Шпаргалка по "Ценообразование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование".

Работа содержит 1 файл

ценообраз шпоры 1-68 .docx

— 197.62 Кб (Скачать)

что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в  стране.

 

19. Механизм ценового регулирования  деятельности монополий.

Модель, для  преодоления высоких цен, устанавливаемых  монополиями, экспериментировалась в  условиях отечественной экономики, состоит в том, что, если товар  продается по монопольно высоким  ценам, правительство прибегает  к регулированию таких цен. Предприятия  в условиях ограничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования, завышают себестоимость, растрачивая  свои ресурсы. Правительство, пытаясь  осуществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет различные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая политика увековечивает монополию, устраняя возможности для появления  конкурентов.

Сверхмонополизированная структура производства в Беларуси, доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности  в формировании конкурентной рыночной среды и рыночных цен. Когда рынок  только формируется, не создана его  инфраструктура, отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая  цена не в состоянии выполнять  функции привлечения нового предложения  и ограничения спроса.

На этапе  трансформации экономики сфера  государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще достаточно широкой, адаптированной к особенностям экономики переходного периода. В нее следует включать регулирование  цен на продукцию как естественных монополий, так и ряда искусственных. К естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения производства на нескольких предприятиях является экономически нецелесообразным, так как ведет к повышению удельных издержек (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение). Цель антимонопольного законодательства заключается в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется специфическая система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).

Государственный реестр состоит из трех разделов. В  первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разделов реестра содержит два подраздела: республиканский, куда входят предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов).

В зависимости  от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного  норматива рентабельности, предельного  уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее  представляет собой регистрацию  цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).

 

20. Запрещение антиконкурентных ценовых  соглашений в РБ.

 

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся  установление монопольных цен и  заключение антиконкурентных ценовых  соглашений. Под монопольной ценой  понимается цена, которая устойчиво  отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается  доминирующим на рынке хозяйствующим  субъектом или вступившими в  сговор предприятиями в целях  реализации своих экономических  интересов за счет злоупотребления  монопольной властью.

К ограничению  конкуренции на рынке могут привести различные ценовые соглашения, которые  в республике запрещены. Выявление  и пресечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах  осуществляется в соответствии с  разработанной антимонопольными органами инструкцией.

Антиконкурентные  ценовые соглашения можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрез­мерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренно­сти между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные их временным понижением.

Вертикальные  соглашения между предприятиями представляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям.

В Концепции  ценообразования определена антимонопольная  политика в сфере ценообразования. В процессе проведения государственной  конкурентной политики должны быть обеспечены равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.

Вследствие  изменившихся экономических условий  основным направлением антимонопольной  политики должно стать дальнейшее сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к  товарным рынкам и разным группам  товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования  к системе антимонопольного регулирования  и контроля, который осуществляет:

1)предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов  и органов управления;

2)пресечение  недобросовестной конкуренции;

3)обеспечение  правовой защищенности добросовестной

конкуренции;

4)содействие  развитию конкуренции на товарных  рынках страны;

5)контроль за экономической конкуренцией;

совершенствование регулирования деятельности естественной монополии.

Одним из направлений  антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления  монопольным положением хозяйствующих  субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом сохраняется  необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую  безопасность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Запрещение установления монопольных  цен в РБ.

Монополистическая деятельность – противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) хозяйствующих  субъектов (группы лиц), государственных  органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

монопольно  высокая цена – цена (тариф), установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также цену (тариф), которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу потребителей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение или цену (тариф), установленную на этом же товарном рынке ранее, если такая цена (тариф) сформировалась в условиях конкуренции;

монопольно  низкая цена – цена (тариф), установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, которая ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также ниже цены (тарифа), которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу потребителей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение;

Установление  монопольных цен в РБ может  быть запрещено полностью или  частично в соответствии с законодательством

 

22. Организация государственного контроля за ценами и задачи контроля.

Составной частью общей системы  регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Это осущ.

в Республике Беларусь на текущий момент:

1) Совет Министров  Республики Беларусь - регулирует  цены и тарифы на важнейшие  социально значимые услуги для  населения и товары, имеющие стратегическое  значение для страны;

2) Министерство  экономики: a) осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования в пределах предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее реализацию;b) определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов);c) осуществляет методическое руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории страны;d)  осуществляет регулирование цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства;e) принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства.

3)Облисполкомы  и Минский горисполком обеспечивают  государственную политику в области  ценообразования в пределах административно-территориальных  единиц. Возможность ограничивать  цены на продукцию подведомственных  предприятий имеют также министерства  и ведомства.

В последние  годы в Беларуси использовались следующие  основные способы государственного регулирования цен:

1)  установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

2) определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

3)  обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

4) установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

5) установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;

6) ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

7) ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

8) обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

9) индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

10)декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

11) ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

12) контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Повышению эффективности  проводимой ценовой политики в стране способствует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так  и службами государственной статистики. Современный ценовой мониторинг включает отслеживание цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка  -внутреннем, внешнем, на рынке потребительских товаров, промышленной продукции, услуг, рынке труда и оперативное их прогнозирование. Основная задача мониторинга - быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреждающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения.

 

 

23. Нарушения законодательства  о ценообразовании и применяемые  санкции

Согласно  законодательству РБ о ценообразовании  юр. и должностные лица, ИП несут  ответственность за следующие правонарушения:

q завышение или занижение установленных государственными органами уровней регулируемых цен и тарифов на товары (работы, услуги) — фиксированных или предельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов;

q применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование;

q завышение отпускных цен на продукцию организаций-монополистов, зарегистрированных в соответствующих органах ценообразования;

q включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, предусмотренных их стоимостью;

q несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности;

q отсутствие экономического обоснования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразование"