимость продукции. Остальные транспортные расходы по доставке продукции к месту назначения покупатель оплачивает самостоятельно, и они выделяются в цене в качестве самостоятельных элементов в зависимости от того, используется собственный или привлеченный транспорт (в товарно-транспортных накладных они указываются отдельной строкой);

- франко-транспортное средство (вагон, баржа или борт парохода, самолета) станция отправления: при учете этих условий в отпускную цену включаются не только расходы по доставке продукции до станции ее отправления, но и затраты по погрузке продукции в транспортное средство;

- франко- транспортное средство-станция назначения: при таком виде франко в отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования;

- франко-станция назначения: в данном случае в отпускную цену включаются все расходы по доставке продукции до станции назначения, а также выгрузке товара из транспортного средства;

- франко-склад покупателя: при учете этого условия в отпускную цену включаются все расходы по транспортировке, а также затраты на погрузочно-разгрузочные работы, связанные с доставкой продукции до потребителя.

6.От сроков действия могут использоваться временные, постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены.

7.Цены могут различаться с учетом их территориального распространения. Выделяют единые республиканские и местные  цены.

Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (плата за электроэнергию, квартирная плата и др.).

Местные цены формируются по определенным территориям (областям, регионам) под воздействием как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.

8. Отдельный  блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии: планово-расчетные, учетные, потребительские цены, и сопоставимые.

9.Цены, используемые в статистике, включают текущие, сопоставимые и цены производителей. Эти виды цен позволяют выявить и анализировать тенденции в динамике цен, измерить динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей.

Для анализа  стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие цены, т.е. цены на текущий период времени, и сопоставимые.

Сопоставимые (или неизменные) цены применяются как в статистике, так и в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей и их динамики, позволяющие исключить влияние изменения цен.

Цены  производителей продукции характеризуют изменение стоимости продукции непосредственно на производстве. Они не используются в расчетах между предприятиями. Цена производителя состоит только из себестоимости и прибыли предприятия без учета косвенных налогов и неналоговых платежей.

10. Классификация цен по форме организации торговли. По форме организации торговли выделяют цены прямых контрактов, биржевые цены, цены аукционов, цены торгов.

Клиринг-  система расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств; в международных расчетах клиринг осуществляется в форме соглашений (клиринговые соглашения, валютный клиринг) между государствами о погашении задолженности друг другу, вытекающей из внешнеторговых операций путем зачета взаимных требований (без уплаты золотом или перевода иностранной валюты).

11.Классификация цен по характеру ценовой информации. Можно выделить справочные, публикуемые и расчетные цены.

 

 

11. Поэлементный состав цены. Структура  цены. Характеристика элементов  цены.

В современной экономической литературе принято различать «состав цены» и «структура цены». Состав цены – это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, себестоимость и прибыль выраженные в рублях).

Наличие различных видов цен порождает  их соответствующую структуру, представляющую собой определенные соотношения элементов цены в процентах или долях. Все действующие цены различаются между собой по структурным элементам и доле этих элементов в общей величине цены. Простейшее механическое деление цены можно осуществить по входящим в состав готового изделия ценам отдельных элементов.

Традиционно в структуре  цены выделяют следующие элементы:

издержки (себестоимость) производства и обращения; налоги, сборы, отчисления; прибыль (производителя, посредников, розничного продавца).

Определение структуры цены позволяет  понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль и налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли.

Информация о структуре цены необходима при разработке стратегии  и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это можно расценивать как сигнал снижения конкурентоспособности. Большая доля прибыли, и низкая доля себестоимости свидетельствуют об обратной ситуации – предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цены.

Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов (или дотации).

Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, экологический, отчисления на социальные нужды, в инновационный фонд и др.) В любой экономике предприятия и предприниматели заинтересованы в том, чтобы в цене были возмещены их затраты.Наибольшая часть расходов, связанная с изготовлением продукции, включается в себестоимость. Другая часть расходов предприятия покрывается за счет прибыли, причем либо до, либо после ее налогообложения. Это процент, уплаченный за использование заемных средств, капитальные вложения и расходы на содержание социальной сферы предприятия, экономические санкции, уплаченные предприятием, и т.д.

В современных  условиях цены предприятием определяются самостоятельно, что касается состава  затрат, включаемых в себестоимость, то они регламентируются Налоговым  кодексом Республики Беларусь.

Прибыль является формой чистого дохода, реализуемого ценой. Она должна быть обязательным элементом цены. Величина всей прибыли от реализации товаров зависит от трех факторов: прибыльности единицы каждого вида товаров, от объема продаж и от структуры продаж. За счет прибыли предприятие уплачивает налог на прибыль и ряд других налогов, осуществляет инвестиции, создает резервы, осуществляет операционные и внереализационные расходы.

Важное место  в составе цены занимают налоги. В настоящее время в состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз, не имеющий значения как самостоятельный элемент цены, налог на прибыль.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразование"